Top.Mail.Ru
Речевая характеристика персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методкопилка

Сейчас сложно в современном мире представить процесс обучения без использования инновационных и информационных технологий.

Задача современного учителя – использовать новые методы подачи материала, помочь обучающимся  в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений.

 

Мастер-класс по использованию квест-технологии на уроках литературы на примере разбора речевой характеристики персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Добрый день, уважаемые коллеги! Занимайте свои места, согласно билетам, мы можем начинать.

(БИЛЕТЫ РАЗДАТЬ ВМЕСТЕ С ПРОГРАММКОЙ СЕМИНАРА, НА БИЛЕТАХ: часы, вопрос, микрофон, перо, левая сторона, правая сторона, центральная сторона).

Не совсем правильно думать, что играть на уроках можно только с учениками начальной школы или с учениками 5 класса. Играть можно в любом возрасте. И я сегодня предлагаю вам немного отдохнуть, отвлечься от будничных забот и немножко поиграть. Итак, мы начинаем!   

Фрагмент песни в исполнении Николая Караченцова (портрет на слайд)

Судьба актерская печальная

В слезах и блестках.

Ловлю, ловлю такси случайное

На перекрестках.

Обмотан город в бинт афиш -

Их треплет ветер.

Провинциальный мой Париж

Уж полон сплетен.

ПРИПЕВ: 

Дайте свет, включите солнце, 

Я для вас играю роль! 

Кто рыдает, кто смеется 

Над актерскою судьбой. 

Помоги мне, добрый зритель, 

В миг трагичного финала 

Ты мой друг и мой спаситель, 

Завтра всё начнем сначала.

Первый звонок. Дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в театр. Это будет не совсем обычный театр, я бы даже сказала, скорее, экспериментальный. Сцена (на экран и доску) будет импровизированной, а вы, зрители станете непосредственными участниками представления. Именно от нашей совместной работы сегодня будет зависеть успех спектакля.

Установка на работу.

Второй звонок. Я предлагаю  вам сегодня примерить роли «добрых» активных зрителей, зрителей-помощников (о которых пел только что замечательный Николай Караченцов). Вы станете участниками нашего небольшого спектакля, включитесь в игру, и, выполняя определенные задания,  будете создавать канву сегодняшнего действия.

К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Одно из главных правил работы театра – единодушная талантливая работа в команде. Мастерство каждого – вклад в общее дело, успех каждого – успех всех». Решая сегодня задание  индивидуальное, вы обеспечиваете успех работы группы.

Третий звонок. Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок, занавес поднят, и мы можем начинать. Ни для кого из нас не секрет, что одни классические произведения, изучаемые на уроках литературы, вызывают интерес (например, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого в 5 классе), а некоторые воспринимаются с бОльшим трудом. При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в системе уроков 8 класса одна из тем посвящена речевому портрету персонажей.

ЗАНАВЕС ОТКРЫТ

На слайде: «Речевая манера персонажей-средство создания образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Я предлагаю на сегодняшнем мастер-классе снова встретиться с главными героями пьесы, но с иной стороны, используя одну из новых интересных образовательных технологий. Я не буду сейчас ее называть, думаю, через полчаса вы сами подскажете мне ее название и назовете ряд отличительных признаков.  

Сегодня выйдут на сцену Хлестаков, Городничий и чиновники (Сегодня мы работаем в группах.*Для каждой из трёх групп – ведущие персонажи).  Чтобы раскрыть речевую манеру персонажей, а значит и характер исследуемых нами образов нам  понадобится выполнить ряд заданий, решить ряд загадок, каждое из выполненных заданий будет ключом к последующему

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча будет для вас (а завтра, как поет Караченцов, и для ваших учеников) полезной.

СЛАЙД С КИНО

Квест 1.  Немое кино.

Сейчас на экране кадры без звука из телеспектакля «Ревизор» (1969 г.). Скажите, мы можем понять тему, цель или предмет разговора? А что можем узнать? (эмоции) Как определили? Благодаря чему?

СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ №1

Жесты, мимика, поза (невербальные средства- verbum-лат. слово).

Задание 1. Перед вами на столе – конверт с заданиями (на нем написано: квест-задание 1). Заполните таблицу к заданию 1. Первая колонка с именами героев и вторая колонка уже заполнена авторскими ремарками, характеризующими в тексте невербальные средства общения, присущие  героям. Попробуйте определить, что они могут обозначать.

