Top.Mail.Ru
«Скачет красная конница...»
Художники

Пришло время, когда ошибки истории исправляются: теперь в мировом искусстве найдено достойное место для работ Казимира Малевича.

Казимир Северинович Малевич (1878—1935) начинал как сюрреалист, но позднее разочаровался в его возможностях, увлёкся кубизмом и понял, что «кубизм зашёл в тупик». Делал декорации и костюмы к спектаклю В. Маяковского «Мистерия-буфф», приняв принципы футуризма. Создал супрематизм (название от латинского supremus, что значит высший), проповедовал его в своих лекциях, утверждал в своём творчестве.

Как пишут искусствоведы, творчество Малевича — своего рода «испытательный полигон», на котором «искусство живописи проверяло и испытывало свои новые возможности».

В 1915 году в Петербурге открылась выставка, на которой Малевич показал свои сорок девять супрематических холстов, и среди них «Чёрный квадрат на белом поле»: в нём он видел главное своё открытие. «Квадрат — изначальная клетка супрематизма, — писал он. — Я написал голую икону моего времени». Ученики Малевича носили на рукаве матерчатый «чёрный квадрат», который был для них эмблемой нового искусства. И это не было экстравагантной шуткой.

«Моя новая живопись, — писал Малевич, — не принадлежит Земле исключительно... В человеке, в его сознании, лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара Земли».

Ощутив себя «гражданином Вселенной», Малевич взглянул на Землю из космоса и отказался от так называемых «земных ориентиров»: верх, низ, лево, право... Он взглянул на «природность Земли» с «планетарно-космической» точки зрения и увидел — предметы Земли выглядят обыкновенными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, крест... Позднее искусствоведы назовут картины Малевича беспредметными.

А ещё Малевич провозглашал «торжество цвета»: красный означал для него революцию, белый символизировал самосознание человека, чёрный — устойчивость...

И в то же время на протяжении всей жизни Казимир Малевич создавал и реалистические картины, обогащая их «находками супрематизма».

Такова и «Скачет красная конница», написанная в 1918 году. Сквозь ночь — рассвет едва заметен — мчится конница, конница — красная, и мчится, летит она, чтобы принести человечеству радость революционного обновления. Она мчится туда, где занимается рассвет.

Многие годы творчество Малевича замалчивалось — любое инакомыслие считалось преступлением. Картины Малевича десятилетиями лежали в запасниках музеев без движения, а многие из них, к сожалению, оказались за рубежом.

В своей работе «Подсудимые в искусстве» Малевич писал: «История не может предупредить поколения, чтобы они, когда встретят среди себя новатора, не осмеяли его...»

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен