Top.Mail.Ru
Разноликий Малевич
Художники

Мир художника, как поэта или прозаика, неповторим и узнаваем. Однако...

Каждый создаёт «свой» художественный мир: природа и люди живут по собственным за­конам, подчиняются логике, рождённой фантазией мастера, его мечтой о прекрас­ном. Миры Кустодиева, Пластова, Васнецова, Пиросмани... неповторимы и уз­наваемы!

С Казимиром Малевичем (1878—1935) дело обстоит иначе. Его произведения не всегда легко узнать. Он кажется разноликим.

Ма­левич был импрессио­нистом, увлекался Матиссом и русским примитивом, сблизился с кубофутуристами, открыл «беспредметное» искусство. И всё это заняло около десяти доре­волюционных лет. Каждый раз он менял свои приёмы, вызывая недоумение критиков. Яр­кая самобытность его произве­дений была замечена современниками.

Никто из участ­ников на выставке «Мишень» не хотел вешать свои картины рядом с его работами: так властно они притягивали внимание посетителей.

Человек сильный и резкий, ли­дер по натуре, Малевич не боял­ся влияний. Художник не просто учился, он экспериментировал, искал новое. Идея обновления искусства и жиз­ни стала целью и смыслом работы Малевича.

Поэты и художники, назвавшие себя футуристами, держались дерзко, авторитетов не признавали. Непонятно было, где их «кор­ни». Эти люди ходили по улицам в маскарадной одежде, произно­сили непонятные речи на диспутах, сочиняли заумные манифесты. Но и у них суще­ствовали свои истоки. И у Малевича.

Художник родился на Украи­не, там провёл детство. Отец художника, Северин Ан­тонович Малевич, польский дворянин, служил на са­харном заводе. На фотогра­фии у него строгое лицо в очках, тём­ная борода, застёгнутый сюртук. Мать, Людвига Александровна, прекрасная рукодельница, «держала пансион». Жили «при заводе», вдали от го­рода, где население делилось на заводских и деревенских, а мест­ность вокруг — на две зоны: поля сахарной свёклы и завод.

Малевич вспоминал: «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» (в разноцветных одеждах) работниками, которые пололи и прорывали свёклу... Другая — территория завода, на­поминала какую-то крепость, в которой люди день и ночь работа­ли, подчиняясь неумолимому зо­ву гудков. На заводах стояли лю­ди, пригвожденные временем к аппарату или машине: двенадцать часов в пару, в смраде газов, в грязи... Мне, мальчику, эти ма­шины всегда казались хищными зверями».

Два мира сталкивались в созна­нии мальчика: природа, её прос­тор и завод-крепость, тёмные костюмы заводских — с цветной, вышитой крестьянской одеждой, «неумолимый гудок» — и солн­це, которое «тихо зовёт... своими лучами на работу и... ко сну, пря­ча лучи свои за шар земной». Да­же сахар сравнивался с мёдом, второй был вкуснее, а потому, решает Казимир, заводы вовсе не нужны. Он выбирает крестьянскую жизнь, вольную и красивую.

Деревня, по словам Малевича, делала такие вещи, ко­торые ему сильно нравились. «В этих-то вещах и была вся тайна моих симпатий к крестьянам. Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и по­могал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке. Крестьянки задорно изображали петухов, коников и цветы. Краски все были изготовлены на месте из разных глин и синьки».

Подражание народным масте­рам было первой школой для Ма­левича. В двенадцать лет он умел вышивать и вязать, делал краски, кисточки и «уже здорово рисовал коников в разных видах, с пейза­жем и людьми, красил их в про­извольные цвета».

Но «художники в журналах» рисовали, конечно, совсем иначе. Тогда Малевич стал копировать иллюстрации из жур­нала «Нива», жадно вглядывался в случайно попадающиеся работы профессиональных художников, мечтая о настоящей школе — в Киеве или в Москве...

Проходит много лет: учёба и упорная самостоя­тельная работа, служба в Уп­равлении железных дорог и го­лодная жизнь в коммуне художников в Москве. В декабре 1905 года Малевич с другими сту­дентами участвует в боях на баррикадах Сретенки. Баррикада разгромлена, ему чудом удаётся уйти от преследования.

Но революционные события не отвлекают его ис­кусства. Малевич и здесь чувст­вует себя принадлежащим «пере­днему краю». Он захвачен красочной гармонией французской живописи. Милую его сердцу провинцию, уютные беленые домики, цветущие ябло­невые сады он пишет теперь в тех­нике импрессионизма, растворяя предметы в потоках солнечного света, превращая поверхность холста в узор струящихся мазков густой светоносной краски.

Детские впечатления на время отодвинулись, но не забылись. Они возрождаются с новой силой около 1910 года. Молодые жи­вописцы, к которым примкнул Малевич, выдвинули программу пересмотра традиций, на которые должен опираться современный художник. Не классика, не акаде­мия и не передвижничество, а лубок, икона, искусство первобытных народов, вот на чем сле­дует учиться правдивости, свеже­сти восприятия — считали Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков. Организованные ими выставки казались в то время настоящим бунтом. Публике, привыкшей к изящному в живописи, трудно было оценить всё то, что она считала уродливым.

Работы Малевича этого перио­да, наверное, даже среди картин других примитивистов выглядели самыми варварскими. Он пишет большеголовых и неуклюжих крестьян. Они кажутся «безъязыкими», смотрят глубоко и печально. Малевич пишет их, как будто забыв анатомию и классическую перспективу, и, как когда-то «коников», красит их в «произвольные цвета». Лица коричневые, тёмные, как у святых на иконах. Фигуры точно выто­чены из грубого неподатливого материала, крепко обведены жёстким контуром. Всё грубо и просто, наивно и серьёзно.

Скоро появляется ещё одно отличие. Тяжёлые тела пер­сонажей Малевича начинают отли­вать металлическим блеском, точ­но заковываются в броню. Тёмные лики лишаются прежней вырази­тельности — они даны в профиль или вовсе повернуты прочь от зрителя. Ещё шаг — и голова пре­вратилась в конус, туловище — в набор цилиндров, а труд крестья­нина среди природы уподобился работе одного из узлов отлажен­ного механизма. Подчас люди и вещи, распавшись на части, дро­бясь и сверкая новенькими «де­талями», превращаются в олице­творение скорости, стремитель­ного и четкого ритма.

Впечатления дет­ства самые яркие. Когда-то на Ук­раине Малевич остро ощутил кон­фликт природы и машинной циви­лизации, наступление техники на патриархальную жизнь людей, на «зелёный мир мяса и кости». Многие в начале XX века оплаки­вали уходящее, проклинали насту­пающий безжалостный железный век. Малевич же оказался в среде молодёжи, увлечённой идеей переделки мира, безгранично верящей в будущее.

«Ско­рей, люди, к небоскрёбам, долой домишки! Наша голова должна касаться звёзд!» — пишет Мале­вич в 1913 году. Это было рево­люционное время, и художники верили, что тоже совершают ре­волюцию. Но только в искусстве.

Им хотелось создавать небыва­лое — то, чего не было. Вот чёрный четырёхугольник — про­стейшая форма. Но она — заро­дыш всех возможностей. Из квад­рата «вышли» круг и куб. Чёрное и белое — это свет и тьма. Это плоскость и бесконечность. Так картина «Чёрный квадрат» — оли­цетворение самого простого и са­мого сложного — стала началом созданного Малевичем направле­ния «супрематизма» (от слова, оз­начающего «высший, верхов­ный»).

Неискушенный зритель не увидит в «Чёрном квадрате»  ровно ничего или, вернее, очень мало. Во всяком случае, такое изображение сложно считать художе­ственным, гораздо больше оно напоминает несложное геометрическое построение.

Картина Малевича рассчитана на определенный эффект. Если перед человеком поставить при­мус и сказать, что это сапоги, он удивится. Если вместо изобра­жения жизни поместить чёрный квадрат, удивление будет ещё бóльшим. Конечно, зритель мо­жет сказать, что его дурачат, махнуть рукой и забыть об этом. Но приобщённый к чуде­сам современной цивилизации человек станет искать какого-то смысла, скрытого художником. И может найти его.

Во-первых, «Чёрный квадрат» отрицает традиционный способ изображения. А так как худож­ник-модернист объявил свою ра­боту новым и прогрессивным искусством, то иной способ изоб­ражения является устаревшим. И получается, что искусство ста­рых мастеров никуда не годится и его нужно отбросить. Но это ещё не всё, что может поведать «Чёрный квадрат». Зри­тель вместо изображения чело­веческой жизни видит чёрную пустоту. В его сознании возникает впечатление, что жизнь так же пуста и бессмысленна, как этот чёрный квадрат. Это уже мировоззрение, имеющее, несмотря на всю свою нелепость, поклон­ников и теоретиков. Выходит, что «Чёрный квадрат» далеко не ли­шен содержания. Но оно заклю­чается именно в отсутствии соб­ственно художественного содержания.

Без Ра­фаэля и Репина «Чёрный квад­рат» не сказал бы нам ровно ни­чего, он был бы попросту невоз­можен. Только перечеркивая тот смысл, который мы находим у великих художников, он приоб­ретает своё «содержание».

Мале­вич заявил, что супрематизмом окончилась эволюция живописи. Картин больше писать не надо. Всё, что можно было открыть,— открыто. Творческая мысль долж­на выбрать иной путь. Какой же?

Об этом в первые послереволюционные годы горя­чо и много спорили. Некоторые считали, что искусство надо поставить на служ­бу производству. Техника с по­мощью художника должна напол­нить быт красивыми и полезными вещами простых и строгих форм. Другие мечтали об изобретении новых видов искусства...

Малевич в 1920-е годы проектирует супремати­ческую фарфоровую и стеклян­ную посуду. Его не пугает незначительность задачи: когда-то он начинал с росписей крестьянских печек. Но расписывать от руки — одно, а делать эскиз для машин­ного производства — другое.

Но что-то в Малевиче не хотело подчиниться злобе дня. Он оставался мечта­телем. И Ма­левич размышляет о глобальном изменении мира, о летающих по воздуху городах, о космических кораблях, о преодолении силы тя­жести. Он строит «архитектоны» — белые кристаллические здания — небоскрёбы в будущих городах, и в них должны жить но­вые прекрасные люди...

Малевич был человеком прин­ципа. Провозгласив отказ от стан­ковой живописи, он перестал пи­сать картины. Это было нелег­ко. Малевич любил живопись.

Од­нажды, отправив работы на выс­тавку, он написал другу: «О, если бы Вы знали, какая скука в моей комнатке без картин, как будто схоронил кого». В конце жизни Малевич работает запой­но, скрывая ото всех своё возвращение к предметному искусству. А когда, смертельно больной, не может подняться с подушек, при­вязывает кисть к бильярдному кию, чтобы работа не прерыва­лась.

...С детских лет Малевич любил природу, подолгу бродил, выби­рая возвышенные места, откуда далеко видно. На одном из таких мест завещал себя похоро­нить. Одним из его любимых слов в последние годы было «гори­зонт». О художниках-конструкторах Малевич говорил, что им «заслоняет горизонт железо». На его поздних картинах удли­нённые фигуры мужчин и женщин как будто парят на фоне низкого горизонта. Они спокойны и не­подвижны. Земля и небо пустын­ны и обширны, и в этом косми­ческом пространстве человек — одинокий землянин — остано­вился на перепутье. Он в простой крестьянской одежде. Голова его касается неба…

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен