Top.Mail.Ru
Букеты Бориса Шаманова
Художники

Если художник до тонкости знает нюансы композиции, строение и форму каждого цветка, то он становится лучшим флористом, чем тот, кто умеет из них просто составлять букеты. Талантливый мастер, у которого даже полотно излу­чает аромат лепестков, может передать гармонию многоцветного садового или полевого царства. Таким мастером, без сомнения, был Борис Иванович Шаманов (1931-2008).

Картины с синими васильками и белыми ромашками, жёлтыми одуванчиками и розовым иван-чаем, пышными георгинами и скромным голубеньким льном передают всю сложность внут­реннего состояния художника — спокойную созерцательность и философские раздумья, светлую грусть и бурную радость. Они рассказывают о его отношении к природе, жизни, людям, к себе самому.

Те, кто хорошо знал Бориса Ивановича, отзывались о нём как о человеке в высшей степени доброжелательном, несуетливом, совестливом, прекрасном педагоге, активном деятеле Союза художников. Он известный автор натюрмортов, жанровых картин, портретов, пейзажей.

В детстве будущий художник, как и многие мальчишки, любил рисовать. Видел, как любил это занятие родной дядя. В 1945 году решил поступать с приятелем в мореходное училище, но по возрасту не прошёл — не было ещё 15 лет. Через год был принят в Мухинское художественно-промышленное училище на отделение художественной обработки металла, затем декоративно-монументальной росписи.

Начало творческой биографии было почти такое же, как у сотен других художников. Но самостоятельность и непохожесть проявлялись постепенно. Борис Иванович признавался, что в юности особо почитал Левитана и много работал в области пейзажной живописи, его притягивало безошибочное чувство родной природы, образ её величавой вечности, манящей и тревожащей человека. Властителями дум были Поль Сезанн, Ван Гог, Андре Дерен. Их творчество помогало в поисках выразительности формы, в овладении пластической культурой.

В первых пейзажах и натюрмортах, по словам Шаманова, ещё мало выражался его индивидуальный почерк. Он начал писать натюрморты, доверяя своей интуиции, добиваясь большей самостоятельности, как, например, на полотне «Проросшая картошка. Весна». Трудно решить, что перед нами, — натюрморт или пейзаж. Вероятно, и то, и другое. Два направления органично слились в этой картине.

Теплом весны согреты и клубни на столе, и крона дерева, и старый деревянный сарай во дворе. Белые ростки картошки, раскинутые ветви дерева, темные ёлочки на дальнем плане — всё устремлено вверх, к весеннему солнцу. Кажется, что художник специально взял самые обычные предметы, чтобы рассказать о чём-то более важном: о единстве человека, его рукотворного мира и мира природы, о её вечности и непрестанном обновлении.

Другая картина «Ночь. Астры» заставляет вспомнить строки Фёдора Тютчева о «всепоглощающей и миротворной бездне». На фоне ночного неба изображена ваза с букетом астр. Покосившийся забор, домик вторгаются в многоцветье лепестков, и художник не скрывает своего могущества: букет возносится над бездной, и его яркий живописный аккорд звучит как радостный гимн земной жизни.

Художник родился в Ленинграде, но город никогда не писал, почти всегда на его полотнах деревенский пейзаж. Отец — житель сельский, и в детстве Борис подолгу бывал в живописных краях Вырицы, под Ленинградом, где и закончил школу. Тогда чувство единения с природой было непосредственным, в зрелые годы стало осознанным.

В своих пейзажных натюрмортах он отдаёт предпочтение скромным полевым цветам. Мы видим их на простом деревянном столе или в старинной вазе, на которой тоже может быть цветочный орнамент. Иногда живые букеты он сопоставляет с фарфоровыми статуэтками или берёт в качестве фона знаменитый Павловский парк. Возникает ощущение, что разговор здесь ведут не только вещи и природа, человек и Вселенная, но разные века, особенно XVIII, где царил культ сельской идиллии.

Во всех натюрмортах живописца остаётся неизменным одно: мир души человека распахнут навстречу природе с её тайнами, очищающей радугой, бесконечным разнообразием красок. Пейзаж и цветы органично связаны тысячами незримых нитей.

На протяжении нескольких лет художник обращался к теме юности. Картины шли от увиденного. Однажды в поездке на Белое море, в деревне, Борис Иванович услышал, как дети пели русские народные песни и качались на качелях.

«Это ощущение и светлой северной ночи, и пения я хотел воплотить в картине «Качели». Правда, ночь превратилась в день, но суть, идея остались».

Художнику удалось передать беззаботный мир детства: энергию полёта и прелесть весёлой игры, чувство дружбы и уединённости. В картине «Свирель», написанной через пять лет, герои уже повзрослели, они в ожидании первой любви. Свирель паренька выводит нежную мелодию, обращённую к сердцу девушки, и этой песне вторит синева озера, умиротворяющий покой. Герои картины словно вслушиваются в свои переживания, стараясь разгадать тайну будущего.

Эти же персонажи встретятся и в картине «Сказка. Купавки». Прообразом героини послужила дочь художника. Борис Иванович, вероятно, сопоставлял юность своего поколения и нынешнего и видел разные интересы: с одной стороны, стремление к глубоким знаниям, высоким духовным запросам, с другой — пугающее отсутствие этой духовности. Герои его картины — люди окрылённые мечтой, наделённые той чистотой и ясностью, которые свойственны поре отрочества. Не случайно художник показывает их в гармонии с миром природы.

Интересно, что образ современного Леля со свирелью в руках был «подсмотрен» художником в стенах родного Мухинского училища, где Борис Иванович учил студентов: в перерыве кто-то из них играл на свирели.

Начиная работу над «Свирелью», художник хотел написать пейзаж с рекой — но не получилось. Но как только в центре появилось озеро, всё стало на своё место.

 «Для некоторых моих друзей главным является живописная завязка, для меня она не бывает толчком. Я никогда не решаю — напишу картину в голубом тоне. Тон и многое другое приходит уже во время созревания образа, замысла».

Картине предшествует масса эскизов, этюдов, зарисовок. Но сам натюрморт пишется быстро. Например, в три дня был написан «Шиповник после дождя», а создание картины, если учесть подготовительную работу, может исчисляться годами. Так замысел «Сказки» возник ещё в 70-х годах, а закончена она была в 1984 году. Пейзаж был написан почти сразу, но с фигурами пришлось повозиться.

В работах Шаманова синий цвет является главным. Цвет васильков, воды и неба. Этот цвет — может быть, цвет мечты художника, его «синей птицы», вечно ускользающей и вечно зовущей.

Истинная красота, вечные ценности жизни помогают пережить тяжёлые обстоятельства, трагические минуты, мрачные дни и найти иное восприятие мира, перестроить себя и своё отношение к жизни.  

 

Литература

  1. Волкогонов С.А. Борис Иванович Шаманов. — Л.: Художник РСФСР, 1991.
  2. Дмитренко А.Ф. «...Когда повеет вдруг весною...» / Художник Петербурга. — 2008. — №13.
  3. Корзухин А. Натюрморт сегодня / Творчество. — 1973. — №7.
  4. Платонова Н. Цветы Бориса Шаманова / Юный художник. — 1988. — №3.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен