Жил-был талантливый и честолюбивый художник по прозванию Сандро Бочонок.
Да, это знаменитый и всеми узнаваемый Боттичелли!
Настоящее имя его иное: Алессандро ди Мариано Филипепи.
Будущий художник родился во Флоренции в семье кожевника четвёртым сыном. Точная дата рождения затерялась. То ли в 1844, то ли в 1446, быть может, в 1445 году — никто уже не докажет. А умер 17 мая 1510 года.
Не знатен, не богат, а скромен и одарён. Таким он был в юности. Мог полагаться только на себя, на свою энергию и умения.
Он с лёгкостью изучал всё, что ему хотелось, но не успокаивался, искал новое во всём. Настоящей школой для него стала флорентийская архитектура, статуи и фрески Донателло и Мазаччо. Учителями Боттичелли были известные мастера: Филиппо Липпи, Андрео де Верроккио. Когда период ученичества в чужих мастерских закончился, Сандро стал работать так, как ему «вздумается»: приобрёл заказчиков, нанял помощников, создавая многочисленных Мадонн. Направление мыслей художника определили философия и поэзия, дружеское общение с крупнейшими эрудитами Флоренции.
Боттичелли первым из художников Флоренции раздвинул рамки традиционного сюжета, когда ввёл портреты и дерзнул себя изобразить на одном из них среди знатнейших современников («Поклонение волхвов», 1475). Этот новый приём был замечен современниками и привлёк влиятельного покровителя из знатного семейства Медичи.
На его полотнах отныне реальность вписывается в религиозный сюжет: кроме Мадонны с младенцем, есть масса лиц, среди которых есть заказчики, богатые особы. Ему интересно создавать портреты не только знаменитых мира сего, но и обычных городских жителей. Они запечатлены в профиль или вполоборота. Но на некоторых лица «поворачиваются» к зрителю и смотрят на него. Сначала на заднем фоне — проём окна, потом — ландшафт, и наконец просто тёмный фон. Художник придавал значение интеллекту человека, его достоинству, ищущей личности. Именно таким получился ученый на фреске «Святой Августин в келье». И эта фреска Боттичелли по сравнению с фреской «Святой Иероним в келье» художника Гирландайо выглядела, бесспорно, лучшей и принесла ему широкое признание.
В 1481 году папа Сикст IV вызвал Сандро в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах». Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвовало много разных мастеров, именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полёту своей фантазии искусство собратьев. Он устранял конфликты, руководил всей работой, зная сильные стороны мастеров. Знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег.
Однако подлинную свободу творчества живописец обрёл не в церковных сюжетах, а там, где любовь и страсть. Он нашёл свой идеал красоты в образе юной девушки.
В композиции «Весны», где её хрупкое очарование зазвучало в изысканных обликах Венеры и Флоры, танцующих трёх граций, одетых в полупрозрачные платья, художник предлагает собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, в котором правят красота и любовь. Слева Меркурий, возле него три грации, в центре красавицы Венера и Флора, справа Зефир, пытающийся схватить Хлориду. Весенний мартовский ветер сдувает с Флоры цветы на почву, Венера ожидает своей очереди - апрельской поры, а Меркурий, покровитель мая, разгоняет облака, чтобы лето пришло как обычно, вовремя.
Сплавляя воедино собственную мечту с впечатлениями античной и ренессансной поэзии в «Рождении Венеры», Боттичелли заставил море и деревья вторить певучим очертаниям тела и ритмам движений золотоволосой богини.
Мастер виртуозно владел выразительными линиями, которым подчинил и формы, и краски. Благодаря сюжетам античных мифов итальянская живопись становится светской, преодолевая стены церквей и входя в частные жилища людей.
Флоренция в то время была в зените своего могущества и блеска. Пиры сменялись карнавалами, во время которых по городу проезжали разукрашенные колесницы, разыгрывались живые картины, всюду мелькали маски. В день наступления весны на площади перед церковью Санта Тринита танцевали девушки с зелёными ветками в руках. Особенно пышно отмечали день святого Иоанна — покровителя Флоренции.
Для карнавала придумывали сложные аллегории, сочиняли песни, устраивали красочные турниры, чтобы поразить современников блеском костюмов, эмблем, оружия. В 1475 году в празднике принял участие брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного — Джулиано. Для него флорентийский поэт и философ Анджело Полициано создал поэму «Джостра», полную античных образов. Она повествовала о том, как Джулиано, влюбившись в первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи, решает участвовать в турнире.
Сам Лоренцо Великолепный был одаренным поэтом. Весь город распевал сочиненные им песни, особой популярностью пользовались о Вакхе и Ариадне, о влюблённых нимфах и сатирах.
Боттичелли в свадебных фресках виллы Леммли причислил своих юных современников к сонму богов Олимпа, даже возвысил их над ними: изящный и строгий аристократ Лоренцо Торнабуони заменяет самого Аполлона, а Венера отдаёт скипетр его невесте.
Боттичелли подарил своим прекрасным Венерам и Мадоннам одно и то же проникновенное, чарующее неправильное лицо красивой уверенной в своём величии девушки.
В год создания этих безмятежно счастливых росписей пришлый доминиканский монах Джироламо Савонарола выступил м проповедью об аскетичном образе жизни и отказе от наслаждений. Флорентийские бедняки встревожены, им дороже хлеб насущный, чем сказочно вечная любовь. Савонарола ополчился на всю утонченную светскую культуру. Мастера поддались его красноречию. Не был исключением и Сандро.
Он одновременно писал религиозные сцены для монастырей и выполнял заказы затаившихся аристократов, иллюстрируя произведения великого Данте. Он, конечно же, не жёг своих вещей, но и не мешал их сожжению.
Художник создал картину «Клевета», словно прощаясь с мистической «Весной» и идеалистическими Мадоннами. Хотя «Клевета» была посвящена жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, она обращалась к современности. К ногам правителя торжествующая Клевета повергает невинно осужденного. Слева обнажённая женщина — Истина, рядом старуха в чёрном — Раскаяние, в центре в бело-голубом одеянии Клевета со своими спутницами Коварством и Обманом. Справа на троне царь Мидас, ничего не смыслящий в искусстве, внимает шёпоту Невежества и Подозрения. Воплощения несправедливости обладают пленительными чертами. Живописец словно говорил: в жизни облик порока чаще неотразим, чем голая одинокая истина.
Аскетическая мораль Савонаролы привлекла впечатлительную душу Боттичелли, и он отказался от своего привычного исполнения работ. В них не было той прежней лёгкости, идеальности, красоты, пластики.
23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка Савонаролу на той же площади, где уже были ранее сожжены великолепные произведения искусства. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Он теперь писал картины преимущественно на религиозные и мистические сюжеты, подчёркивая трагические моменты в сдержанной цветовой гамме, используя в основном тёмные тона. Поздние произведения живописца узнаются по искажённым формам, холодному колориту, пустому заднему плану.
Художник живёт одиноко, замкнуто, бедно. Знакомые и редкие заказчики помогают ему выживать. Увы, он всеми был забыт. А через 300 лет, в XIX веке, наследие несправедливо забытого живописца возвращается в мир почитателей и ценителей искусства.
А. БАРАНОВ
«ВЕСНА» БОТТИЧЕЛЛИ
Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Об этом замечательном произведении, созданном в 1478 году, написаны сотни статей, многие тысячи страниц.
Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в свое произведение сложный философский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к ее содержанию и композиционному построению.
Движение в картине устремлено справа налево. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем — это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает — «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура — это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка... Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур — сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины. Склонив голову набок, смотрит она в нашу сторону задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Он задерживает наше внимание, заставляя лучше ощутить четкую ритмическую паузу в центре картины, а затем посылает наш взгляд влево.
Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны — апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV века повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры.
Наконец, последний персонаж картины — Меркурий (крайняя фигура слева). Достойный спутник Граций, поскольку он божество разума и красноречия, изобретатель искусств. Но самое главное то, что в древнеримском календаре Меркурию был посвящен весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повернут спиной к другим весенним божествам.
Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.
Композиционный ритм «Весны» частый, сдавленный. Художник волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив интервал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный ритм цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают довольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей.
У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни.
Девическая дружба, зарождение любви, мечтательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), медлительное восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все это показано художником с проникновенной наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию и скромность ее одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» — достойную принадлежность к человечеству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Картина Боттичелли тесно связана с культурой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шествиями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единственное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества — Венеры; считали, что Грации — это она сама! Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис? Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался... Зефиром! Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение.
Один и тот же дух слетает на землю, становится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, — и он же обращается к небесам (обратите внимание на движение Меркурия, разгоняющего жезлом облака и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением — началом и основным источником познания согласно учению флорентийских философов, современников Боттичелли...
Литература
- Баранов А. «Весна» Боттичелли // Юный художник. — 1978. — № 3.
- Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. — М.: Искусство, 1984. — 224 с., 32 л. ил.
- Сандро Боттичелли / [сост. Д.А. Боронина]. — М.: РИПОл классик, 2014. — 40 с. : ил. (Великие художники мира).