Top.Mail.Ru
Готовимся к школьной олимпиаде по литературе для 7-8 классов
Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе для 6-7 классов состоит из 6 заданий.

7 класс

Задание 1

Назовите  время  и  исторические события, описанные в следующих произведениях: «Тарас  Бульба» Н.В.Гоголя, «Повесть о Петре и  Февронии  Муромских», «Детство» М.Горького. Обоснуйте свой ответ.

Задание 2

Расскажите (напишите) о том, что вы  знаете о личности М.В.Ломоносова.

Критерии оценивания: точность, ясность, чёткость.

Задание 3

Кто изображён в этом описании?

Родом из города, который теперь считается российским, служил следователем, капельмейстером, учителем пения, дирижёром, трагическая любовь  в его жизни стала причиной  обращения к литературе, создатель мистических сказок и произведений об оживающих куклах, скончавшийся через несколько месяцев после извещения друзей о смерти своего любимого кота.

Задание 4

Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта ХХ века А.А.Ахматовой «Творчество». Оно открывает поэтический цикл «Тайны ремесла». Дайте анализ стихотворения. Объясните, в каком  состоянии пребывает лирическая героиня? Что такое «вдохновение»? Как и каким образом «строки ложатся в белоснежную тетрадь»? Почему они «продиктованные»?

Творчество

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936 года

 

Задание 5

Попробуйте  себя в роли поэта. Напишите стихотворение, используя рифмы:

Речью - навстречу

Умах - впотьмах

Спящий - настоящий

Эхо - успеха

Задание 6

Напишите, какой художественный фильм, созданный по произведениям русской  или  мировой литературы вы смотрели. Чем он запомнились вам? Что  вас  особенно поразило в нём? Чему они вас  научили? Знаете ли вы кинорежиссёров? Актёров? Что для вас  кино? Порассуждайте  об этом.

Объём работы - 0,5 страницы. Учитывается творческий  подход к заданию.

ОТВЕТЫ

8 класс

I.Знание теории литературы.

1.Перечислите роды литературы. Напишите литературоведческую статью: «Лирика – это…».

2.Определите жанр каждого из произведений:

А) «Ревела буря, дождь шумел;

Во мраке молнии летали;

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали...

Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой,

На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой».

Б) «Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».

В) «И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан».

II.Историко-литературные задания.

3.Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

 «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

4.Перед вами портреты знаменитых людей. Укажите ФИО этого человека, в каком веке он жил, приведите примеры тех произведений (2-3), которые он написал.

III. Интерпретация лирического произведения.

5.Напишите сочинение-анализ данного лирического произведения. Пишите развёрнуто, связно, понятно, свободно.

Фёдор Иванович Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствия сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

IV. Творческое задание.

6.Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения (2-3), напишите о том, почему они Вам нравятся или не нравятся.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)

Евгений Иванович Носов (1925-2002).

Объём письма – 130-200 слов.

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен