Top.Mail.Ru
Пишем сжатое изложение на ОГЭ в 2026 году
К экзамену

В течение первого полугодия готовились с девятиклассниками к сжатому изложению.

Сначала познакомились с формулировкой задания № 1 на ОГЭ-2026. В задании говорится: «Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов, пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком».

Стали разбирать критерии оценивания сжатого изложения. Их всего три. В первом оценивается содержание изложения (ИК1) и даётся максимум 2 балла при условии, что точно передано основное содержание прослушанного текста и отражены все важные для его восприятия микротемы. Если же одна микротема добавлена или упущена, то получить можно 1 балл.

Во втором критерии (ИК2) оценивается сжатие предложенного текста через применение одного или нескольких приёмов сжатия на протяжении всего текста – 2 балла, если для сжатия двух микротем текста, то 1 балл.

В третьем критерии обращается внимание на логичность речи (ИК3): при отсутствии логических ошибок – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл. Эти ошибки возникают из-за нарушения связности речи или нарушения абзацного членения текста. Как правило, текст должен быть лёгким для восприятия, в нём не должно быть противоречий по смыслу, неверного порядка слов. Цельность текста достигается с помощью связных переходов между предложениями и абзацами.

Всего за сжатое изложение можно получить 6 баллов. Нельзя, чтобы в изложении было меньше 70 слов, в этом случае работа не засчитывается, оценивается нулём баллов и задание считается невыполненным. 

Для первого знакомства с приёмами сжатия взяли текст о дружбе Пушкина и Ивана Пущина. Текст большой – 191 слово. А сократить нужно в три раза. Да так, чтобы не «выплеснуть» ключевые микротемы.

Сначала текст услышали, попробовали определить количество частей: как началась дружба и сколько продолжалась, как хранил Пущин память о друге и как влияли они друг на друга. Здесь обнаруживаются три или четыре части. Пришлось переслушать ещё раз.

Текст был распечатан и выдан ученикам для практической работы.

Легче всего ребятам показался приём исключения: бери карандаш и вычёркивай. На смысл текста не влияют детали, второстепенная информация, а также повторы и осложняющие компоненты. Это и вводные слова, и однородные члены, и цитаты, и риторические обращения, восклицания и вопросы. Вводные слова не изменяют смысла текста, однородные члены передают одно общее понятие, цитаты можно кратко пересказать и сократить.

Но здесь важно не переусердствовать. Если что-то описывается, то характеристику предмета и его признаки оставляем. Если текст содержит рассказ, то действия сохраняем без подробностей. Если же идёт рассуждение, то опускаем примеры, а не аргументы.

Приём упрощения гораздо сложнее, нужно многое переформулировать: ряд определений заменить одним синонимом, придаточную часть превратить в причастный или деепричастный оборот или заменить второстепенным членом предложения, сложное предложение сделать простым, прямую речь – косвенной.

Используя приём обобщения, можно объединить несколько простых предложений превратить в одно сложное, ряд однородных членов назвать обобщающим словом.

Рассмотрим несколько текстов. Покажем, как с ними работать.

Изложение «Необычной была дружба этих двух людей…»

Исходный текст:

Необычной была дружба этих двух людей  – Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу. 

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища. 

Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце  – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. 

(По В. Кунину)

191 слово

Прослушать аудиозапись

Для проверяющих экспертов предлагаются микротемы, которые нужно сохранить и передать в сжатом изложении (это не пересказ!).

Микротемы

1. Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина была необычна: несмотря на редкие встречи, она не слабела. А.С. Пушкин посвятил другу многие стихотворения.

2. После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность старой дружбе.

3. Взаимное влияние друзей было значительным. С одной стороны, Пущин смирял темперамент друга, всегда говорил ему правду. С другой стороны, талант, ум, доброе сердце Пушкина навсегда покорили Пущина.

Какие основные приёмы сжатия текста использовали:

1)Исключение второстепенной информации

Исходный текст: «Необычной была дружба этих двух людей  — Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина».

Сжатый вариант: «Необычной была дружба Пушкина и Пущина».

2) Обобщение единичных фактов

Исходный текст: «И вот единственный день, проведённый вместе, 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском».

Сжатый вариант:  «Пущин первым из друзей приехал навестить опального поэта в Михайловском». Или: «Друзья поддерживали связь во время ссылки Пушкина».

3) Упрощение синтаксических конструкций

Исходный текст: «Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге».

Сжатый вариант:  «Их дружба, зародившаяся в лицее, продолжалась всю жизнь, несмотря на различные жизненные обстоятельства». Или: «Лицейская дружба длилась всю жизнь».

4) Слияние нескольких предложений

Исходный текст: «Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина».

Сжатый вариант: «Пущин охлаждал горячность друга и говорил ему правду, и Пушкин влиял на товарища».

5) Замена длинных слов короткими

Исходный текст: «…добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища».

Сжатый вариант: «…находил неизвестные произведения поэта и заново узнавал друга».

6) Исключение вводных слов, сравнений 

Исходный текст: «Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце  — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда».

Сжатый вариант: «Друзья сильно повлияли друг на друга. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств и доброе сердце Пушкина покорили Пущина навсегда».

Вот что получилось:

Пример сжатия 1

Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина была необычной. Шесть лет они учились в Царскосельском лицее, потом изредка виделись в Петербурге у общих знакомых. Пущин посетил опального Пушкина в Михайловском. Больше они не виделись, потому что Пущин-декабрист оказался в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела, и многие стихотворения поэт посвятил другу.

После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность старой дружбе: добывал неизвестные ему прежде стихи, письма, прозу поэта и будто во второй раз узнавал лицейского товарища.

Друзья сильно повлияли друг на друга. Большой Жанно не раз успокаивал друга, никогда не боялся сказать ему правду. В свою очередь огромный талант, глубокий ум, острота чувств и доброе сердце Пушкина покорили Пущина навсегда.

111 слов

Пример сжатия 2

Дружба Александра Пушкина и Ивана Пущина была необычной и началась в годы учебы в Царскосельском лицее. Потом друзья виделись в Петербурге у общих знакомых, а 11 января 1825 года Пущин первым навестил друга в ссылке в Михайловском. Это была их последняя встреча. Многие стихотворения Пушкин посвятил Пущину-декабристу.

После смерти Пушкина Пущин не считал поэта погибшим и внимательно изучал его произведения, что позволило ему узнать лицейского товарища во второй раз.

Пущин значительно повлиял на Пушкина, всегда успокаивал его и не боялся говорить правду. Пушкин же покорил товарища своим талантом, умом и добрым сердцем.

92 слова

Пример сжатия 3

Необычной была дружба Пушкина и Пущина. Они учились в Царскосельском лицее, затем редко встречались в Петербурге. 11 января 1825 года Пущин посетил поэта в ссылке. Больше они не виделись. Но дружба не слабела.

После смерти Пушкина Пущин оставался верным дружбе. Он словно не считал Пушкина погибшим. Пущин добывал неизвестные стихи и прозу писателя, заново узнавая друга. 

Значительно влияние личности Пущина на Пушкина. Пущин не раз охлаждал темпераментного товарища, не боялся говорить правду. Пущина же покорил огромный талант, глубокий ум и доброе сердце друга. 

83 слова

Пример сжатия 4

Дружба Пушкина и Пущина началась в Царскосельском лицее. Потом они изредка встречались в Петербурге. Пущин первым посетил ссыльного поэта в Михайловском. Больше они никогда не виделись, но дружба не слабела. Многие стихотворения поэт посвятил другу-декабристу. 

После смерти Пушкина Пущин за двоих хранил верность дружбе. Он не считал товарища погибшим, помнил прошлое, находил неизвестные произведения поэта и узнавал его по-новому. 

Влияние друзей было значительным. Пущин не боялся сказать правду, а Пушкин покорял друга талантом, умом и добрым сердцем. 

77 слов

Пример сжатия 5

Необычной была дружба Пушкина и Пущина. Они учились вместе в Царскосельском лицее. Когда Пушкин находился в ссылке в Михайловском, первым из друзей посетил его Пущин. Больше они никогда не виделись. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу. 

После смерти поэта Пущин хранил верность дружбе: добывал неизвестные ему прежде стихи, письма, прозу Пушкина. 

Влияние личности Пущина на Пушкина очень значительно. Пущин не боялся сказать другу правду. Огромный талант, глубокий ум, доброе сердце поэта покорило Пущина навсегда. 

73 слова

Сжатие текста по-научному называется компрессией. Учитываем, что тексты для учеников даются изменённые: в них много повторов, типовых фраз, оборотов, вводных конструкций, уточнений и пояснений.

При первом чтении нужно понять главную информацию, уловить границы частей. Если записывать, то можно оставлять свободные места, чтобы заполнить их при повторном чтении.

Учитываем, что писать придётся гелевой ручкой, а не шариковой или простым карандашом. Гелевой ручкой писать неудобно, непривычно. Но на черновике нужно постараться записать текст подробно, потом можно его редактировать и сжимать. 

В примере сжатого изложения о дружбе Пушкина и Пущина мы показали разные варианты сокращения текста, указав количество слов. Рекомендуем подсчитывать слова каждого абзаца, считать даже предлоги, союзы и частицы.

Для тренировки девятиклассникам предложили текст о Чехове и его отношении к собеседникам. В исходном тексте непропорционально велики первая и последняя части. В конце текста приводится диалог писателя с дамами. Когда ребята слушали чтение текста, то затруднились выделить второй абзац.

Изложение «У Чехова была удивительная особенность каждый человек при нём невольно…»

Исходный текст

У Чехова была удивительная особенность: каждый человек при нём невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть самим собой. Люди сбрасывали с себя пестрые наряды книжных фраз и модных слов, которыми человек, желая казаться солиднее, украшает себя. Антон Павлович этого не любил. Все пестрое, гремящее и чужое вызывало в нем смущение. Каждый раз, когда он видел пред собой такого человека, им овладевало желание освободить его от всей этой мишуры, искажавшей настоящее лицо и живую душу собеседника.

Всю жизнь Чехов был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни от него ожидали, другие – требовали. Он не любил разговоров на «высокие» темы. Он любил всё простое, настоящее, искреннее.

Однажды писателя посетили три пышно одетые дамы. Чинно усевшись вокруг хозяина, они притворились, будто бы их очень интересует политика, и стали задавать Чехову умные вопросы: – Как вы думаете, чем кончится война? – спросили они. – Вероятно, – миром, – немного подумав, ответил Чехов. – А кого вы больше любите – греков или турок? – не унимались дамы. Антон Павлович с улыбкой ответил: – Я люблю – мармелад… А вы – любите? С этого момента все трое оживлённо заговорили, обнаруживая в вопросе о мармеладе прекрасное знание предмета. Было очевидно: они очень довольны тем, что не нужно притворяться, а уходя, пообещали Чехову прислать мармелад.

(По М. Горькому) 

204 слова

Прослушать аудиозапись

Микротемы

1. У Чехова была удивительная особенность. Каждый при нём становился самим собой и освобождался от мишуры.

2. Всю жизнь Чехов был внутренне свободен и любил всё настоящее.

3. Писателя посетили дамы и стали задавать умные вопросы. Чехов нашёл общую тему для беседы.

Приёмы сжатия текста:

1) Исключение: удаление повторов, уточняющих конструкций, пояснений

Исходный фрагмент: «У Чехова была удивительная особенность: каждый человек при нём невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть самим собой. Люди сбрасывали с себя пестрые наряды книжных фраз и модных слов, которыми человек, желая казаться солиднее, украшает себя».

Сжатый вариант: «У Чехова была удивительная особенность: каждый невольно чувствовал себя проще и сбрасывал красивую мишуру».

2) Обобщение: замена однородных членов обобщающим словом, объединение нескольких предложений в одно

Исходный фрагмент: «…каждый человек при нём невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть самим собой». 

Обобщённый вариант: «Люди полностью раскрывались в общении с Чеховым». 

Исходный фрагмент: «Однажды писателя посетили три пышно одетые дамы. Чинно усевшись вокруг хозяина, они притворились, будто бы их очень интересует политика, и стали задавать Чехову умные вопросы…»

Обобщённый вариант: «Писателя посетили дамы и стали задавать умные вопросы».

3) Упрощение: замена сложных предложений простыми, придаточных предложений причастными оборотами, слияние нескольких предложений

Исходный фрагмент: «Всю жизнь Чехов был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни от него ожидали, другие – требовали».

Упрощённый вариант: «Сам Чехов был внутренне свободен и не любил разговоров на высокие темы».
Во всех примерах сохраняется основной смысл: способность Чехова располагать к откровенности. Приёмы сжатия позволяют сделать текст более лаконичным, сохраняя его информативность.

Пример сжатия 1

У Чехова была удивительная особенность: все люди в общении с ним желали быть проще и правдивее. Когда писатель видел человека, старающегося приукрасить себя, ему хотелось избавить собеседника от этой мишуры. 

Чехов всю жизнь был самим собой и не соответствовал ожиданиям других. Он любил всё простое и избегал разговоров на высокие темы.

Однажды к писателю пришли три дамы. Они пытались показать, что их интересует политика, и задавали умные вопросы. Но Чехов умело перевёл разговор на тему, близкую дамам. Они оживлённо заговорили о мармеладе и были довольны, что не нужно притворяться. Перед уходом собеседницы пообещали Чехову прислать сладости.

96 слов

Пример сжатия 2

У Чехова была удивительная особенность. Человек при нём ощущал желание быть проще. Антон Павлович освобождал собеседника от мишуры, искажавшей настоящее лицо и живую душу.

Чехов был самим собой и никогда не считался с тем, чего одни от него ожидали, а другие требовали. Он любил всё простое и искреннее.

Однажды писателя посетили три дамы. Они притворились, что их интересует политика, и стали задавать Чехову умные вопросы. Отвечая, греков или турок он больше любит, Чехов признался, что предпочитает мармелад. Дамы были довольны, что не нужно притворяться, и пообещали писателю прислать сладости. 

89 слов

Пример сжатия 3

У Чехова была удивительная особенность: люди рядом с ним становились проще и переставали прятаться за модными словами. Писателю хотелось узнать живую душу собеседника. 

Сам Чехов был внутренне свободен и не любил разговоров на высокие темы. Он ценил всё настоящее.

Когда писателя посетили три дамы и начали задавать умные вопросы о политике, то он перевёл разговор на другую тему и спросил, любят ли они мармелад. Дамы были довольны, что им больше не нужно притворяться, и пообещали прислать Чехову сладости.

78 слов

Пример сжатия 4

У Чехова была удивительная особенность. Все люди в общении с ним становились проще. Когда Чехов видел человека, который старался приукрасить себя, ему хотелось избавить его от этой мишуры.

Сам Чехов был самим собой, не старался соответствовать ожиданиям других. Он любил всё искреннее.

Однажды три дамы пытались выглядеть знатоками политики и стали задавать писателю умные вопросы. Но Чехов умело сменил тему. Разговор вызвал оживление. Больше не нужно было притворяться. Перед уходом дамы обещали прислать мармелад.

74 слова

В качестве проверочного изложения был предложен текст В. Солоухина о природе и красоте. Размышления писателя трудно было передать сжато: кто-то неверно выделил абзацы, другие перепутали понятия «природа» и «красота», третьи упустили важное или добавили то, чего не было в исходном тексте.

Изложение «В умении любоваться природой заключается…»

Исходный текст

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня – у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесёт радость.

(По В.А. Солоухину)

201 слово

Прослушать аудиозапись

Микротемы

1. В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты.

2. Море наполнит вас, очистит и останется в душе навсегда, если смотреть на него внимательно, не торопясь.

3. Когда видишь что-то красивое в природе, необходимо остановиться и любоваться этим, только тогда красота принесёт радость и обретёт смысл.

Рассмотрим основные приёмы сжатия текста на примере текста В.А. Солоухина.

1) Исключение: удаление второстепенной информации, повторов, подробностей

Исходный вариант: «В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты».

Сжатый вариант: «Умение любоваться природой — секрет постижения красоты».

2) Обобщение: объединение единичных явлений, фактов в более общие понятия

Исходный вариант: «Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад».

Сжатый вариант: «Можно часами наблюдать за морем».

3) Упрощение: замена сложных синтаксических конструкций простыми

Исходный вариант: «Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда».

Сжатый вариант: «Этого не произойдёт при наблюдении из окна поезда».

4) Слияние: объединение нескольких предложений в одно

Исходный вариант: «Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесёт радость».

Сжатый вариант: «Только тогда безграничная красота принесёт радость».

5)Замена: замена длинных словосочетаний короткими, синонимов — более ёмкими словами

Исходный вариант: «Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда».

Сжатый вариант: «Оно наполнит вас, очистит, облагородит и останется в душе».

Пример сжатия 1

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человек посмотрит на прибой с берега моря и быстро уйдёт – это одно. Если же будет наблюдать несколько дней, то это другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами. Море наполнит вас и останется в душе навсегда. Но этого не произойдёт, если наблюдать за красотой мимоходом.

Когда я видел что-нибудь очень красивое в природе, у меня появлялось чувство досады: я не знал, что мне делать. Потом я понял: нужно остановиться перед красотой и любоваться ею, исцеляя душу. Только тогда безграничная красота принесёт радость. 

96 слов

Пример сжатия 2

В умении любоваться природой заключается секрет постижения красоты. Если человеку показать море - это одно. Если он просидит на берегу дольше - это совсем другое.

На море можно смотреть часами. Оно наполнит вас, очистит, облагородит и останется в душе. Этого не произойдёт, если взглянуть и тотчас уйти.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе, то не знал, как себя вести. Потом понял: нужно остановиться перед красотой, не думая о времени. Тогда красота пригласит тебя в собеседники и будет возможен с ней духовный контакт. И это принесёт радость.

90 слов

Пример сжатия 3

Один из секретов постижения красоты – умение любоваться природой. Увидеть море и сразу уйти или провести на берегу много времени – это не одно и то же.

За морем можно наблюдать часами, его красота облагораживает душу, остаётся в ней навсегда. Но этого не случится, если просто глядеть на море из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь красивое в природе, то не знал, как себя вести. А потом понял: нужно остановиться перед красотой и не думать о времени. Тогда возникает с ней духовный контакт.

83 слова

Пример сжатия 4

В умении любоваться природой заключается секрет постижения красоты. Если человека привести к морю на минуту и сразу увести, это одно. А если он просидит там несколько часов, это другое. 

На море можно смотреть часами. Оно останется в душе навсегда. Но этого не произойдёт, если взглянуть мельком или смотреть из окна.

Когда я видел красивое в природе, то не знал, что делать. А потом понял: надо смотреть, не думая о времени. Только тогда красота принесёт радость. 

75 слов

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен