Top.Mail.Ru
Родной язык 5-7 классы
Олимпиады

Задания для проведения школьного этапа олимпиады по родному русскому языку адресованы обучающимся 5, 6, 7 классов.

 

ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 класс

ЗАДАНИЕ 1.

Представьте себя волшебником. «Превратите» существительные СОСТАВ, УДАР, ТРОН в глаголы. Объясните, что изменилось в этих словах после вашего преобразования.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Объясните значение крылатых выражений. Из каких они произведений?

А) А Васька слушает, да ест.

Б) А воз и ныне там!

В) А ларчик просто открывался.

Г) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Выполните анализ текста.

Николай Асеев. Город Курск (отрывок)

Город Курск стоит на горе,

опоясавшись речкой Тускорь.

Хорошо к ней слететь в январе

на салазках с крутого спуска.

Хорошо, обгоняя всех,

свежей кожею щек зазяблых

ощущать разомлевший снег,

словно сок мороженых яблок.

О, республика детских лет,

государство, великое в малом!

Ты навек оставляешь след

отшумевшим своим снеготалом…

Город Курск на веков гряде,

неподкупный и непокорный,

на железной залег руде,

глубоко запустивши корни.

Он в овчине густых садов,

в рукавицах овсяных пашен

не боится ничьих судов,

никакой ему враг не страшен…

Он над малой стоит рекой,

мочит яблоки, сушит груши

и не знает еще, что покой

будет нАвек его нарушен.

Он теперь опален огнем,

а тогда был так безопасен…

Как давно не бывал я в нем!

Как я многим ему обязан!

1930–1943

ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 класс

1. Прочитайте фонетическую запись фразы из басни И.А. Крылова и запишите её.

[Какщ’а с’т’j’ь мно г’иj’ь нахо д’ьт / лишт’э м / штохърашо / наза д’н’их ла пкъх хо д’ьт].

 

2.  Найдите общеупотребительное слово для каждого диалектизма.  Составьте с любыми тремя диалектизмами предложения.

Кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, бурак, рушник.

 

3. Выпишите старославянские слова из отрывков стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и замените их общеупотребительными. Назовите одно из распространенных языковых явлений в русском языке, которое употребляет А.С. Пушкин в этом стихотворении. Какое значение имел старославянский язык для русского?

1) Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда…

 

2) Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

 

3) Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

 

4) Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой…

 

5) Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

 

6) Из мертвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала…

 

7) Дружина пирует у брега…

 

4. Прочитайте стихотворение А.Я. Яшина «Русский язык». Можете ли вы доказать, что русский язык певучий, т. е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной? Напишите небольшое сочинение-рассуждение (6-7 предложений), обосновывая свою мысль.

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

 

ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 класс

1. Прочитайте текст и выполните задания 1-6 к нему. 

Е.И.Носов

Белый гусь

(отрывок)

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его.

Но самое главное — то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет — устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Задание 1. Прочитайте отрывок из повести Е.И. Носова «Белый гусь». Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды слов-синонимов:

1) раздор, разногласия……

2) легко, свободно, раздольно….

3) тайно, секретно……

 

Задание 2. Найдите в тексте разговорные просторечные слова, приведите к каждому стилистически нейтральный синоним.

 

Задание 3. Найдите слова из текста, которые имеют данное значение,  и выпишите их.

А) Лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия.

Б) Широкий, глубоководный участок русла с медленным течением, расположенный между перекатами или островами.

В)  Небольшие волны или колебания, распространяющиеся по поверхности водоёма.

Г)  Род цветковых растений,  объединяющий травянистые растения, погружённые в воду или свободноплавающие на её поверхности.

 

Задание 4. Вспомните, в каких произведениях русских писателей животные и птицы являются главными героями.  Укажите  произведения и их авторов. Приведите примеры описания внешнего вида, среды обитания и поведения животных.

 

Задание 5.  Найдите в тексте слово, отражающее идейный смысл пословицы: «Не годится плохим хвалиться». Подготовьте развёрнутое высказывание, основанное на вашем понимании данного слова. Приведите примеры из литературы или из жизни, подчёркивающие вашу точку зрения

 

Задание 6. Один ученик решил познакомиться с текстом памятника древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Эту историю гибели сыновей Ярослава Мудрого, которые были убиты старшим братом Святополком, получившим за злодеяние прозвище Окаянный, он решил прочитать на языке оригинала – на древнерусском языке.

 

2. Сделайте перевод фрагмента текста с древнерусского языка на современный русский язык: «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве».

 

3. Найдите в отрывке крылатое выражение (паремиологическое выражение) и выпишите его. Укажите, как это крылатое выражение произносится в современном русском языке. Определите значение найденного выражения.

 

4. Напишите письмо своей маме, включив в него строчку из стихотворения: «Я знал: меня с любовью ждет лишь мать родная на пороге».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен