Мир художника, как поэта или прозаика, неповторим и узнаваем. Однако...
Каждый создаёт «свой» художественный мир: природа и люди живут по собственным законам, подчиняются логике, рождённой фантазией мастера, его мечтой о прекрасном. Миры Кустодиева, Пластова, Васнецова, Пиросмани... неповторимы и узнаваемы!
С Казимиром Малевичем (1878—1935) дело обстоит иначе. Его произведения не всегда легко узнать. Он кажется разноликим.
Малевич был импрессионистом, увлекался Матиссом и русским примитивом, сблизился с кубофутуристами, открыл «беспредметное» искусство. И всё это заняло около десяти дореволюционных лет. Каждый раз он менял свои приёмы, вызывая недоумение критиков. Яркая самобытность его произведений была замечена современниками.
Никто из участников на выставке «Мишень» не хотел вешать свои картины рядом с его работами: так властно они притягивали внимание посетителей.
Человек сильный и резкий, лидер по натуре, Малевич не боялся влияний. Художник не просто учился, он экспериментировал, искал новое. Идея обновления искусства и жизни стала целью и смыслом работы Малевича.
Поэты и художники, назвавшие себя футуристами, держались дерзко, авторитетов не признавали. Непонятно было, где их «корни». Эти люди ходили по улицам в маскарадной одежде, произносили непонятные речи на диспутах, сочиняли заумные манифесты. Но и у них существовали свои истоки. И у Малевича.
Художник родился на Украине, там провёл детство. Отец художника, Северин Антонович Малевич, польский дворянин, служил на сахарном заводе. На фотографии у него строгое лицо в очках, тёмная борода, застёгнутый сюртук. Мать, Людвига Александровна, прекрасная рукодельница, «держала пансион». Жили «при заводе», вдали от города, где население делилось на заводских и деревенских, а местность вокруг — на две зоны: поля сахарной свёклы и завод.
Малевич вспоминал: «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» (в разноцветных одеждах) работниками, которые пололи и прорывали свёклу... Другая — территория завода, напоминала какую-то крепость, в которой люди день и ночь работали, подчиняясь неумолимому зову гудков. На заводах стояли люди, пригвожденные временем к аппарату или машине: двенадцать часов в пару, в смраде газов, в грязи... Мне, мальчику, эти машины всегда казались хищными зверями».
Два мира сталкивались в сознании мальчика: природа, её простор и завод-крепость, тёмные костюмы заводских — с цветной, вышитой крестьянской одеждой, «неумолимый гудок» — и солнце, которое «тихо зовёт... своими лучами на работу и... ко сну, пряча лучи свои за шар земной». Даже сахар сравнивался с мёдом, второй был вкуснее, а потому, решает Казимир, заводы вовсе не нужны. Он выбирает крестьянскую жизнь, вольную и красивую.
Деревня, по словам Малевича, делала такие вещи, которые ему сильно нравились. «В этих-то вещах и была вся тайна моих симпатий к крестьянам. Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке. Крестьянки задорно изображали петухов, коников и цветы. Краски все были изготовлены на месте из разных глин и синьки».
Подражание народным мастерам было первой школой для Малевича. В двенадцать лет он умел вышивать и вязать, делал краски, кисточки и «уже здорово рисовал коников в разных видах, с пейзажем и людьми, красил их в произвольные цвета».
Но «художники в журналах» рисовали, конечно, совсем иначе. Тогда Малевич стал копировать иллюстрации из журнала «Нива», жадно вглядывался в случайно попадающиеся работы профессиональных художников, мечтая о настоящей школе — в Киеве или в Москве...
Проходит много лет: учёба и упорная самостоятельная работа, служба в Управлении железных дорог и голодная жизнь в коммуне художников в Москве. В декабре 1905 года Малевич с другими студентами участвует в боях на баррикадах Сретенки. Баррикада разгромлена, ему чудом удаётся уйти от преследования.
Но революционные события не отвлекают его искусства. Малевич и здесь чувствует себя принадлежащим «переднему краю». Он захвачен красочной гармонией французской живописи. Милую его сердцу провинцию, уютные беленые домики, цветущие яблоневые сады он пишет теперь в технике импрессионизма, растворяя предметы в потоках солнечного света, превращая поверхность холста в узор струящихся мазков густой светоносной краски.
Детские впечатления на время отодвинулись, но не забылись. Они возрождаются с новой силой около 1910 года. Молодые живописцы, к которым примкнул Малевич, выдвинули программу пересмотра традиций, на которые должен опираться современный художник. Не классика, не академия и не передвижничество, а лубок, икона, искусство первобытных народов, вот на чем следует учиться правдивости, свежести восприятия — считали Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков. Организованные ими выставки казались в то время настоящим бунтом. Публике, привыкшей к изящному в живописи, трудно было оценить всё то, что она считала уродливым.
Работы Малевича этого периода, наверное, даже среди картин других примитивистов выглядели самыми варварскими. Он пишет большеголовых и неуклюжих крестьян. Они кажутся «безъязыкими», смотрят глубоко и печально. Малевич пишет их, как будто забыв анатомию и классическую перспективу, и, как когда-то «коников», красит их в «произвольные цвета». Лица коричневые, тёмные, как у святых на иконах. Фигуры точно выточены из грубого неподатливого материала, крепко обведены жёстким контуром. Всё грубо и просто, наивно и серьёзно.
Скоро появляется ещё одно отличие. Тяжёлые тела персонажей Малевича начинают отливать металлическим блеском, точно заковываются в броню. Тёмные лики лишаются прежней выразительности — они даны в профиль или вовсе повернуты прочь от зрителя. Ещё шаг — и голова превратилась в конус, туловище — в набор цилиндров, а труд крестьянина среди природы уподобился работе одного из узлов отлаженного механизма. Подчас люди и вещи, распавшись на части, дробясь и сверкая новенькими «деталями», превращаются в олицетворение скорости, стремительного и четкого ритма.
Впечатления детства самые яркие. Когда-то на Украине Малевич остро ощутил конфликт природы и машинной цивилизации, наступление техники на патриархальную жизнь людей, на «зелёный мир мяса и кости». Многие в начале XX века оплакивали уходящее, проклинали наступающий безжалостный железный век. Малевич же оказался в среде молодёжи, увлечённой идеей переделки мира, безгранично верящей в будущее.
«Скорей, люди, к небоскрёбам, долой домишки! Наша голова должна касаться звёзд!» — пишет Малевич в 1913 году. Это было революционное время, и художники верили, что тоже совершают революцию. Но только в искусстве.
Им хотелось создавать небывалое — то, чего не было. Вот чёрный четырёхугольник — простейшая форма. Но она — зародыш всех возможностей. Из квадрата «вышли» круг и куб. Чёрное и белое — это свет и тьма. Это плоскость и бесконечность. Так картина «Чёрный квадрат» — олицетворение самого простого и самого сложного — стала началом созданного Малевичем направления «супрематизма» (от слова, означающего «высший, верховный»).
Неискушенный зритель не увидит в «Чёрном квадрате» ровно ничего или, вернее, очень мало. Во всяком случае, такое изображение сложно считать художественным, гораздо больше оно напоминает несложное геометрическое построение.
Картина Малевича рассчитана на определенный эффект. Если перед человеком поставить примус и сказать, что это сапоги, он удивится. Если вместо изображения жизни поместить чёрный квадрат, удивление будет ещё бóльшим. Конечно, зритель может сказать, что его дурачат, махнуть рукой и забыть об этом. Но приобщённый к чудесам современной цивилизации человек станет искать какого-то смысла, скрытого художником. И может найти его.
Во-первых, «Чёрный квадрат» отрицает традиционный способ изображения. А так как художник-модернист объявил свою работу новым и прогрессивным искусством, то иной способ изображения является устаревшим. И получается, что искусство старых мастеров никуда не годится и его нужно отбросить. Но это ещё не всё, что может поведать «Чёрный квадрат». Зритель вместо изображения человеческой жизни видит чёрную пустоту. В его сознании возникает впечатление, что жизнь так же пуста и бессмысленна, как этот чёрный квадрат. Это уже мировоззрение, имеющее, несмотря на всю свою нелепость, поклонников и теоретиков. Выходит, что «Чёрный квадрат» далеко не лишен содержания. Но оно заключается именно в отсутствии собственно художественного содержания.
Без Рафаэля и Репина «Чёрный квадрат» не сказал бы нам ровно ничего, он был бы попросту невозможен. Только перечеркивая тот смысл, который мы находим у великих художников, он приобретает своё «содержание».
Малевич заявил, что супрематизмом окончилась эволюция живописи. Картин больше писать не надо. Всё, что можно было открыть,— открыто. Творческая мысль должна выбрать иной путь. Какой же?
Об этом в первые послереволюционные годы горячо и много спорили. Некоторые считали, что искусство надо поставить на службу производству. Техника с помощью художника должна наполнить быт красивыми и полезными вещами простых и строгих форм. Другие мечтали об изобретении новых видов искусства...
Малевич в 1920-е годы проектирует супрематическую фарфоровую и стеклянную посуду. Его не пугает незначительность задачи: когда-то он начинал с росписей крестьянских печек. Но расписывать от руки — одно, а делать эскиз для машинного производства — другое.
Но что-то в Малевиче не хотело подчиниться злобе дня. Он оставался мечтателем. И Малевич размышляет о глобальном изменении мира, о летающих по воздуху городах, о космических кораблях, о преодолении силы тяжести. Он строит «архитектоны» — белые кристаллические здания — небоскрёбы в будущих городах, и в них должны жить новые прекрасные люди...
Малевич был человеком принципа. Провозгласив отказ от станковой живописи, он перестал писать картины. Это было нелегко. Малевич любил живопись.
Однажды, отправив работы на выставку, он написал другу: «О, если бы Вы знали, какая скука в моей комнатке без картин, как будто схоронил кого». В конце жизни Малевич работает запойно, скрывая ото всех своё возвращение к предметному искусству. А когда, смертельно больной, не может подняться с подушек, привязывает кисть к бильярдному кию, чтобы работа не прерывалась.
...С детских лет Малевич любил природу, подолгу бродил, выбирая возвышенные места, откуда далеко видно. На одном из таких мест завещал себя похоронить. Одним из его любимых слов в последние годы было «горизонт». О художниках-конструкторах Малевич говорил, что им «заслоняет горизонт железо». На его поздних картинах удлинённые фигуры мужчин и женщин как будто парят на фоне низкого горизонта. Они спокойны и неподвижны. Земля и небо пустынны и обширны, и в этом космическом пространстве человек — одинокий землянин — остановился на перепутье. Он в простой крестьянской одежде. Голова его касается неба…