Проекты

Исследовательский проект выпускника 9 класса Виктора Журавлева "Мифологемы псевдонаучного мировоззрения" развенчивает мифологему о происхождении человека от обезьяны.

Руководитель: Остриков А.Г., учитель литературы и ОПК 

Содержание

Введение

1 ГЛАВА. Кризис современности

1.1.Кризис  духовности современного мира

1.2.Мифологемы - маркер кризиса науки и образования общества

1.3.Доверие к мифологемам подвергает сознание личности разрушению

2 ГЛАВА. Теория Чарльза Дарвина

2.1. Основные понятия дарвинизма и их  профанное прочтение

2.2. Буквальное понимание принципов  дарвинизма

2.3. Роль теории Дарвина в истории

2.4. Опасность подмены понятий

Заключение

Литература и источники

Приложение

 

Введение.

За годы учебы в школе мы изучили множество различных дисциплин. Это были математические предметы, предметы естественно научного цикла (физика, химия, биология), предметы лингвистического направления (русский язык, иностранные языки), предметы гуманитарного цикла (история, экономика), предметы этического цикла. Все они только приоткрывают дверь в науку, искусство, культуру. Все они требуют дальнейшего познания и изучения.

Однако, если человеческое познание остановить в какой то из перечисленных сфер, то весь тот ограниченный объем знаний человека в этой сфере, который он может вспомнить, можно сформулировать одной простой фразой. Например: история - это путь развития человеческого общества. Историческая наука посчитала бы эту оценку псевдонаучной, потому что она примитивная и не несет в себе ни одной научной концепции. Эта фраза говорит о целенаправленности и поступательном осознанном развитии общества. Мы считаем, что это развитие имеет какой-то смысл, поэтому мы употребляем слово путь.

Мифологемой называют наукообразную ложь, которая достигла популярности громадных размеров, благодаря средствам массовой информации. В русской цивилизации мы знаем несколько мифологем псевдонаучного характера, которая вводит в заблуждение даже взрослых.

Проблемой школьного образования и современной науки является «отделение зерен от плевел» - удаление псевдонаучных истин с пути познания Истины, по которому двигаются все те, кто занимается исследованием, обучением и образованием. Этой проблеме посвящена данная работа.

Предметом нашей работы будет мифологема о происхождении человека от обезьяны путем долгого эволюционного отбора.

Объектом нашей работы будет биологическая теория эволюции видов путем естественного отбора, которая известна в школьном курсе как теория Чарльза Дарвина.

Актуальность. Актуальность этой проблемы очевидна, перед современным человеком стоит дилемма: чувствовать в себе человеческое достоинство или подчинятся всем собственным желаниям и инстинктам (все животные подчиняются инстинктам). Каждый человек, как биологический организм и как часть общества чувствует в себе и биологические, и социальные инстинкты. В том случае, если он все свои поступки подчиняет инстинктам, он теряет человечность и ведет себя в обществе, как зверь. Общество и цивилизация погибает.

Гипотеза: мы считаем, что распространение мифологем происходит не только в ходе информационной войны (когда они распространяются врагом намеренно), но и бессознательно - когда члены общества не заботятся о чистоте своего сознания, о собственном душевном и духовном здоровье.   

 В данной работе мы хотим понять, почему люди добровольно принимают мысль: “мы произошли от обезьяны”, чем им импонирует эта мысль.

Задачи нашего проекта:

  • Найти источники информации по интересующему нас вопросу
  • Изучить теорию учения Дарвина – основные положения дарвинизма
  • Познакомиться с историей рождения мифологемы дарвинизма.
  • Определить опасность мифологемы дарвинизма
  • Понять отличия мифологемы от научной теории.
  • Определить опасность различных мифологем

Новизна – очевидность существования альтернативного подход к изучению учебного материала школьного курса биологии.

Практическая значимость – выработать проблемный метод в изучения теории Дарвина.

 

1 ГЛАВА. Кризис современности.

1.1.Кризис  духовности современного мира.

Проблема потери  духовности и в современном мире, и в России 20 века стоит наиболее остро. В начале 21 века эта проблема достигла кульминации. Деградация личности, оправдание в средствах массовой информации бесчеловечного поведения и расчеловечивания личности стали обычным явлением. Кризис духовности проявляется во всех областях жизни: в культуре, образовании, искусстве, литературе.

Все наше общество решает проблему возрождения духовности, проблему духовного единства русского народа, проблему самоидентификации. Что мы можем сделать? Мы можем проанализировать на примере курса биологии школьной программы влияние мифологем на личности наших соотечественников, определить причины духовного и нравственного падения, которые увеличиваются в масштабе и обостряют все остальные проблемы в обществе.

1.2.Мифологемы - маркер кризиса науки и образования общества

Знаками кризиса цивилизации мы видим множество явлений, которые, декларируя пользу и спасение, на деле оборачиваются вредом и гибелью для человечества. Самым общим признаком кризиса науки и образования нашего общества, являются явления, которые на словах превозносят Истину, на деле – пропагандируют ложь. Эти явления – мифологемы, зарождающиеся в процессе распространения и популяризации науки, по праву считают маркером кризиса науки и образования.

Мифологемой называют - ложь, которая достигла громадных размеров, благодаря средствам массовой информации. В современной цивилизации мы знаем несколько мифологем псевдонаучного характера, которая вводит в заблуждение даже взрослых.

Например: «человек произошел от обезьяны». Эта фраза не может быть употребляема в контексте научного дискурса. В этом заключении ни одно из трех слов не несет в себе однозначного смысла, какой обычно несут научные термины. По этой фразе мы не можем видеть конкретики и смысла заключения: что значит, - произошёл? Каким образом? Каков механизм процесса «происхождения» и можно ли его воспроизвести опытным путём? Кто или что подразумевается под словом «человек» - биологический организм вида и рода Homo sapiens, личность отдельного индивида или целокупное единство всего человечества? Кто или что подразумевается под словом «обезьяна»: это могут быть все виды отряда приматов, или некоторые из них?

Быть может под противопоставлением слов «человек» и «обезьяна» имеется ввиду очевидность непомерно большой дистанции между ними, или, быть может, указывается на сравнение качества духовных, творческих и интеллектуальных способностей человека и обезьяны? Эта известная всем фраза псевдонаучна, потому что многозначна. Эта фраза приобретает смысл, если мы знаем исторический и полемический контекст её произнесения. Контекст произнесения – политическая борьба за власть и освобождение протестантски настроенной части Европы от папского клерикализма.

Подобные фразы, которые ненамеренно упрощают научные знания, превращают принципы познания почти в лозунг, называют мифологемы. В каждую эпоху развития общественной мысли возникают мифологемы, очень просто и красочно объясняющие сложные понятия, доказательство которых умещается в многотомных научных трактатах. Мифологемы логически не корректны и, строго говоря, не научны. Однако именно мифологемы способны перешагнуть через эпохи и оставаться в памяти народной, в традициях и других консервативных социальных институтах даже тогда, когда сама наука доказала их несостоятельность.

Вот некоторые исторически сложившиеся мифологемы, сложившиеся в различные эпохи и характеризующие то или иное социально-политическое движение.

  1. Рационализм. «Разум (рацио) - единственный способ познания»
  2. Материализм. «Материя - основа жизни во вселенной»
  3. Социализм. «Человечество можно спасти, если построить разумное общество».
  4. Фрейдизм. Вся психическая и нервная деятельность, вырастает из полового инстинкта.
  5. Глобализм. Спасение мира в осуществлении глобального руководства и централизация всего мира.
  6. Натурализм. Культура ведет к гибели, только самое простое и естественное спасает человека.
  7. Искусственный интеллект. Всеобщее благо и вершина прогресса – искусственный интеллект.

Эти мифологемы популяризировались в те эпохи, когда происходили общественно политические революции такие как, естественно- научная революция, смена экологических формаций, сексуальная революция, цифровая революция. Эти движения не имеют никакого отношения к науке, а социальный миф пользуется некоторыми научными гипотезами.

1.3.  Доверие к мифологемам подвергает сознание личности разрушению

Если и когда мифологема становится частью мировоззрения личности, мы можем наблюдать у личности ряд поведенческих черт, противоречащих нормам поведения в обществе.  Тогда мы можем констатировать нарушение целостного мировосприятия и мировоззрения личности, которые приводят к социопатии и депрессии.

2 ГЛАВА. Теория Чарльза Дарвина

2.1. Основные понятия дарвинизма и их  профанное прочтение.

Чарльз Дарвин написал свой труд, на котором как на основе базировали свои труды многие научные деятели нового времени. Не все из них были безупречны, как учёные и порой погрешали против истины. В результате теория естественного отбора и эволюции видов включала в себя термины из других научных дисциплин в их профаном понимании, и способствовала распространению псевдонаучных истин.

Основные понятия, постулирующие теорию Дарвина.

Перепроизводство. Сильная часть потомства выживает в неблагоприятной среде и размножается. Это сохраняет стабильную популяцию.

Приспособление. Способность адаптироваться к враждебной среде и выживать в ней.

Борьба за выживание. Это понятие исследователь позиционировал как движущий фактор в эволюции, в виде взаимодействий между организмами в абиотических условиях.

Видообразование. Заключается в накоплении полезных мутаций и искоренении плохих генов в границах одного вида, с дальнейшим получением абсолютно нового типа живого организма.

Естественный отбор. Данное понятие является основой теории эволюции Дарвина. Выступает результатом борьбы за выживание, способностью воспроизводить более сильное потомство и вымиранием неприспособленных особей вида.

2.2.  Буквальное понимание принципов дарвинизма

Основные принципы теории Дарвина:

  • Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира. Всё происходит само- собой, никто не управляет миром. 
  • Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для отбора дает наследственная изменчивость. Выживает сильнейший, естественно побеждающий в межвидовой борьбе. 
  • Стабильность вида обеспечивается наследственностью. Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ. Кровь, раса, генотип диктуют преимущество,  более древний – более чистый и более достойный, т.е.  выживает породистый. 
  • Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора. Организм, особь, индивидуум не в состоянии повлиять на естественный отбор. 
  • Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения. Но «владельцы» последних, как правило, уничтожаются в борьбе за существование. Человек может и должен производить отбор, ибо он может определить, какие изменения благоприятны, а какие – нет. 
  • Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора. Человек – венец вселенной. Разумное использование природы человеком – возможно и необходимо.

2.3.  Роль теории Дарвина в истории.

Время становления теории Дарвина пришлось на эпоху революции в Европе и освободительного движения по всему миру. Кроме того теория Дарвина сыграла на руку антицерковным силам. По этому, теория Дарвина стала использоваться, как аргумент политической борьбы известно "в политике хороши все средства", в том числе такие, как чёрный пиар, клевета. Поэтому, к научной теории привешивались не научные, а политические резоны. Поэтому на поле общественного сознания появились следующие лозунги "человек произошёл от бога, а не от обезьяны", ведь если человек произошёл естественным образом, видоизменяясь от животного, то в его сознании должны доминировать не животные рефлексы и инстинкты, а мораль, нравственность, духовность. Придуманы ... и вовсе не присущи человеку. Такие и им подобные лозунги понятны простейшему обывателю помогли привлечь к революции и борьбе за власть.

Наука оказалась жертвой политики. Теория Чарльза Дарвина использовалась в борьбе политических сил. Вероятно, поэтому, в неё были привнесены ложные факты и научно некорректные исследования. За последние века биология ушла далеко вперёд, она исключила все лживые аргументы того времени. Наука подтвердила свою научность, однако в общественном сознании утвердилась теория Дарвина, как общественно-политическая теория и теперь её называют мифологема.

2.4.  Опасность подмены понятий.

В чем опасность подмены понятий?

Почему на протяжении столетий возникает так много проблем при  вопросе: произошел ли человек от обезьяны?

Вся проблема в том, на наш взгляд, что именно мы имеем ввиду под понятием человек. Человек - понятие сложное. С точки зрения медицины человек- это биологический организм, который может быть сравним с любым другим биологическим организмом, например с обезьяной. Биологи, зоологи, медики вполне правомочны в своих исследованиях в рамках своей науки. Они могут сравнить организм человека с организмом обезьян. Вся проблема состоит в том, что подавляющее большинство людей не занимаются ни зоологией, ни биологией, ни медициной. Кроме того, все дети на земле в силу своего возраста вообще не способны мыслить в категории науки.

Для этого подавляющему большинству людей, важно понимание человека с точки зрения его душевных качеств, в его социальной роли, его духовности. Для нас в человеке в первую очередь важна его душа. Общаясь друг с другом, мы общаемся с помощью речи, а не с помощью организма, как животные. Для нас очень важны слова, которые мы обращаем друг к другу. Для нас важны творческие способности человека. Для нас важна любовь, которую мы ищем в отношениях с другими людьми.

Другими словами, для нас важна та часть человека, которая невидима, нематериальна. Этой части почти полностью лишены все животные. У животных нет достоинства, разума, речи, сознания, любви. Взгляд на человека сточки зрения медицины не рассматривает ничего из вышеперечисленных качеств. Для науки этот взгляд объясним и понятен, но если человек переносит научные понятия в сферу повседневной жизни, то у него в сознании возникает крайне опасный эффект: подмена понятий.

Если человек, как ребенок, поверит в истинность смысла фразы « человек происходит от обезьяны» то он может сделать логический вывод о том, что человек вправе проявлять свои животные «инстинкты» и влечения без всяких ограничений. Если главное в человеке его животное начало, тогда это начало должно быть главным во всяком его поступке.

Таким образом, в создании человека устанавливается система ценностей и приоритетов, вершиной которого будет материальность «естественность», «животность». Такие люди ведут себя в обществе, словно они находятся в стае, устанавливая так называемые «законы стаи»: человек человеку – волк. Очевидно, что стая не может поддерживать никаких человеческих взаимоотношений, технологий, культуры. Те индивидуумы, которые мыслят на животном уровне, распространяя в человеческом обществе «законы стаи», приводят себя, свою личность и человеческое общество к гибели.

Для того, чтобы не погибнуть, любому человеческому обществу необходимо поддерживать абсолют приоритета духовного над животным и материальным.

Практика наблюдения школьной жизни говорит нам о том, что различные случаи нарушения дисциплины и девиантного поведения, которое мы называем хамством, практически никогда не зависят от степени просвещенности ученика теорией дарвинизма. Сослаться на теорию Дарвина: «я веду себя так естественно, потому что все люди – животные, все происходят от обезьян», - старшеклассник может с некоторой долей юмора и самоиронии.

Однако пятиклассник, который слышал этот аргумент в споре старшеклассника и учителя, может принять его как наивную истину и строить своё поведения с учетом постулата «если я – животное, значит, мне всё дозволено». Как видим, не мифологема стоит у истоков греха и аморального поведения личности, однако мифологемой можно прикрываться для оправдания поведения или индивида, или социальных слоёв общества, как делали большевики, как делают идеологи нацизма и терроризма.

Наукоёмкое общество обречено на процесс зарождения и обличения мифологем, который должен проходить при условии педагогического контроля.

Заключение

Мифологемой называют  наукообразную ложь, которая достигла популярности громадных размеров, благодаря средствам массовой информации. В русской цивилизации мы знаем несколько мифологем псевдонаучного характера, которая вводит в заблуждение даже взрослых.

Нам удалось найти решение проблемы школьного образования и современной науки. Им  является «отделение зерен от плевел» - удаление псевдонаучных истин с пути познания Истины, по которому двигаются все те, кто занимается исследованием, обучением и образованием. Научное понимание знания должно быть четко разграничено с бытовым и духовным.

Мифологема о происхождении человека от обезьяны путем долгого эволюционного отбора, которая появилась в результате вульгарно-политической популяризации биологической теории эволюции видов путем естественного отбора, которая известна в школьном курсе как теория Чарльза Дарвина.

Гипотеза нашла своё подтверждение. Распространение мифологем происходит не только в ходе информационной войны (когда они распространяются врагом намеренно), но и бессознательно - когда члены общества не заботятся о чистоте своего сознания, о собственном душевном и духовном здоровье.   

Люди добровольно принимают мысль: “мы произошли от обезьяны” по разным причинам, например, потому, что им импонирует эта мысль своей смелой парадоксальностью. Она служит хорошим аргументом в споре с блюстителями школьного порядка и помогает избегать наказания, переводя нарушение дисциплины в плоскость научной дискуссии.

Задачи нашего проекта выполнены.

  • Источники информации по интересующему нас вопросу найдены.
  • Теорию учения Дарвина – основные положения дарвинизма изучены в некоторой необходимой мере.
  • С историей рождения мифологемы дарвинизма познакомились.
  • Опасность мифологемы дарвинизма определена
  • Отличия мифологемы от научной теории понятны.
  • Опасность различных мифологем очевидна

Получен практический эффект – определен подход в изучения теории Дарвина  - метод постановки проблемы и её самостоятельного решения. Всё это состоялось благодаря принципу новизны очевидности существования альтернативного подход к изучению учебного материала школьного курса биологии.

Литература и источники 

  1. Тростников, Виктор Николаевич.
    Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины [Текст] / Виктор Тростников. - Москва : Грифон, 2010. - 222, [1] с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-98862-060-0
  2. Данилевский, Николай Яковлевич (1822-1885).
    Дарвинизм : Крит. исслед. Н.Я. Данилевского. Т. 1-2. - Санкт-Петербург : М.Е. Комаров, 1885-1889. - 3 т.; 25.
  3. Миллс, Синтия.
    Теория эволюции : история возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников / Синтия Миллс ; [пер. с англ. и ред. О. Н. Ревы]. - Москва : Эксмо, 2008. - 201, [1] с. : ил., табл.; 22 см. - (Открытия, которые потрясли мир).; ISBN 978-5-699-21289-7 (В пер.)

Полный текст исследовательского проекта

Лето чудесное

ЛЕТО

Многоцветная осень

ОСЕНЬ

Зимний плен

ЗИМА

Весенняя жизнь

ВЕСНА