Задания для проведения школьного этапа олимпиады по родному русскому языку адресованы обучающимся 5, 6, 7 классов.
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
ЗАДАНИЕ 1.
Представьте себя волшебником. «Превратите» существительные СОСТАВ, УДАР, ТРОН в глаголы. Объясните, что изменилось в этих словах после вашего преобразования.
ЗАДАНИЕ 2.
Объясните значение крылатых выражений. Из каких они произведений?
А) А Васька слушает, да ест.
Б) А воз и ныне там!
В) А ларчик просто открывался.
Г) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
ЗАДАНИЕ 3.
Выполните анализ текста.
Николай Асеев. Город Курск (отрывок)
Город Курск стоит на горе,
опоясавшись речкой Тускорь.
Хорошо к ней слететь в январе
на салазках с крутого спуска.
Хорошо, обгоняя всех,
свежей кожею щек зазяблых
ощущать разомлевший снег,
словно сок мороженых яблок.
О, республика детских лет,
государство, великое в малом!
Ты навек оставляешь след
отшумевшим своим снеготалом…
Город Курск на веков гряде,
неподкупный и непокорный,
на железной залег руде,
глубоко запустивши корни.
Он в овчине густых садов,
в рукавицах овсяных пашен
не боится ничьих судов,
никакой ему враг не страшен…
Он над малой стоит рекой,
мочит яблоки, сушит груши
и не знает еще, что покой
будет нАвек его нарушен.
Он теперь опален огнем,
а тогда был так безопасен…
Как давно не бывал я в нем!
Как я многим ему обязан!
1930–1943
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
1. Прочитайте фонетическую запись фразы из басни И.А. Крылова и запишите её.
[Какщ’а с’т’j’ь мно г’иj’ь нахо д’ьт / лишт’э м / штохърашо / наза д’н’их ла пкъх хо д’ьт].
2. Найдите общеупотребительное слово для каждого диалектизма. Составьте с любыми тремя диалектизмами предложения.
Кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, бурак, рушник.
3. Выпишите старославянские слова из отрывков стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и замените их общеупотребительными. Назовите одно из распространенных языковых явлений в русском языке, которое употребляет А.С. Пушкин в этом стихотворении. Какое значение имел старославянский язык для русского?
1) Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда…
2) Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
3) Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
4) Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой…
5) Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
6) Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала…
7) Дружина пирует у брега…
4. Прочитайте стихотворение А.Я. Яшина «Русский язык». Можете ли вы доказать, что русский язык певучий, т. е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной? Напишите небольшое сочинение-рассуждение (6-7 предложений), обосновывая свою мысль.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 класс
1. Прочитайте текст и выполните задания 1-6 к нему.
Е.И.Носов
Белый гусь
(отрывок)
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.
Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.
Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники.
Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.
Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет — устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего.
Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.
Задание 1. Прочитайте отрывок из повести Е.И. Носова «Белый гусь». Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды слов-синонимов:
1) раздор, разногласия……
2) легко, свободно, раздольно….
3) тайно, секретно……
Задание 2. Найдите в тексте разговорные просторечные слова, приведите к каждому стилистически нейтральный синоним.
Задание 3. Найдите слова из текста, которые имеют данное значение, и выпишите их.
А) Лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия.
Б) Широкий, глубоководный участок русла с медленным течением, расположенный между перекатами или островами.
В) Небольшие волны или колебания, распространяющиеся по поверхности водоёма.
Г) Род цветковых растений, объединяющий травянистые растения, погружённые в воду или свободноплавающие на её поверхности.
Задание 4. Вспомните, в каких произведениях русских писателей животные и птицы являются главными героями. Укажите произведения и их авторов. Приведите примеры описания внешнего вида, среды обитания и поведения животных.
Задание 5. Найдите в тексте слово, отражающее идейный смысл пословицы: «Не годится плохим хвалиться». Подготовьте развёрнутое высказывание, основанное на вашем понимании данного слова. Приведите примеры из литературы или из жизни, подчёркивающие вашу точку зрения
Задание 6. Один ученик решил познакомиться с текстом памятника древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Эту историю гибели сыновей Ярослава Мудрого, которые были убиты старшим братом Святополком, получившим за злодеяние прозвище Окаянный, он решил прочитать на языке оригинала – на древнерусском языке.
2. Сделайте перевод фрагмента текста с древнерусского языка на современный русский язык: «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве».
3. Найдите в отрывке крылатое выражение (паремиологическое выражение) и выпишите его. Укажите, как это крылатое выражение произносится в современном русском языке. Определите значение найденного выражения.
4. Напишите письмо своей маме, включив в него строчку из стихотворения: «Я знал: меня с любовью ждет лишь мать родная на пороге».