Олимпиада по литературе для 6-7 классов состоит из 6 заданий.
7 класс
Задание 1
Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Детство» М.Горького. Обоснуйте свой ответ.
Задание 2
Расскажите (напишите) о том, что вы знаете о личности М.В.Ломоносова.
Критерии оценивания: точность, ясность, чёткость.
Задание 3
Кто изображён в этом описании?
Родом из города, который теперь считается российским, служил следователем, капельмейстером, учителем пения, дирижёром, трагическая любовь в его жизни стала причиной обращения к литературе, создатель мистических сказок и произведений об оживающих куклах, скончавшийся через несколько месяцев после извещения друзей о смерти своего любимого кота.
Задание 4
Внимательно прочитайте стихотворение русского поэта ХХ века А.А.Ахматовой «Творчество». Оно открывает поэтический цикл «Тайны ремесла». Дайте анализ стихотворения. Объясните, в каком состоянии пребывает лирическая героиня? Что такое «вдохновение»? Как и каким образом «строки ложатся в белоснежную тетрадь»? Почему они «продиктованные»?
Творчество
Бывает так: какая-то истома; 5 ноября 1936 года |
Задание 5
Попробуйте себя в роли поэта. Напишите стихотворение, используя рифмы:
Речью - навстречу
Умах - впотьмах
Спящий - настоящий
Эхо - успеха
Задание 6
Напишите, какой художественный фильм, созданный по произведениям русской или мировой литературы вы смотрели. Чем он запомнились вам? Что вас особенно поразило в нём? Чему они вас научили? Знаете ли вы кинорежиссёров? Актёров? Что для вас кино? Порассуждайте об этом.
Объём работы - 0,5 страницы. Учитывается творческий подход к заданию.
8 класс
I.Знание теории литературы.
1.Перечислите роды литературы. Напишите литературоведческую статью: «Лирика – это…».
2.Определите жанр каждого из произведений:
А) «Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Б) «Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».
В) «И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан».
II.Историко-литературные задания.
3.Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?
«Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
4.Перед вами портреты знаменитых людей. Укажите ФИО этого человека, в каком веке он жил, приведите примеры тех произведений (2-3), которые он написал.
III. Интерпретация лирического произведения.
5.Напишите сочинение-анализ данного лирического произведения. Пишите развёрнуто, связно, понятно, свободно.
Фёдор Иванович Тютчев
Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствия сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
IV. Творческое задание.
6.Напишите письмо одному из перечисленных ниже писателей. Упомяните его произведения (2-3), напишите о том, почему они Вам нравятся или не нравятся.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)
Евгений Иванович Носов (1925-2002).
Объём письма – 130-200 слов.