Top.Mail.Ru
Комплексное повторение в 5 классе
Методкопилка

Заключительный урок в 5 классе по разделу "Имя прилагательное" (учебник А.Д. Шмелёва).

 

Культура речи. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы имен прилагательных

Цели:

  1. развивать коммуникативные умения: умение логически мыслить, строить связное устное и письменное высказывание, умение проникать в смысл высказывания, умение вести диалог (монолог), совершенствовать высказывание, давать оценку устному и письменному высказыванию, редактировать и рецензировать прочитанный (прослушанный)текст, составлять текст в определенном стиле и типе речи, учитывая речевую ситуацию;
  2. развивать умение умения правильно употреблять  прилагательные в речи;
  3. находить и исправлять ошибки в употреблении имен прилагательных в речи;
  4. формировать умение находить имена прилагательные в текстах курских писателей, текстах статей курских газет, осуществлять корректурную правку;
  5. обучить правильному и обоснованному выбору  прилагательных-паронимов;
  6. способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
  7. обогащать словарный запас обучающихся, научить использовать полученные знания в жизненной речевой практике;
  8. расширять знания о произведениях курских писателей;
  9. развивать общеучебные умения: наблюдение, анализ,  сравнение, обобщение, выводы.

 

1. Приветствие. Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята!  С каким настроением вы пришли в школу на урок? Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать?

Поднимите руку, кто будет отвечать у доски? (Дети поднимают руки). Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык - это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.

2. Проверка ДЗ.

Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на тему «Правописание Ь знака после шипящих в кр.форме прилагательных», «Правописание окончаний в прилагательных».

1 человек записывает  диктант с пропусками за крылом доски.

3. Синтаксическая пятиминутка (эпиграф к уроку записан и портрет В. Деткова на доске).

Вставьте пропущенные буквы (устно), расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).

Гибок, б…гат,  пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа.

4. Работа со словарным диктантом, придуманным учеником.

О чем слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).

Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).

Какова тема нашего урока? (формулируют тему урока) Запись темы урока.

Учитель: Молодцы! А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.

5. Формулируют цели урока:

1.Повторить изученное об… (имени прилагательном).

2.Учиться правильно употреблять имя прилагательное в речи.

3. Определить  роль имя прилагательных…. в …тексте (речи).

4. Научиться грамотно говорить и писать.

5. Вспомнить, что такое культура речи?

6. Вспомнить, что такое норма? (ответы)

7. Вспомнить, какие речевые нормы существуют?

(На доске прикрепить листы магнитами виды речевых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические.

Вспомним, что значит каждая из них.

Этимологическая справка (на тех же листах): греч.(лат.)ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС)

Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)

Как? (Выполнять практические задания…)Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда)

Музыка из «В гостях у сказки».

Учитель: Вы узнали эту мелодию? (Дети отвечают).

Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен, даже когда несовершенен.

6. Основной этап урока.

Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной выручай-комнатой.

Что это за комната? В  этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент.  И предметы эти интересные и загадочные.

Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты? (ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)

Итак, предмет первый:  Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная (Тетрадь).

А как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).

Почему вдруг в выручай-комнате оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).

А как называется человек, который исправляет ошибки? РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР на доске с понятием.

Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.

Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных, допущенные учениками в сочинениях.  Какие сказки встретились в упражнении? Парная работа.

Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические)

1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.

Предмет второй: лазерный, компьютерный, новый. (СД-диск).

«Интервью» (видео).

Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).

А что не так? (Нарушены речевые нормы).

Какие? (Грамматические и орфоэпические)

Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к________________ и _____________________словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?

1.- Привет, Незнайка! 

   - Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?

   - Нет, я не скучная. Я грус..ная.

   - А это разве не одно и то же?

2. - Гарри, это опас..ная идея!

    - Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!

    - Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…

    - Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!

3. - Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!

    - Спасибо, Ласточка, ты очень добра!

Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если все правильно - поднимаете руки.

МузЭйный, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.

Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).

Предмет третий:  Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный (Учебник).

7. Закрепление.

Упражнение № 649, с. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения.

(по вариантам, 2 человека у доски)

(Паронимы-слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). Запись в словарики.

Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское (Перо).

Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Каких частей речи не хватает в тексте? Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные?

Упражнение № 3. Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?

В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах.  У родителей было по ящику, в них росла зелень для припав и кусты-по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.

Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимичные пары имен прилагательных. Парное задание.

В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах.  У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для припав и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.

Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зеленый,  пышный, тонкий.

Учитель: Наше пребывание в выручай – комнате подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?

Выполним следующее упражнение. (потом на слайде появляются отгаданные предметы)

Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имен прилагательных. (1 человек у доски)

1) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

2) Земля беленькая, птички на ней черненькие.

3) Спелое, круглое, сочное.

4) Умные, активные, дружелюбные.

Учитель: Мы хорошо поработали. Для того, чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя».

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

8. Итоги урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итоги.

Рефлексия. Закончите фразу.

Я сегодня узнал, что…

Мне еще непонятно….

Я хотел бы узнать еще о…

Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…

Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….

Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

-Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?

-Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?

-Кто понял, что тему урока закрепил прочно?

-Понравился ли урок?

-Какое задание было сложным для вас?

-Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?

ДЗ: придумать свою загадку, состоящую из имен прилагательных; упр. 652, с.113.

Учитель: Друзья! Спасибо за урок. И на прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен