Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе помогает выявить претендентов на участие в муниципальном этапе.
И хотя на втором этапе участвуют лишь обучающиеся 7-11 классов, не будем забывать о тех, кто ещё учится в 5-6 классах. Именно для них мы предлагаем задания для подготовки.
Русский язык. 5 класс
- Фонетика и орфоэпия:
1) Выпиши слова, где на месте выделенных букв произносятся твёрдые согласные: академия, шоссе, шинель, термос, рельсы, свитер, кофе, музей, контекст, темп, дефис, теннис, фонетика.
2) Сколько раз в предложении встречается звук [с]: В русских народных сказках часто случаются чудесные события.
- Морфемика и словообразование:
1) Докажите, что указанные ниже слова можно разделить на 2 группы родственных слов: носик, перенос, переносица, носильщик, носоглотка, носилки, носовой, поднос.
2) У всех ли слов последняя буква является окончанием? Докажите свою точку зрения, выполнив морфемный разбор слова: небеса, вчера, выглянуло, торопился, подсказал, велика, направо, пальто.
- Лексика и фразеология.
1) Выпишите из текста стихотворения крылатые выражения и объясните их значение:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом! (В.Суслов)
2) Составьте предложения со словом ЗЕМЛЯ так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.
- Морфология и синтаксис.
1) Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной ребёнок плохо спит. Больной плохо переносит лекарства.
2) Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А) Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
Б) Дневной жар сменился ночной прохладой.
В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Г) Ночью ветер с гор усиливается.
- Пунктуация. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой
А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.
Б) Мы изучаем и историю, и литературу.
В) Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.
Г) Мы любим стихи русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Фета.
- Творческое задание. Прочитай сказку и «переведи» на научный язык полученную информацию.
В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что?, а вот королева Сказуемое была удивительной болтушкой и отвечала сразу на четыре вопроса – что делает?, каков? (какой?), кто таков? и что такое?. Одевались они тоже по - разному. Король Подлежащее чаще всего носил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, а иногда в мантии из существительного в именительном падеже или прилагательного.
Русский язык. 6 класс
- Фонетика и орфоэпия.
1) Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.
2) Расставьте ударение в словах: глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, завидно, кухонный, красивее.
- Морфемика и словообразование.
1) Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.
2) Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…
Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.
- Лексика и фразеология.
1) Из каждой группе выпишите “четвертый лишний” фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
2) Составьте предложения (или словосочетания) со словом ЯЗЫК так, чтобы указанное слово употреблялось в разных значениях.
- Морфология и синтаксис.
Какими частями речи могут быть слова жгут, жаркое, звонок. Составьте с ними предложения или словосочетания. Укажите части речи.
- Орфография. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.
- Творческое задание. Прочитайте стихотворение Ю. Друниной, определите его главную мысль и напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли доброта людям?»
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник. Как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Ю. Друнина
Литература. 5 класс
1. Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.
2. Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:
Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть
3. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.
4. Соотнесите автора и название сказки:
1)«Кот в сапогах» А)Сергей Аксаков
2)«Девочка Снегурочка» Б)Всеволод Гаршин
3)«Лягушка-путешественница» В)Владимир Одоевский
4)«Аленький цветочек» Г)Ханс Кристиан Андерсен
5)«Городок в табакерке», Д)Павел Бажов
6)«Серебряное копытце» Е)Шарль Перро
7)«Снежная королева» Ж)Владимир Даль
5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
И.С. Тургенев
НА ОХОТЕ
Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:
- Лучше здесь присесть и подманить их… Все сейчас здесь будут.
Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..
Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.
Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!
Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.
Выполните задания по данному тексту:
А) От чьего лица ведётся рассказ?
Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.
В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?
Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)
6. Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника. используйте 5 предложений.
Литература. 6 класс
1. В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.
2. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.
1) Сказ А) «Зимний вечер».
2) Басня Б) «Робин Гуд и золотая стрела»
3) Баллада В) «Левша»
4) Сказка Г) «Золушка»
5) Стихотворение Д) «Квартет»
3. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
г) А вы, друзья, как не садитесь.
Все в музыканты не годитесь.
4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
Дохлая кошка.
Черевичка.
Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.
Рубашки, связанные из крапивной пряжи.
Волшебные волоски из бороды.
5. Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. |
а) рифма |
2) Разговор двух и более лиц. |
б) пейзаж |
3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное. |
в)диалог |
4) Созвучие концов строк. |
г) басня |
5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа. |
д) загадка |
6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием. |
е) аллегория |
6. Анализ текста.
М.М. Пришвин
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
Задания по данному тексту:
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М. Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?
7. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж на выбор).
Максимальное количество баллов - 10.