Заключительный урок в 5 классе по разделу "Имя прилагательное" (учебник А.Д. Шмелёва).
Культура речи. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы имен прилагательных
Цели:
- развивать коммуникативные умения: умение логически мыслить, строить связное устное и письменное высказывание, умение проникать в смысл высказывания, умение вести диалог (монолог), совершенствовать высказывание, давать оценку устному и письменному высказыванию, редактировать и рецензировать прочитанный (прослушанный)текст, составлять текст в определенном стиле и типе речи, учитывая речевую ситуацию;
- развивать умение умения правильно употреблять прилагательные в речи;
- находить и исправлять ошибки в употреблении имен прилагательных в речи;
- формировать умение находить имена прилагательные в текстах курских писателей, текстах статей курских газет, осуществлять корректурную правку;
- обучить правильному и обоснованному выбору прилагательных-паронимов;
- способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
- обогащать словарный запас обучающихся, научить использовать полученные знания в жизненной речевой практике;
- расширять знания о произведениях курских писателей;
- развивать общеучебные умения: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, выводы.
1. Приветствие. Оргмомент.
Учитель: Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок? Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать?
Поднимите руку, кто будет отвечать у доски? (Дети поднимают руки). Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык - это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.
2. Проверка ДЗ.
Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на тему «Правописание Ь знака после шипящих в кр.форме прилагательных», «Правописание окончаний в прилагательных».
1 человек записывает диктант с пропусками за крылом доски.
3. Синтаксическая пятиминутка (эпиграф к уроку записан и портрет В. Деткова на доске).
Вставьте пропущенные буквы (устно), расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).
Гибок, б…гат, пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа.
4. Работа со словарным диктантом, придуманным учеником.
О чем слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).
Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).
Какова тема нашего урока? (формулируют тему урока) Запись темы урока.
Учитель: Молодцы! А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.
5. Формулируют цели урока:
1.Повторить изученное об… (имени прилагательном).
2.Учиться правильно употреблять имя прилагательное в речи.
3. Определить роль имя прилагательных…. в …тексте (речи).
4. Научиться грамотно говорить и писать.
5. Вспомнить, что такое культура речи?
6. Вспомнить, что такое норма? (ответы)
7. Вспомнить, какие речевые нормы существуют?
(На доске прикрепить листы магнитами виды речевых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические.
Вспомним, что значит каждая из них.
Этимологическая справка (на тех же листах): греч.(лат.)ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС)
Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)
Как? (Выполнять практические задания…)Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда)
Музыка из «В гостях у сказки».
Учитель: Вы узнали эту мелодию? (Дети отвечают).
Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен, даже когда несовершенен.
6. Основной этап урока.
Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной выручай-комнатой.
Что это за комната? В этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент. И предметы эти интересные и загадочные.
Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты? (ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)
Итак, предмет первый: Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная (Тетрадь).
А как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).
Почему вдруг в выручай-комнате оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).
А как называется человек, который исправляет ошибки? РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР на доске с понятием.
Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.
Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных, допущенные учениками в сочинениях. Какие сказки встретились в упражнении? Парная работа.
Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические)
1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.
Предмет второй: лазерный, компьютерный, новый. (СД-диск).
«Интервью» (видео).
Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).
А что не так? (Нарушены речевые нормы).
Какие? (Грамматические и орфоэпические)
Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к________________ и _____________________словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?
1.- Привет, Незнайка!
- Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?
- Нет, я не скучная. Я грус..ная.
- А это разве не одно и то же?
2. - Гарри, это опас..ная идея!
- Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!
- Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…
- Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!
3. - Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!
- Спасибо, Ласточка, ты очень добра!
Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если все правильно - поднимаете руки.
МузЭйный, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.
Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).
Предмет третий: Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный (Учебник).
7. Закрепление.
Упражнение № 649, с. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения.
(по вариантам, 2 человека у доски)
(Паронимы-слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). Запись в словарики.
Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское (Перо).
Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Каких частей речи не хватает в тексте? Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Упражнение № 3. Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?
В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах. У родителей было по ящику, в них росла зелень для припав и кусты-по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.
Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимичные пары имен прилагательных. Парное задание.
В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах. У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для припав и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.
Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зеленый, пышный, тонкий.
Учитель: Наше пребывание в выручай – комнате подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?
Выполним следующее упражнение. (потом на слайде появляются отгаданные предметы)
Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имен прилагательных. (1 человек у доски)
1) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.
2) Земля беленькая, птички на ней черненькие.
3) Спелое, круглое, сочное.
4) Умные, активные, дружелюбные.
Учитель: Мы хорошо поработали. Для того, чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя».
Тест с самопроверкой «Проверь себя»
- Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:
1) Более лучше
2) Самый хороший
3) Красивее
4) Больнее
- В каком слове неверно выделен ударный звук?
1) КрасИвее
2) Она бледнА
3) Штора длиннА
4) КухОнный нож
- Найдите ошибку в употреблении паронимов:
1) Дружный коллектив
2) Старый человек
3) Удачливый день
4) Лирический герой
- В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?
1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»
2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.
3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.
4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?
Тест с самопроверкой «Проверь себя»
- Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:
1) Более лучше
2) Самый хороший
3) Красивее
4) Больнее
- В каком слове неверно выделен ударный звук?
1) КрасИвее
2) Она бледнА
3) Штора длиннА
4) КухОнный нож
- Найдите ошибку в употреблении паронимов:
1) Дружный коллектив
2) Старый человек
3) Удачливый день
4) Лирический герой
- В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?
1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»
2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.
3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.
4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?
8. Итоги урока.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итоги.
Рефлексия. Закончите фразу.
Я сегодня узнал, что…
Мне еще непонятно….
Я хотел бы узнать еще о…
Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…
Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
-Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?
-Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?
-Кто понял, что тему урока закрепил прочно?
-Понравился ли урок?
-Какое задание было сложным для вас?
-Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?
ДЗ: придумать свою загадку, состоящую из имен прилагательных; упр. 652, с.113.
Учитель: Друзья! Спасибо за урок. И на прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.