Мифы

Бог войны Арес-Марс

Арес, или Марс, как называли его древние греки, — один из главных богов мифологии. Так скажет тот, кто более или менее знаком с античной историей. В древнейшие времена Арес был богом весны, урожая, мужской мощи, изобилия. Почему же он стал олицетворением свирепой воинственности, кровопролития и разрушений?

Мифы говорят, что за неистовую кровожадность его невзлюбил даже отец, громовержец Зевс. Боевые кличи, лязг оружия, стоны — вот музыка, услаждающая слух Ареса и его сыновей Фобоса и Деймоса, рождённых от богини любви  Афродиты.

Можно ли преклоняться перед богом, несущим смерть? Одно его имя внушало грекам страх, хотя в облике бога не было ничего ужасного. Арес был неразлучен с богиней раздора Эридой. На поле боя он издавал вопль, от которого воины приходили в неистовство и убивали всех, кто попадался им на пути.

По просьбе людей великаны скрутили Ареса и бросили в темницу, где он просидел 13 месяцев. За это время удалось сделать так много полезного и мирного, что отныне данное число стало считаться счастливым. Но мачеха великанов выдала место заточения бога Гермесу и Арес вышел на свободу.

В греческих мифах Арес часто терпел поражения от мудрой воительницы Афины Паллады (Минервы), богини честной и справедливой войны, и от смертных героев, например, Диомеда.

В Древнем Риме Марс стал почитаться как родоначальник, хранитель Рима, Ромул и Рем — его сыновья. Он вошёл в пантеон богов на равных с Юпитером. Здесь культ бога войны приобрёл государственный характер. Марсу посвящались жертвоприношения, его именем назвали третий месяц года — март, когда проводились конные состязания, устраивались шествия жрецов. Появляются два прозвища — Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус).

Полководец, отправляясь в поход и объявляя войну, входил в храм Марса и, потрясая щитом и копьём — атрибутами божества,— восклицал: «Бодрствуй, Марс!»

Античным скульпторы представляли Ареса в образе атлета с идеально правильными чертами лица, в изукрашенном шлеме, со щитом, иногда в панцире. До нас дошли статуи бога войны с портретными головами императоров, например, Адриан в образе Ареса. Адриан был опытный военачальник, он уделял много внимания охране границ огромного государства, поэтому имел полное право отождествлять себя с Марсом. На фреске I века н. э.

«Марс и Венера» грозный бог впервые проявляет иную доблесть — любовную. Итальянские поэты и художники не хотели видеть в Марсе мощного воителя. Не было эпизода популярнее, чем тот, что был основан на рассказе Гомера в «Одиссее», когда Арес стал возлюбленным Афродиты. С. Боттичелли сделал из этого сюжета идиллию — так требовали нравы двора Лоренцо Великолепного. Разве перед нами бог войны? На картине мы видим хрупкого и изнеженного юношу, чьё оружие — забава для резвящихся амуров.

Конечно, Марса изображали сражающимся: «Поединок Минервы и Марса», «Марс в сетях у Вулкана». Но вот на картине «Венера и Марс» объединены два начала — мужское и женское. Здесь любовь берёт верх над воинственностью. Для эпохи Возрождения такое толкование сюжета было типичным. Марс попал под благотворное влияние Венеры, но такой брачный союз вряд ли окажется прочным.

Каждый век вносил своё в истолкование образа. Когда Д. Веласкес писал полотно, посвящённое лучезарному Фебу-Аполлону, он видел в нём молодца с завитыми волосами. Победоносный Марс превратился в мужчину с огромными усами — типичного покорителя женских сердец.

Иначе воспринимался образ бога войны в России. Основан Петербург. Разбит под Полтавой Карл XII. В 1712 году перевели «Книгу Марсову» А.М. Малэ, посвященную героическим деяниям монархов прошлого. На гравюре изображён Марс, припавший к ногам Людовика XIV, чтобы подвязать королю сандалию — символ преклонения перед его военным гением. Но портретные черты короля исправлены на изображение Петра Первого.

В 1799 году закончился Швейцарский поход русской армии, чествуют генералиссимуса А. Суворова. Скульптор М. Козловский приступил к созданию памятника великому полководцу — «Марсу, ярому в боях».

Кто перед нами: тяжело вооружённый рыцарь или римский воин? Реально существовавшая личность или само воплощение воинской доблести?

Знаменательно, что монумент установлен на площади, получившей вскоре название Марсова поля — здесь проводились военные парады. Подчёркивалась преемственность с могучим Римом: на берегу Тибра устраивались смотры в честь божества— хранителя державы. Отечественная война 1812 года поставила слова «отвага», «доблесть», «битва» в один ряд с выражениями «добродетели Марса», «Марсовы поля».

Хотя император Николай I был большим любителем парадов, постепенно образ Марса теряет свой ореол. Звуки этого имени не затрагивают никаких струн души подданных.

В начале 1900-х годов о Марсе вспомнил немецкий живописец Л. Коринт. Его трактовка откровенно насмешлива — в сетях Вулкана запутался бородатый тучный мужчина.

Интерес к образу бога войны упал, но по сей день жива атрибутика: щит, античный шлем с пером, меч или копьё. Это символы одного из самых древних божеств в истории цивилизации.

В честь воинственного древнего божества назвали загадочную, таившую угрозу планету Марсом и стали невольно приписывать его качества пришельцам из космоса. Трудно представить, чтобы завоеватели прибыли с какой-то другой планеты, например, с Меркурия или с Сатурна...

 

Литература

1. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. - М.: Просвещение, 1992.

2.Тарасов В. Мифологический словарь. Марс / Юный художник. - 1989. - №5. - С. 39-41.