СЛАЙД  С ВЫВОДОМ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за невербальными средствами, подсказанными «господам актерам» Гоголем, скрывается буря эмоций, помогающих читателю не только определить особенности характера персонажа, но и дальнейшее развитие событий. 

СЛАЙД С КАРТИНКАМИ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ..»

Квест 2. Где логика?

На экране картинки (у каждого из группы-свой конверт (на нем написано квест 2 – задание 2): море с волнами, один, море с волнами, два, море с волнами, три). Название какой детской игры зашифровано в этом ребусе?  Почему мы обратились к этой игре во время изучения гоголевской комедии? Есть ли в комедии «застывшие», «замершие» фигуры?

СЛАЙД С КАРТИНОЙ «НЕМАЯ СЦЕНА»

Задание 2.

На экране иллюстрация художника … с изображением немой сцены из комедии, которую вы прекрасно помните. (В конверте с заданием 2 для каждого из вас распечатанный отрывок описания немой сцены из комедии.

Какая эмоция скрывается за застывшими позами и выражениями лиц героев? А оно одинаковое? (страх, у каждого есть чего бояться, «окаменение»). Почему Гоголь настаивает на «единодушном окаменении»? Почему так расположены фигуры? Есть ли этому какое-то объяснение (иерархия, степень вины).

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

За позой литературного персонажа может скрываться нечто большее, даже идейный смысл произведения.

СЛАЙД С ИНТОНАЦИЕЙ

Квест 3.  Иди по стрелкам. У каждой группы – конверт, на котором написано  «Квест 3 – задание 3». Попробуйте определить, какое слово скрывается за ребусом?

Что получилось? ИНТОНАЦИЯ

От чего зависит интонационная особенность речи? (от речевой ситуации).

СЛАЙД С ОТРЫВКОМ ИЗ СПЕКТАКЛЯ

Задание 3. Я предлагаю немного отвлечься и посмотреть фрагмент из  телеспектакля «Ревизор».

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

Интонация гениальных актеров безупречна и сразу становится понятно, нам, зрителям, что от интонации и невербальных средств зависит создание и восприятие зрителями, читателями  образа персонажа, в который талантливо «вживаются» актеры.

СЛАЙД С РАССЫПАННЫМИ ФРАЗАМИ  

Квест 4. Отгадай словечко.

Перед вами конверты с загадкой (на конверте надпись «КВЕСТ 4 – задание 4. «Отгадай словечко»). Восстановите рассыпанные части пословицы, фразеологизма, цитаты. 

Что объединяет все мудрые высказывания?

СЛОВО.

Можем ли мы только по интонации и жестам создать правильный образ литературного персонажа? Человека? А что наиболее важно? Как он говорит или что он говорит? (предмет и цель речи). 

Предмет, цель речи, содержание.

Задание 4.  Перед вами на столах силуэты персонажей и конверт с заданием 4 (по группам - силуэт Хлестакова, силуэт городничего, силуэты чиновников - силуэты на фотобумаге, большие, к ней, к этой бумаге приклеен конверт с заданием№4, там сердечки-половинки) .

СЛАЙД С СЕРДЕЧКАМИ К ЗАДАНИЮ 4 (ИТОГ)

Заполните силуэт героя, соединяя половинки сердечек – на одной половинке – качества речи, характерные для Вашего героя (для каждой группы – свой, напомню, если забыли – перед вами – накладки на столы). На другой половинке – качества характера. Вам нужно отобрать только вашего героя характеристики и наклеить их на силуэт.  Что получилось? Своеобразный портрет, но не внешности, а речи.

СЛАЙД С ВЫВОДОМ

В ходе нашего занятия мы пришли к общему выводу, что жизненная полнота характеров комедии находит свое воплощение в их речевой манере. Она неотделима от психологического облика литературного персонажа, да и человека, является важнейшим средством раскрытия характеров. Речь героев комедии отражает их отношение к жизни, их внутренний мир, жизненные цели и стремления.

Завершение мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Вот и настало время антракта. Занавес закрывается. Но уже совсем скоро(может, даже завтра) на своих уроках вы снова встретитесь с персонажами гоголевского произведения, снова занавес приоткроет нам тайны гоголевских произведений только уже других и по роду, и по жанру и по сюжету.

У меня есть для вас небольшое стихотворение актёра театра и кино Валентина Гафта (портрет на слайд).

Играя роль...

Играя роль, не забывай, что текст 

не главное, куда важней поступки 

и поступь. Оглянись внимательно –

В комедии – лишь доля шутки.

Но в шутках не всегда заложен смех.

Вы были замечательными, активными и эмоционально открытыми зрителями сегодня. Иногда нужно напоминать себе, что «текст, не главное, куда важней поступки». У каждого из нас своя роль в жизни. Но сегодня со своей ролью активных, замечательных и эмоционально открытых, «добрых», тонко чувствующих зрителей вы справились превосходно! И, конечно, заслужили аплодисменты. 

Ну, а теперь вернемся к началу нашего разговора.

В начале мастер-класса название технологии не было произнесено. Может быть, кто-то из вас догадался, что это за новая образовательная технология?

Может быть, кто-то даст ей свое название?

Предполагаемый ответ: КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

А в чем ее суть? Можете сказать? Можете назвать ее основные условия, отличительные признаки? (предполагаемые ответы: работали в группах, каждое задание, не связанное с предметом разговора, - ключ к новому заданию по теме урока, не выполнив предыдущего, нельзя приступить к следующему).

Огромный поток информации, которую дети получают, частое нежелание углубляться в текст классического произведения, поверхностное чтение затрудняет ведение урока.

Это возможно исправить при использовании на уроке литературы или русского языка современной игровой технологии «КВЕСТ» (и/или ее элементов).

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Сама же квест-технология в образовании и воспитании широко начала применяться с 1995 года, когда было предложено использовать в процессе обучения поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Неудивительно, что квесты чаще всего и называют именно «бродилками» (не является обязательным переход из кабинета в кабинет), поскольку для достижения цели в любом эпизоде прохождения игры нужно решать какую-то головоломку или находить единственно правильное решение в определенной ситуации для выхода на следующий этап (или на то задание, которое имеет непосредственное отношение к уроку).

Определение квест-технологии

Другими словами, технология «Квест» в педагогике – это игровая технология, в которой есть определенные правила.

Во-первых,  достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.

Во-вторых, обязательным условием является погружение в жизненную, условную игровую ситуацию: научная лаборатория (на уроках русского языка), театральное представление, дом-музей и пр., не забываем, что квест-это игра).

В-третьих, система подсказок (и только после подсказки – формулировка задания: примером такого задания сегодня был ребус об интонации).

Нужен ли путеводитель или маршрутный лист? Не всегда. Нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

В-четвертых, работать должны все и в команде (должен быть выработан кодекс работы в группе, роли должны быть распределены (и/или выбраны самостоятельно) и понятны обучающимся). И у вас есть билеты на наш спектакль, на каждом изображены роли зрителя: часы, микрофон, перо, знак вопроса (говорю о распределении ролей между детьми, значении этих символов).

Квест – игра командная, когда несколько человек должны согласовывать свои действия между собой. И только от правильности принятого вместе решения и четкого взаимодействия зависит конечный результат.

Структура квест-технологии

Итак, создание квеста по любому предмету сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (список вопросов, заданий, предваряющих основные задачи); порядок выполнения поставленной задачи (условия работы группы, штрафы, бонусы); конечная цель (приз-на уроке-это оценка, или, например, информационный буклет с основными понятиями по уроку в качестве подарка, все любят подарки).

Сегодня я хочу подарить каждому из вас театральные программки с материалами сегодняшнего мастер-класса.

Квест-технология может использоваться во внеурочной (чаще) и в урочной деятельности: на уроках литературы направлена, в первую очередь, на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования, прежде всего, информационных и коммуникационных компетенций.

И, безусловно, соответствие идеям аксиологического подхода. Так как в  основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. То квест-технология на уроке как нельзя лучше призвана обеспечить равные условия для всех.

Плюсы использования квест-технологии на уроке

  1. Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала или
  2. способствовать становлению ребенка как личности,
  3. но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.
  4. Развивается логическое мышление, обучающиеся учатся использовать нестандартные методы для решения поставленной задачи.
  5. Происходит формирование информационных и коммуникационных компетенций.

Сложности использования квест-технологии на уроке

  1. Обучающиеся должны уметь работать в группе, иметь представление о роли каждого в команде.
  2. Обширная (если не сказать больше) подготовка к уроку с использованием игровой технологии «КВЕСТ»
  3. Можно потерять «знаниевый» компонент, заигравшись.
  4. Мало информации (катастрофически мало) по использованию этой технологии на уроках (больше во внеурочной деятельности).

И закончить свое выступление мне бы хотелось словами Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Будьте открыты новому, не забывая о вечном».


ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА (файл ptt, размер 14,9 МБ).

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен