Сейчас сложно в современном мире представить процесс обучения без использования инновационных и информационных технологий.
Задача современного учителя – использовать новые методы подачи материала, помочь обучающимся в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений.
Мастер-класс по использованию квест-технологии на уроках литературы на примере разбора речевой характеристики персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Добрый день, уважаемые коллеги! Занимайте свои места, согласно билетам, мы можем начинать.
(БИЛЕТЫ РАЗДАТЬ ВМЕСТЕ С ПРОГРАММКОЙ СЕМИНАРА, НА БИЛЕТАХ: часы, вопрос, микрофон, перо, левая сторона, правая сторона, центральная сторона).
Не совсем правильно думать, что играть на уроках можно только с учениками начальной школы или с учениками 5 класса. Играть можно в любом возрасте. И я сегодня предлагаю вам немного отдохнуть, отвлечься от будничных забот и немножко поиграть. Итак, мы начинаем!
Фрагмент песни в исполнении Николая Караченцова (портрет на слайд)
Судьба актерская печальная
В слезах и блестках.
Ловлю, ловлю такси случайное
На перекрестках.
Обмотан город в бинт афиш -
Их треплет ветер.
Провинциальный мой Париж
Уж полон сплетен.
ПРИПЕВ:
Дайте свет, включите солнце,
Я для вас играю роль!
Кто рыдает, кто смеется
Над актерскою судьбой.
Помоги мне, добрый зритель,
В миг трагичного финала
Ты мой друг и мой спаситель,
Завтра всё начнем сначала.
Первый звонок. Дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в театр. Это будет не совсем обычный театр, я бы даже сказала, скорее, экспериментальный. Сцена (на экран и доску) будет импровизированной, а вы, зрители станете непосредственными участниками представления. Именно от нашей совместной работы сегодня будет зависеть успех спектакля.
Установка на работу.
Второй звонок. Я предлагаю вам сегодня примерить роли «добрых» активных зрителей, зрителей-помощников (о которых пел только что замечательный Николай Караченцов). Вы станете участниками нашего небольшого спектакля, включитесь в игру, и, выполняя определенные задания, будете создавать канву сегодняшнего действия.
К.С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Одно из главных правил работы театра – единодушная талантливая работа в команде. Мастерство каждого – вклад в общее дело, успех каждого – успех всех». Решая сегодня задание индивидуальное, вы обеспечиваете успех работы группы.
Третий звонок. Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок, занавес поднят, и мы можем начинать. Ни для кого из нас не секрет, что одни классические произведения, изучаемые на уроках литературы, вызывают интерес (например, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого в 5 классе), а некоторые воспринимаются с бОльшим трудом. При изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в системе уроков 8 класса одна из тем посвящена речевому портрету персонажей.
ЗАНАВЕС ОТКРЫТ
На слайде: «Речевая манера персонажей-средство создания образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Я предлагаю на сегодняшнем мастер-классе снова встретиться с главными героями пьесы, но с иной стороны, используя одну из новых интересных образовательных технологий. Я не буду сейчас ее называть, думаю, через полчаса вы сами подскажете мне ее название и назовете ряд отличительных признаков.
Сегодня выйдут на сцену Хлестаков, Городничий и чиновники (Сегодня мы работаем в группах.*Для каждой из трёх групп – ведущие персонажи). Чтобы раскрыть речевую манеру персонажей, а значит и характер исследуемых нами образов нам понадобится выполнить ряд заданий, решить ряд загадок, каждое из выполненных заданий будет ключом к последующему
Надеюсь, наша сегодняшняя встреча будет для вас (а завтра, как поет Караченцов, и для ваших учеников) полезной.
СЛАЙД С КИНО
Квест 1. Немое кино.
Сейчас на экране кадры без звука из телеспектакля «Ревизор» (1969 г.). Скажите, мы можем понять тему, цель или предмет разговора? А что можем узнать? (эмоции) Как определили? Благодаря чему?
СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ №1
Жесты, мимика, поза (невербальные средства- verbum-лат. слово).
Задание 1. Перед вами на столе – конверт с заданиями (на нем написано: квест-задание 1). Заполните таблицу к заданию 1. Первая колонка с именами героев и вторая колонка уже заполнена авторскими ремарками, характеризующими в тексте невербальные средства общения, присущие героям. Попробуйте определить, что они могут обозначать.
СЛАЙД С ВЫВОДОМ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что за невербальными средствами, подсказанными «господам актерам» Гоголем, скрывается буря эмоций, помогающих читателю не только определить особенности характера персонажа, но и дальнейшее развитие событий.
СЛАЙД С КАРТИНКАМИ «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ..»
Квест 2. Где логика?
На экране картинки (у каждого из группы-свой конверт (на нем написано квест 2 – задание 2): море с волнами, один, море с волнами, два, море с волнами, три). Название какой детской игры зашифровано в этом ребусе? Почему мы обратились к этой игре во время изучения гоголевской комедии? Есть ли в комедии «застывшие», «замершие» фигуры?
СЛАЙД С КАРТИНОЙ «НЕМАЯ СЦЕНА»
Задание 2.
На экране иллюстрация художника … с изображением немой сцены из комедии, которую вы прекрасно помните. (В конверте с заданием 2 для каждого из вас распечатанный отрывок описания немой сцены из комедии.
Какая эмоция скрывается за застывшими позами и выражениями лиц героев? А оно одинаковое? (страх, у каждого есть чего бояться, «окаменение»). Почему Гоголь настаивает на «единодушном окаменении»? Почему так расположены фигуры? Есть ли этому какое-то объяснение (иерархия, степень вины).
СЛАЙД С ВЫВОДОМ
За позой литературного персонажа может скрываться нечто большее, даже идейный смысл произведения.
СЛАЙД С ИНТОНАЦИЕЙ
Квест 3. Иди по стрелкам. У каждой группы – конверт, на котором написано «Квест 3 – задание 3». Попробуйте определить, какое слово скрывается за ребусом?
Что получилось? ИНТОНАЦИЯ
От чего зависит интонационная особенность речи? (от речевой ситуации).
СЛАЙД С ОТРЫВКОМ ИЗ СПЕКТАКЛЯ
Задание 3. Я предлагаю немного отвлечься и посмотреть фрагмент из телеспектакля «Ревизор».
СЛАЙД С ВЫВОДОМ
Интонация гениальных актеров безупречна и сразу становится понятно, нам, зрителям, что от интонации и невербальных средств зависит создание и восприятие зрителями, читателями образа персонажа, в который талантливо «вживаются» актеры.
СЛАЙД С РАССЫПАННЫМИ ФРАЗАМИ
Квест 4. Отгадай словечко.
Перед вами конверты с загадкой (на конверте надпись «КВЕСТ 4 – задание 4. «Отгадай словечко»). Восстановите рассыпанные части пословицы, фразеологизма, цитаты.
Что объединяет все мудрые высказывания?
СЛОВО.
Можем ли мы только по интонации и жестам создать правильный образ литературного персонажа? Человека? А что наиболее важно? Как он говорит или что он говорит? (предмет и цель речи).
Предмет, цель речи, содержание.
Задание 4. Перед вами на столах силуэты персонажей и конверт с заданием 4 (по группам - силуэт Хлестакова, силуэт городничего, силуэты чиновников - силуэты на фотобумаге, большие, к ней, к этой бумаге приклеен конверт с заданием№4, там сердечки-половинки) .
СЛАЙД С СЕРДЕЧКАМИ К ЗАДАНИЮ 4 (ИТОГ)
Заполните силуэт героя, соединяя половинки сердечек – на одной половинке – качества речи, характерные для Вашего героя (для каждой группы – свой, напомню, если забыли – перед вами – накладки на столы). На другой половинке – качества характера. Вам нужно отобрать только вашего героя характеристики и наклеить их на силуэт. Что получилось? Своеобразный портрет, но не внешности, а речи.
СЛАЙД С ВЫВОДОМ
В ходе нашего занятия мы пришли к общему выводу, что жизненная полнота характеров комедии находит свое воплощение в их речевой манере. Она неотделима от психологического облика литературного персонажа, да и человека, является важнейшим средством раскрытия характеров. Речь героев комедии отражает их отношение к жизни, их внутренний мир, жизненные цели и стремления.
Завершение мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Вот и настало время антракта. Занавес закрывается. Но уже совсем скоро(может, даже завтра) на своих уроках вы снова встретитесь с персонажами гоголевского произведения, снова занавес приоткроет нам тайны гоголевских произведений только уже других и по роду, и по жанру и по сюжету.
У меня есть для вас небольшое стихотворение актёра театра и кино Валентина Гафта (портрет на слайд).
Играя роль...
Играя роль, не забывай, что текст
не главное, куда важней поступки
и поступь. Оглянись внимательно –
В комедии – лишь доля шутки.
Но в шутках не всегда заложен смех.
Вы были замечательными, активными и эмоционально открытыми зрителями сегодня. Иногда нужно напоминать себе, что «текст, не главное, куда важней поступки». У каждого из нас своя роль в жизни. Но сегодня со своей ролью активных, замечательных и эмоционально открытых, «добрых», тонко чувствующих зрителей вы справились превосходно! И, конечно, заслужили аплодисменты.
Ну, а теперь вернемся к началу нашего разговора.
В начале мастер-класса название технологии не было произнесено. Может быть, кто-то из вас догадался, что это за новая образовательная технология?
Может быть, кто-то даст ей свое название?
Предполагаемый ответ: КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ
А в чем ее суть? Можете сказать? Можете назвать ее основные условия, отличительные признаки? (предполагаемые ответы: работали в группах, каждое задание, не связанное с предметом разговора, - ключ к новому заданию по теме урока, не выполнив предыдущего, нельзя приступить к следующему).
Огромный поток информации, которую дети получают, частое нежелание углубляться в текст классического произведения, поверхностное чтение затрудняет ведение урока.
Это возможно исправить при использовании на уроке литературы или русского языка современной игровой технологии «КВЕСТ» (и/или ее элементов).
Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Сама же квест-технология в образовании и воспитании широко начала применяться с 1995 года, когда было предложено использовать в процессе обучения поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.
Неудивительно, что квесты чаще всего и называют именно «бродилками» (не является обязательным переход из кабинета в кабинет), поскольку для достижения цели в любом эпизоде прохождения игры нужно решать какую-то головоломку или находить единственно правильное решение в определенной ситуации для выхода на следующий этап (или на то задание, которое имеет непосредственное отношение к уроку).
Определение квест-технологии
Другими словами, технология «Квест» в педагогике – это игровая технология, в которой есть определенные правила.
Во-первых, достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.
Во-вторых, обязательным условием является погружение в жизненную, условную игровую ситуацию: научная лаборатория (на уроках русского языка), театральное представление, дом-музей и пр., не забываем, что квест-это игра).
В-третьих, система подсказок (и только после подсказки – формулировка задания: примером такого задания сегодня был ребус об интонации).
Нужен ли путеводитель или маршрутный лист? Не всегда. Нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.
В-четвертых, работать должны все и в команде (должен быть выработан кодекс работы в группе, роли должны быть распределены (и/или выбраны самостоятельно) и понятны обучающимся). И у вас есть билеты на наш спектакль, на каждом изображены роли зрителя: часы, микрофон, перо, знак вопроса (говорю о распределении ролей между детьми, значении этих символов).
Квест – игра командная, когда несколько человек должны согласовывать свои действия между собой. И только от правильности принятого вместе решения и четкого взаимодействия зависит конечный результат.
Структура квест-технологии
Итак, создание квеста по любому предмету сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (список вопросов, заданий, предваряющих основные задачи); порядок выполнения поставленной задачи (условия работы группы, штрафы, бонусы); конечная цель (приз-на уроке-это оценка, или, например, информационный буклет с основными понятиями по уроку в качестве подарка, все любят подарки).
Сегодня я хочу подарить каждому из вас театральные программки с материалами сегодняшнего мастер-класса.
Квест-технология может использоваться во внеурочной (чаще) и в урочной деятельности: на уроках литературы направлена, в первую очередь, на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и является одним из перспективных направлений формирования, прежде всего, информационных и коммуникационных компетенций.
И, безусловно, соответствие идеям аксиологического подхода. Так как в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. То квест-технология на уроке как нельзя лучше призвана обеспечить равные условия для всех.
Плюсы использования квест-технологии на уроке
- Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала или
- способствовать становлению ребенка как личности,
- но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.
- Развивается логическое мышление, обучающиеся учатся использовать нестандартные методы для решения поставленной задачи.
- Происходит формирование информационных и коммуникационных компетенций.
Сложности использования квест-технологии на уроке
- Обучающиеся должны уметь работать в группе, иметь представление о роли каждого в команде.
- Обширная (если не сказать больше) подготовка к уроку с использованием игровой технологии «КВЕСТ»
- Можно потерять «знаниевый» компонент, заигравшись.
- Мало информации (катастрофически мало) по использованию этой технологии на уроках (больше во внеурочной деятельности).
И закончить свое выступление мне бы хотелось словами Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Будьте открыты новому, не забывая о вечном».