Top.Mail.Ru
Живописец войны и правды
Художники

Василий Верещагин

Василий Верещагин относился к войне как суровому испытанию, сам изведал её удары и погиб как храбрый воин.

В художественном наследии живописца много батальных картин, изображающих мужество и героизм солдат и офицеров, обличающих горечь потерь и торжество победителя над врагом. Среди полотен есть колоритные пейзажи с этнографическими мотивами, библейские этюды и наброски, портреты людей, которых он видел, путешествуя по разным странам мира.

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) получил Георгиевский крест за оборону Самарканда от войск бухарского эмира, участвовал в русско-турецкой войне за освобождение болгар от османского владычества.

Когда в апреле 1877 года правительству Османской империи была объявлена война, к участию в ней присоединились писатели В. Гаршин и В. Гиляровский, хирург Н. Пирогов и врач Н. Склифосовский, художники А. Боголюбов, В. Поленов, Е. Макаров.

В действующую армию отправился и Василий Верещагин. Он не мог передать настоящую правду о войне, наблюдая её как сторонний наблюдатель, поэтому принимал непосредственное участие в опасных боях, например, в атаке быстроходного катера «Шутка» на Дунае против турецкого парового фрегата. Эта попытка взорвать турецкий корабль не удалась: русский катер, получив пробоины, начал наполняться водой, приходилось её откачивать, но судно удалось спасти, а командир, несколько матросов и Верещагин получили ранения.

Не дожидаясь полного выздоровления, художник-воин покинул госпиталь и возвратился в армию: видел штурм Плевны и её падение после блокады, был на Шипкинском перевале, участвовал во взятии Адрианополя, поражая своей храбростью всех окружающих.

Но даже участвуя в боевых операциях, Верещагин не забывал о творчестве, рисовал сцены сражений, бивуаки, переходы войсковых колонн, убитых и раненых. Этюды он делал под огнём противника, глядя смерти в лицо и ничуть её не страшась, словно рисовал у себя в кабинете.

О событиях войны 1877-1878-х годов художник рассказал в тридцати полотнах, где без прикрас и романтики показал войну такой, какой она была по-настоящему, когда победы чередуются с поражениями, когда успех достигается большими жертвами и невыносимыми страданиями, ожиданием в снежных траншеях, переходами в дождь по грязи.

Приоткрылась такая правдивая изнанка войны, которую знали только её реальные участники. Художник помнил, каких жертв и лишений стоила победа, вот почему картину «Шипка-Шейново» посвятил славе русского и болгарского оружия.

На полотне изображена покрытая снегом долина, окружённая горными вершинами и турецким редутом Шейново. Вдоль солдатских шеренг мчится на белом коне генерал М.Д. Скобелев, сопровождаемый свитой. Он обращается к войскам с приветствием, и летят вверх солдатские шапки, раздаётся могучее «ура!». Свита Скобелева, среди которой художник изобразил и себя, едва поспевает за стремительным генералом.

Художник расположил шеренги войск и группу всадников по диагонали, чтобы показать нескончаемость солдатских рядов и усилить пространственную глубину картины. Шеренги второго плана подчеркивают громаду неприступных гор, которые были покорены русскими и болгарскими солдатами. Но на переднем плане мы видим тела павших ― жертвы, ценой которых досталась победа. Гимн мужеству солдата сливается с трагическим звучанием реквиема.

До Верещагина не было принято изображать поражение армии. Василий Васильевич нарушил традицию и показал сцены гибели тысяч солдат.

Телами павших егерей покрыто поле под Телишем после неудачного штурма в картине «Победители». Турецкие мародёры, торжествуя победу, добивают раненых, раздевают убитых, собирают оружие. На лицах победителей ― улыбки. Их смех среди изуродованных тел демонстрирует равнодушие к смерти и чудовищную жажду стяжательства. В центре картины фигура вояки, который примеряет мундир русского офицера и бесшабашно смеётся вместе с другими участниками сражения над поверженным врагом.

Картина «Побежденные. Панихида по убитым» изображает необозримое поле, до горизонта усеянное телами павших русских солдат. Сквозь кусты и высохшую траву мы видим обезображенные турками обнажённые тела, потерявшие естественные очертания. Полковой священник отпевает воинов, погибших мученической смертью. Мрачное, покрытое густыми облаками свинцовое небо становится к горизонту зловеще-синим. Осенняя увядшая природа оттеняет мертвенность поля битвы и пыток, усиливают настроение безысходной печали. Горизонтальный формат полотна подчёркивает размеры поля и масштабы трагедии.

Картина «Атака» передаёт эпизод третьего штурма Плевны. По холмистой местности, озарённой отсветами пожаров, под огнём противника пехотное подразделение устремилось к неприятельским укреплениям. Повсюду погибшие, опираясь на ружья, отползают раненые. Как непохожи эти припавшие к земле тела на идущих в атаку парадным строем бравых, красивых, статных, лоснящихся от довольства воинов, которых обычно изображали художники...

Полотна Верещагина о русско-турецкой войне содержали оценку событий художника-реалиста, всем сердцем болеющего за солдат, страдавших из-за бездарности генералов, допускавших огромные, ничем не оправданные жертвы.

Художник был участником обороны Шипки и видел, как гибли от холода солдаты, не имевшие тёплого обмундирования. А в это время генерал Радецкий, который руководил обороной, находясь в пяти километрах от передовой, с утра до ночи играл в карты. Свои рапорты о положении вверенного ему войска он заканчивал неизменной фразой: «На Шипке всё спокойно!»

В триптихе, названном «На Шипке всё спокойно!», художник изобличил генералов, смотревших на солдат как на низшие существа. На трёхчастной картине видно, как часовой замерзает на посту, оставаясь верным своему воинскому долгу, а его забывают сменить и тем самым обрекают на бесславную смерть.

Изображение бессмысленных жертв войны правительство России находило антипатриотичным. Они вызывали ярость и негодование царского двора. Другим художникам давали заказы на новые полотна об этой кампании, но Верещагину не было заказано ни одного: в нём видели опасного бунтаря и не оценили таланта, устремлённого к беспощадной правде отрицания войны, сумевшего воспеть подвиг русского народа во имя освобождения болгарских братьев.

Отечественной войне 1812 года Верещагин посвятил целый цикл своих работ. Среди них — «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «На этапе. Дурные новости из Франции», «С оружием в руках — расстрелять».  

Много в нашей стране мест, которые хранят память о великом народном подвиге. Художник посетил Бородинское поле, Смоленскую губернию, где наступала, а затем с позором бежала прославленная армия Наполеона. Он делал с натуры десятки зарисовок крестьян и пейзажных эскизов. В картине «Не замай! Дай подойти» Верещагин показал великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом.

 

Литература

  1. Грачёва Н. Верещагин: послание человечеству. 10 самых страшных картин художника / https://vtbrussia.ru/culture/rm/vereshchagin-poslanie-chelovechestvu/
  2. Васильева Ж. Искусство мира и войны. О выставке картин Василия Верещагина в Третьяковской галерее /https://rg.ru/2018/03/14/v-tretiakovskoj-galeree-otkrylas-personalnaia-vystavka-vereshchagina.html
  3. Лебедев А.К. Полотна суровой правды / Юный художник. - 1979. - №10.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен