Top.Mail.Ru
Размышление о подвигах
Круг чтения

В истории нашей страны есть примеры непревзойдённых подвигов. Их много!

И каждое поколение с благодарностью вспоминает тех, кто сумел в жестоких битвах отстоять независимость нашей Родины.

Героизм проявляется в те грозные дни, когда под вопрос ставится само существование нашего народа. Теперь настал  черед новых легендарных героев, которые сражаются с нацистами, захвативших рубежи Курской области. Воины нашей армии с честью несут знамёна своих прадедов, проявивших неслыханное мужество в своё время.

Ярчайший пример Великой Отечественной — лётчик Алексей Петрович Маресьев, Герой Советского Союза, кавалер боевых орденов и медалей, кандидат исторических наук. Подвиг во имя Родины для советских воинов был нормой поведения.

Он родился в городе Камышине на Волге 20 мая 1916 года. Был октябрёнком, пионером, комсомольцем, пионервожатым. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем по металлу на заводе. По призыву комсомола в 1934 году вместе с сотнями других юношей и девушек строил Комсомольск-на-Амуре. В 1937 году был призван в армию. В августе 1941 прибыл в боевое подразделение. Стал героем Великой Отечественной войны — о его подвиге знают все из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Что рассказывал очевидец минувшей войны Алексей Маресьев о подвиге, о славе, о войне? Узнаем из его размышлений и соотнесём их с сегодняшним днём.

Алексей Маресьев

Что есть подвиг

Чаще всего подвиг совершается в краткий миг, но в этом мгновении проявляется вся жизнь, все духовные и нравственные богатства человека.

Сотни тысяч подвигов совершили советские люди во время Великой Отечественной. Любовь к Родине, воспитавшей нас, давшей нам крылья, вдохновляла их.

Я думаю, подвиг — широкое понятие…

Когда в Сталинграде четырнадцатилетний воспитанник артиллерийской батареи Ваня Федоров, сжав в перебитых руках связку гранат, бросился под танк врага,— это был подвиг. В те же самые дни его ровесники, едва держась на ногах от голода и усталости, сутками не отходили от станков на оборонных заводах — совершали тоже подвиг.

А те, кто валил в тайге лес или добывал в шахтах уголь, варил сталь, прокатывал броню, выращивал хлеб и хлопок, ловил рыбу, пас коров или овец? Они ведь не просто ждали победы, а жертвовали многим, чтобы приблизить долгожданный, победоносный день. А те, кто ходил в школу или ещё не ходил, но ложился спать в промёрзшую кроватку голодным,— разве им не пришлось ежедневно проявлять недетское терпение и выдержку?

Ни один психолог не докажет, что человек может родиться с заданными предпосылками к подвигу. Нет, эти предпосылки зарождаются, развиваются, формируются на протяжении всей его жизни: в семье, в школе, в пионерском отряде, в походе, в труде. …многое зависит от той среды, от той социально-нравственной атмосферы, в которой живёт человек, от того, с какими людьми общается, какие книги читает, что любит, что отвергает.

В жизни случаются острые, критические ситуации, в которых человек проявляется особенно ярко. Такие ситуации — своеобразные индикаторы, они помогают понять, кто есть кто, открывают сущность каждого, выявляют нравственные качества человека. Бывает, что живёшь бок о бок с человеком, но так и не узнаешь его до конца, а достаточно попасть с ним вместе в беду — он мгновенно проявляется с той или другой стороны.

Подвиг не совершается бездумно. Люди, способные на это,— прежде всего люди высокой сознательности. Готовиться к подвигу — значит развивать чувство коллективизма, уметь волевым усилием подчинять свои интересы интересам коллектива, быть верным, принципиальным и добрым товарищем. Потому что подлинных героев рождает только высокая цель!

