В истории нашей страны есть примеры непревзойдённых подвигов. Их много!
И каждое поколение с благодарностью вспоминает тех, кто сумел в жестоких битвах отстоять независимость нашей Родины.
Героизм проявляется в те грозные дни, когда под вопрос ставится само существование нашего народа. Теперь настал черед новых легендарных героев, которые сражаются с нацистами, захвативших рубежи Курской области. Воины нашей армии с честью несут знамёна своих прадедов, проявивших неслыханное мужество в своё время.
Ярчайший пример Великой Отечественной — лётчик Алексей Петрович Маресьев, Герой Советского Союза, кавалер боевых орденов и медалей, кандидат исторических наук. Подвиг во имя Родины для советских воинов был нормой поведения.
Он родился в городе Камышине на Волге 20 мая 1916 года. Был октябрёнком, пионером, комсомольцем, пионервожатым. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем по металлу на заводе. По призыву комсомола в 1934 году вместе с сотнями других юношей и девушек строил Комсомольск-на-Амуре. В 1937 году был призван в армию. В августе 1941 прибыл в боевое подразделение. Стал героем Великой Отечественной войны — о его подвиге знают все из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Что рассказывал очевидец минувшей войны Алексей Маресьев о подвиге, о славе, о войне? Узнаем из его размышлений и соотнесём их с сегодняшним днём.
Алексей Маресьев
Что есть подвиг
Чаще всего подвиг совершается в краткий миг, но в этом мгновении проявляется вся жизнь, все духовные и нравственные богатства человека.
Сотни тысяч подвигов совершили советские люди во время Великой Отечественной. Любовь к Родине, воспитавшей нас, давшей нам крылья, вдохновляла их.
Я думаю, подвиг — широкое понятие…
Когда в Сталинграде четырнадцатилетний воспитанник артиллерийской батареи Ваня Федоров, сжав в перебитых руках связку гранат, бросился под танк врага,— это был подвиг. В те же самые дни его ровесники, едва держась на ногах от голода и усталости, сутками не отходили от станков на оборонных заводах — совершали тоже подвиг.
А те, кто валил в тайге лес или добывал в шахтах уголь, варил сталь, прокатывал броню, выращивал хлеб и хлопок, ловил рыбу, пас коров или овец? Они ведь не просто ждали победы, а жертвовали многим, чтобы приблизить долгожданный, победоносный день. А те, кто ходил в школу или ещё не ходил, но ложился спать в промёрзшую кроватку голодным,— разве им не пришлось ежедневно проявлять недетское терпение и выдержку?
Ни один психолог не докажет, что человек может родиться с заданными предпосылками к подвигу. Нет, эти предпосылки зарождаются, развиваются, формируются на протяжении всей его жизни: в семье, в школе, в пионерском отряде, в походе, в труде. …многое зависит от той среды, от той социально-нравственной атмосферы, в которой живёт человек, от того, с какими людьми общается, какие книги читает, что любит, что отвергает.
В жизни случаются острые, критические ситуации, в которых человек проявляется особенно ярко. Такие ситуации — своеобразные индикаторы, они помогают понять, кто есть кто, открывают сущность каждого, выявляют нравственные качества человека. Бывает, что живёшь бок о бок с человеком, но так и не узнаешь его до конца, а достаточно попасть с ним вместе в беду — он мгновенно проявляется с той или другой стороны.
Подвиг не совершается бездумно. Люди, способные на это,— прежде всего люди высокой сознательности. Готовиться к подвигу — значит развивать чувство коллективизма, уметь волевым усилием подчинять свои интересы интересам коллектива, быть верным, принципиальным и добрым товарищем. Потому что подлинных героев рождает только высокая цель!
В школах часто устраиваются диспуты, пионерские и комсомольские слёты, посвящённые героизму. Я знаю, эта тема очень волнует ребят. Они любят слушать нас — ветеранов войны. Но как часто их сбивают с толку, упрощенчески трактуя понятие «подвига». Собрал, например, какой-нибудь юный механизатор в своем колхозе урожай, говорят, он совершил подвиг. Правильнее было бы просто сказать: «Хорошо поработал». Ведь сознательно и ответственно выполнять свои обязанности вовсе не героизм, а первейший долг каждого, норма жизни.
Но быть дисциплинированным, активным, трудолюбивым, проявлять гражданское мужество, когда это необходимо,— значит готовить себя к подвигу, который может совершаться и в мирные дни. Среди современных героев и добытчики нефти в болотах Самотлора, и строители БАМа, и покорители космоса.
Мне пишут письма — чаще мальчишки. И чего только они не выдумают! Например, двое решили «стать настоящими людьми». «А потому, не медля, приступаем к закалке характера по своему рецепту. После уроков остаёмся в классе, по очереди зажимаем дверью руку и на секунды отсчитываем, кто терпеливее». Смех смехом, однако всё здесь гораздо серьезнее, чем кажется. Письма о том, как воспитать в себе чувство долга, смелость приходят часто.
Мы говорим: «Наш долг!», «Ты должен!» Что это — принуждение? Ни в коем случае. Принуждение и долг взаимно исключают друг друга. Убеждённость, чувство ответственности, совесть — вот с какими понятиями сочетается долг.
Есть выражение: исполнить свой долг до конца. Там, где это свершалось, поднялись обелиски. Приходят к ним люди поклониться: «Слава погибшим!» Слава — это благодарная память в сердцах людей, слава — это и гордость за своего соотечественника, совершившего подвиг или исполнившего свой долг до конца.
Однажды пришли к нам в Комитет ветеранов войны школьники. Прежде всего я спросил их, как они учатся. И не успели дети ответить, вмешалась учительница и пожаловалась: «Плохо готовятся к подвигу, пристыдите их, пожалуйста». А мне захотелось её спросить, эту учительницу: «К какому подвигу? За что стыдить?» Нельзя же по всякому поводу взывать к высоким чувствам.
Где-то читал, как девушка, вчерашняя школьница, предотвратила беду. Была непогода, башенный кран сорвало с креплений. В последнюю минуту девушка забралась в кабину, отвела стрелу, иначе та проломила бы крышу здания, а там — люди. Девушка погибла. Посмертно пришла к ней слава. О ней с гордостью вспоминают товарищи, её родителей окружили почётом. А другой в обычной обстановке пальцем о палец не ударит, дескать, зачем на рожон лезть. Такой, действительно, плохо подготовлен... Главное — воспитывать идейную убежденность, внутреннюю зрелость, повторяю, чувство долга. Подвига без этих качеств не бывает. Красоты человеческой — тоже.
Был я на Курской Магнитке, встречался с молодыми рабочими. Один из них задает такой вопрос: «Вот вы, Алексей Петрович, речь ведёте об обстоятельствах исключительных — война; стихийное бедствие, пожар и т. п. А возьмём обычную обстановку. Утром человек идет на работу, выполняет своё задание. Вечером возвращается домой. И так изо дня в день. Как здесь проявляется чувство долга?» А кто-то с места крикнул: «Работать надо!» Да, говорю, работать надо и не шаляй-валяй, а честно и с умом. Мало знаний — учись. Застопорилось дело — обратись к мастеру. Тащит иной инструмент или материалы с завода, дескать, государство не обеднеет — останови, прояви гражданское мужество. А его-то частенько у нас и не хватает. Словом, будь хозяином и в большом и в малом. В этом долг. Перед кем? Перед обществом, коллективом, товарищами. Перед совестью своей, в конце концов.
Долг — это не просто красивое словцо в обиходе. Это нравственные требования, которые предъявляет нам советское общество. Не обременяют ли они нас? Нет. Эти требования, в отличие от требований мира капитала, отвечают личным интересам наших людей, их идейным убеждениям, нравственным позициям.
А ещё я хочу сказать о долге товарищеском, о таком, который тоже выразительно проявляется на войне. В Подмосковье решалась моя судьба — летать мне или не летать, Всё зависело от опытных летчиков, от их отзывов. Когда они построились у самолётов, усталый человек командирским голосом спросил:
— Кто полетит с безногим лётчиком? Я лично не полечу.
«Раз не полетит он, не полетят и ребята,— мелькнуло у меня в голове.— Его решение равносильно приказу».
Подошёл ещё кто-то. Встал рядом.
«—Штурман, ты полетишь с безногим лётчиком? — последовал тот же вопрос.— Я нет».
Штурман посмотрел на меня, словно ощупал взглядом внимательных глаз:
— Я полечу, пожалуй. Завтра. С утра.
Человек он был добрый, этот штурман. Понял, как я хотел, чтобы мне поверили, однако в этом доверии был и риск. Полетели мы, и дал он бумагу — управлять самолетами может. Но вопрос: «Кто полетит со мной?» — привёз я, как хвост, и на фронт. Воздушный бой — не тренировочный полёт. Это всегда риск. Кто возьмёт в бой? Дальше аэродрома меня сначала и не пускали: ребята возвращались с задания, садились, а я должен был прикрывать их в случае неожиданной атаки.
Командир постоянно твердил мне: «Скоро, скоро». И так время тянулось для меня вечностью, пока не услышал мою просьбу Александр Михайлович Числов, ныне Герой Советского Союза. Подошёл и сказал: «Полетишь со мной». Вот он-то окончательно и утвердил во мне веру, а я не остался перед ним в товарищеском долгу — на Курской дуге сбил четыре немецких самолета. Ну, а остальное известно.
В одной воинской части я наблюдал, как готовятся симпатичные парни к полётам на современных самолётах, как ведут учебные бои в воздухе. Их наставники время от времени говорили им: «Молодцы», а они в ответ: «Нам иначе нельзя. Понимаем, что такую службу несём...»
Иначе нам нельзя — вот оно чувство долга!
Эти обыденные, простые слова звучали в самые разные дни — в мирные и фронтовые, в самые разные годы: и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. И это стало глубокой внутренней традицией разных поколений. С этими традициями связаны в нашей повседневной жизни представления о чести, достоинстве, совести. У нас растёт хорошая молодежь, работящая, любознательная. Правда, пришлось мне быть очевидцем того, как старый заслуженный фронтовик обиженно жаловался: «Я ей (молодёжи) о чувстве долга, о её задачах в жизни, а она не слушает». В чём дело? Оказывается, форменную нотацию молодёжи прочёл. Мы иногда забываем, что воспитание — не назидание. Это прежде всего процесс убеждения. В том числе и примером. Отец говорит сыну: «Следуй моей дорогой, делай так, как я». Юность видит, что выбирали для неё хотя и трудные, но верные дороги. Но и она хочет убедиться в этом сама. Вот и хорошо! Не надо сомневаться в праве сыновей на убеждение.
Другое дело, когда человек неверно, неправильно понимает свой долг перед обществом, коллективом, идёт на сделку с совестью. С такими антиподами нашей морали должна вестись острая, непримиримая борьба. И здесь, я думаю, можно действовать не только убеждением, но и принуждением.
Хочется закончить вот чем. «Мы выработаем в себе сильные черты, вырастем бесстрашными и мужественными»,— пишет мальчик. «Добьюсь, что, когда вырасту, у меня будет сильный характер»,— пишет девочка. Оба говорят в будущем времени. Так часто говорят ребята, размышляя о том, какими им хочется быть. А мне в свою очередь хочется видеть все эти замечательные качества в мальчиках и девочках сегодня. Не стоит, наверное, внушать детям готовить себя лишь впрок. То, что они хотят быть замечательными людьми в будущем, это хорошо, но надо найти такие средства, чтобы наши дети становились такими прекрасными уже и в настоящем.
Литература
Маресьев А. Что есть подвиг // Детская литература. — 1985. — № 5.