В школах часто устраиваются диспуты, пионерские и комсомольские слёты, посвящённые героизму. Я знаю, эта тема очень волнует ребят. Они любят слушать нас — ветеранов войны. Но как часто их сбивают с толку, упрощенчески трактуя понятие «подвига». Собрал, например, какой-нибудь юный механизатор в своем колхозе урожай, говорят, он совершил подвиг. Правильнее было бы просто сказать: «Хорошо поработал». Ведь сознательно и ответственно выполнять свои обязанности вовсе не героизм, а первейший долг каждого, норма жизни.

Но быть дисциплинированным, активным, трудолюбивым, проявлять гражданское мужество, когда это необходимо,— значит готовить себя к подвигу, который может совершаться и в мирные дни. Среди современных героев и добытчики нефти в болотах Самотлора, и строители БАМа, и покорители космоса.

Мне пишут письма — чаще мальчишки. И чего только они не выдумают! Например, двое решили «стать настоящими людьми». «А потому, не медля, приступаем к закалке характера по своему рецепту. После уроков остаёмся в классе, по очереди зажимаем дверью руку и на секунды отсчитываем, кто терпеливее». Смех смехом, однако всё здесь гораздо серьезнее, чем кажется. Письма о том, как воспитать в себе чувство долга, смелость приходят часто.

Мы говорим: «Наш долг!», «Ты должен!» Что это — принуждение? Ни в коем случае. Принуждение и долг взаимно исключают друг друга. Убеждённость, чувство ответственности, совесть — вот с какими понятиями сочетается долг.

Есть выражение: исполнить свой долг до конца. Там, где это свершалось, поднялись обелиски. Приходят к ним люди поклониться: «Слава погибшим!» Слава — это благодарная память в сердцах людей, слава — это и гордость за своего соотечественника, совершившего подвиг или исполнившего свой долг до конца.

Однажды пришли к нам в Комитет ветеранов войны школьники. Прежде всего я спросил их, как они учатся. И не успели дети ответить, вмешалась учительница и пожаловалась: «Плохо готовятся к подвигу, пристыдите их, пожалуйста». А мне захотелось её спросить, эту учительницу: «К какому подвигу? За что стыдить?» Нельзя же по всякому поводу взывать к высоким чувствам.

Где-то читал, как девушка, вчерашняя школьница, предотвратила беду. Была непогода, башенный кран сорвало с креплений. В последнюю минуту девушка забралась в кабину, отвела стрелу, иначе та проломила бы крышу здания, а там — люди. Девушка погибла. Посмертно пришла к ней слава. О ней с гордостью вспоминают товарищи, её родителей окружили почётом. А другой в обычной обстановке пальцем о палец не ударит, дескать, зачем на рожон лезть. Такой, действительно, плохо подготовлен... Главное — воспитывать идейную убежденность, внутреннюю зрелость, повторяю, чувство долга. Подвига без этих качеств не бывает. Красоты человеческой — тоже.

Был я на Курской Магнитке, встречался с молодыми рабочими. Один из них задает такой вопрос: «Вот вы, Алексей Петрович, речь ведёте об обстоятельствах исключительных — война; стихийное бедствие, пожар и т. п. А возьмём обычную обстановку. Утром человек идет на работу, выполняет своё задание. Вечером возвращается домой. И так изо дня в день. Как здесь проявляется чувство долга?» А кто-то с места крикнул:  «Работать надо!» Да, говорю, работать надо и не шаляй-валяй, а честно и с умом. Мало знаний — учись. Застопорилось дело — обратись к мастеру. Тащит иной инструмент или материалы с завода, дескать, государство не обеднеет — останови, прояви гражданское мужество. А его-то частенько у нас и не хватает. Словом, будь хозяином и в большом и в малом. В этом долг. Перед кем? Перед обществом, коллективом, товарищами. Перед совестью своей, в конце концов.

Долг — это не просто красивое словцо в обиходе. Это нравственные требования, которые предъявляет нам советское общество. Не обременяют ли они нас? Нет. Эти требования, в отличие от требований мира капитала, отвечают личным интересам наших людей, их идейным убеждениям, нравственным позициям.

А ещё я хочу сказать о долге товарищеском, о таком, который тоже выразительно проявляется на войне. В Подмосковье решалась моя судьба — летать мне или не летать, Всё зависело от опытных летчиков, от их отзывов. Когда они построились у самолётов, усталый человек командирским голосом спросил:

— Кто полетит с безногим лётчиком? Я лично не полечу.

«Раз не полетит он, не полетят и ребята,— мелькнуло у меня в голове.— Его решение равносильно приказу».

Подошёл ещё кто-то. Встал рядом.

«—Штурман, ты полетишь с безногим лётчиком? — последовал тот же вопрос.— Я нет».

Штурман посмотрел на меня, словно ощупал взглядом внимательных глаз:

— Я полечу, пожалуй. Завтра. С утра.

Человек он был добрый, этот штурман. Понял, как я хотел, чтобы мне поверили, однако в этом доверии был и риск. Полетели мы, и дал он бумагу — управлять самолетами может. Но вопрос: «Кто полетит со мной?» — привёз я, как хвост, и на фронт. Воздушный бой — не тренировочный полёт. Это всегда риск. Кто возьмёт в бой? Дальше аэродрома меня сначала и не пускали: ребята возвращались с задания, садились, а я должен был прикрывать их в случае неожиданной атаки.

Командир постоянно твердил мне: «Скоро, скоро». И так время тянулось для меня вечностью, пока не услышал мою просьбу Александр Михайлович Числов, ныне Герой Советского Союза. Подошёл и сказал: «Полетишь со мной». Вот он-то окончательно и утвердил во мне веру, а я не остался перед ним в товарищеском долгу — на Курской дуге сбил четыре немецких самолета. Ну, а остальное известно.

В одной воинской части я наблюдал, как готовятся симпатичные парни к полётам на современных самолётах, как ведут учебные бои в воздухе. Их наставники время от времени говорили им: «Молодцы», а они в ответ: «Нам иначе нельзя. Понимаем, что такую службу несём...»

Иначе нам нельзя — вот оно чувство долга!

Эти обыденные, простые слова звучали в самые разные дни — в мирные и фронтовые, в самые разные годы: и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. И это стало глубокой внутренней традицией разных поколений. С этими традициями связаны в нашей повседневной жизни представления о чести, достоинстве, совести. У нас растёт хорошая молодежь, работящая, любознательная. Правда, пришлось мне быть очевидцем того, как старый заслуженный фронтовик обиженно жаловался: «Я ей (молодёжи) о чувстве долга, о её задачах в жизни, а она не слушает». В чём дело? Оказывается, форменную нотацию молодёжи прочёл. Мы иногда забываем, что воспитание — не назидание. Это прежде всего процесс убеждения. В том числе и примером. Отец говорит сыну: «Следуй моей дорогой, делай так, как я». Юность видит, что выбирали для неё хотя и трудные, но верные дороги. Но и она хочет убедиться в этом сама. Вот и хорошо! Не надо сомневаться в праве сыновей на убеждение.

Другое дело, когда человек неверно, неправильно понимает свой долг перед обществом, коллективом, идёт на сделку с совестью. С такими антиподами нашей морали должна вестись острая, непримиримая борьба. И здесь, я думаю, можно действовать не только убеждением, но и принуждением.

Хочется закончить вот чем. «Мы выработаем в себе сильные черты, вырастем бесстрашными и мужественными»,— пишет мальчик. «Добьюсь, что, когда вырасту, у меня будет сильный характер»,— пишет девочка. Оба говорят в будущем времени. Так часто говорят ребята, размышляя о том, какими им хочется быть. А мне в свою очередь хочется видеть все эти замечательные качества в мальчиках и девочках сегодня. Не стоит, наверное, внушать детям готовить себя лишь впрок. То, что они хотят быть замечательными людьми в будущем, это хорошо, но надо найти такие средства, чтобы наши дети становились такими прекрасными уже и в настоящем.

 

Литература

Маресьев А. Что есть подвиг // Детская литература. — 1985. — № 5.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен