Методкопилка
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Любовь и уважение к родной стране невозможно привить без воспитания любви обучающихся к родному краю, к своей «малой родине». Поэтому уроки внеклассного чтения по произведениям курских писателей  являются неотъемлемой частью литературно-краеведческого воспитания.

Ключевые слова: урок-мастерская, родная курская земля, ремесла, город мастеров, работа в группе, проблемные вопросы, создание творческого продукта.

Данный урок является частью цикла внеклассных уроков по литературному краеведению. Форма проведения урока выбрана не случайно. Творческая литературная мастерская направлена на построение ценностных ориентаций, на формирование у обучающихся «духовных нитей» с малой родиной, воспитание любви к родной речи, родной природе, курской истории, национальным традициям.

Творческая мастерская стимулирует сотворчество педагога и школьников: совместное обсуждение подготовки к уроку, выбор формы реализации задания. Непременным условием творческой мастерской является проблемность литературного материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить творческий прорыв. Получение ответов на такие проблемные вопросы, дало обучающимся возможность сделать, пусть небольшое, но собственное открытие.

Аналитическое чтение текста рассказа  Е.И. Носова «Лоскутное одеяло» позволило ученикам ответить на следующие проблемные вопросы путем смысловых ассоциаций»: лоскутное одеяло-символ истории, лоскутное одеяло-символ природы, лоскутное одеяло-символ связи поколений, символ семьи.

На уроке используются следующие технологии: информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая; технология проблемно-диалогического обучения.

Результатами совместной деятельности стали создание кластера «Лоскутное одеяло-символ истории родного края, семьи, родной природы», организация книжной выставки, подготовленная викторина о Курском крае, создание лоскутного одеяла в стиле «пэчворк» участниками групп в конце занятия.

Тип урока: урок анализа и обобщения (по Н.К. Силкину).

Урок ставит своей целью систематизацию уже имеющихся и новых знаний по литературе, краеведению, истории страны и города Курска. Творческая мастерская стимулирует сотворчество педагога и школьника, дарит радость открытия мира и своих возможностей, создает условия для ощущения свободы в сознании и творчестве. Данная разновидность творческой мастерской направлена на построение ценностных ориентаций, самопознания. Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, школьники получают возможность пережить творческий прорыв и открытие.

Цель урока: приведение в  систему уже полученных литературных знаний по произведениям курских писателей и поэтов,  дополнение их новым информационным материалом на основе прочитанного текста рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», формирование у обучающихся ценностного отношения к национальным традициям, ремеслам, родной природе, речи, литературе, истории своей «малой родины» и России, воспитание интереса к истории Курского края, понимание важности знания истории родного края для современного человека.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

формирование умения применять полученные знания краеведческого материала на практике;
систематизация уже имеющихся знаний по творчеству Е.И. Носова, истории Курского края, дополнение их новым материалом;
раскрытие понятия «малая родина»;
развитие интереса к литературе Курского края, национальным традициям, ремеслам;
развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме с опорой на презентацию (на примере собственного публичного выступления);
формирование способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

2. Метапредметные:

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умения групповой и индивидуальной (в т.ч. самостоятельной предварительной поисковой) работы;
закрепление среди обучающихся правил работы в группах.

3. Личностные:

формирование у обучающихся ценностного отношения к родной истории, литературе, культуре;
формирование «духовных нитей» любви к малой родине;
воспитание любви к родной речи, родной природе, русской истории, воспитание интереса и уважения к родной культуре;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
способность к самооценке на основе критерия успешности;

Основные понятия: «малая родина», «краеведение», кластер, пэчворк.

Ресурсы:       

1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. -№3.

2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.

3. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: “Росмэн”, 2007.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь. Москва.: “Росмэн”, 2000.

5. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: ПУ “Первое сентября”, 2009.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

Оборудование: ПК; презентация, аудио- и видео-материалы; доска, портрет Е.Носова; текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»(для каждого); конверты с заданиями и материалами для групповой работы; ватманы (для выполнения групповых заданий)(2), ватман для итоговой рефлексии; ремесленные изделия  (сундук1, лоскутное одеяло-4 шт); индивидуальные предметы (игрушки и т.п.) (для распределения по группам); бейджи с именами для каждого(4 индивидуальных- для лидеров группы); раздаточный материал для каждой группы, «Кодекс работы в группе», три лоскутка ткани разного цвета для проведения итоговой рефлексии; колокольчика для сигнализации (в руках у лидеров группы); подставки с названиями групп: ХУДОЖНИКИ, УМЕЛЬЦЫ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, КРАЕВЕДЫ.

Структура:

1) Организационный этап.  Распределение по группам.

2) Мотивация к познавательной деятельности, объяснение выбора формы занятия.

3) Совместное формулирование и объявление учителем темы урока.

4) Постановка целей деятельности во время занятия,

5) Актуализация  уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.

6) Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путем смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.

7) Осознание ограниченности прежних представлений с новым открытием своих возможностей, побуждение к новым формам творческой самореализации.

8) Логическая рефлексия (направлена на анализ приобщения как новых, так и актуализацию старых знаний)

9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый.

Творческая литературная мастерская «Город мастеров»

1. Организационный этап.  

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили  предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника, казалось бы, никак не связанные друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно. Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью  «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ».
Места за столами заняты. Итак, начинаем.

2. Мотивация к познавательной деятельности, выбор формы занятия.

Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, о том, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. И поэтому название нашего города? (варианты)
Могу я предложить свое название? (Город мастеров)

Сегодня мы будем работать в творческой мастерской «Города мастеров».

Наш урок будет проходить в группах.

Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах» ( у каждого на столах памятка).

КОДЕКС РАБОТЫ В ГРУППАХ

1. Внимательно читать задание.
2. Быть тактичным и доброжелательным.
3. Выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой и лидером группы, помогать друг другу в случае затруднений.
4. Подавать сигнал учителю об окончании совместной работы.
5. Помнить о правиле «мушкетеров».

Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения.

3. Совместное формулирование и объявление темы урока.

Учитель читает текст под песню «Курский вальс», музыка немного стихает:

Однажды этот известный курский писатель сказал, что «Свою малую родину важно!!! увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане необязательно». И доказывал это утверждение постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа. (М.Еськов к 85-летию со дня рождения писателя Е.Носова).

Можете ли вы, предположить, о каком курском писателе идет речь? Версии обучающихся. Действительно, речь идет о замечательном курском писателе Е.Носове.

Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные».

О чем говорит Е.Носов? (варианты) - о «МАЛОЙ РОДИНЕ».  

Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные».

Попробуем разобраться в значении  понятия «МАЛАЯ РОДИНА».

Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»? (Версии обучающихся).

Отлично! В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малой родины» трактуется так… (СЛАЙД 4 МАЛАЯ РОДИНА-ЭТО место рождения, происхождения. (Ожегов, ТС)

4. Постановка целей деятельности во время занятия.

Наша «малая родина» - город Курск. Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно? (Ответы)

Изменился наш город за 80 лет? Отличается наш край от сотни других?  Чем он славен?Какие люди прославили наш город? Важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»?  

Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.

5. Актуализация  уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности

Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е.Носове?

Предоставим слово группе литературоведов, которые подготовили небольшое выступление о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Группа ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (7 человек)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ И СООБЩЕНИЕ ГРУППЫ о ЖИЗНИ и ТВОРЧЕСТВЕ Е.И.НОСОВА

Спасибо. Какие факты из жизни Е.И. Носова вы запомнили? (ответы)

Но это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. А для желающих предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке

Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», изучал ее историю в течение всей жизни.

А всё ли мы знаем о нашей «малой родине», Курском крае? Я думаю, ответить на этот вопрос нам должна помочь группа «Краеведов».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРАЕВЕДЫ»(7 человек)

НЕБОЛЬШОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КУРСКА

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЙ ГОРОД?» Вопросы выводятся на экран

6. Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путем смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.

- Докажите, используя текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом. (по тексту).

Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами.

- Какие исторические события описаны курским писателем Е.Носовым в рассказе «Лоскутное одеяло»? (по тексту)

-А привез он ее аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.

Спасибо.

Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова? Версия обучающихся.

На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО-СИМВОЛ ИСТОРИИ.

7. Работа с текстом произведения. Создание вопросов группой обучающихся к классу. Аналитическое чтение рассказа. Построение ассоциативного ряда.

Аудиозапись «Полет птицы».

А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь все выше и выше.

Под вами огромные просторы курских полей, лугов лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полета впервые.

(Музыка немного стихает. Дети открывают глаза).

Учитель: Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке? (Варианты детей)

Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.

Почему именно с высоты, по мнению Е.Носова,  надо смотреть на родную землю? (Ответы обучающихся).

Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съемке фильма.  

Что вы видели, когда закрыли глаза, какой представляли себе нашу землю, землю Курского края? (Ученики высказываются).

Какие цвета возникли в вашем воображении?  Что они символизируют?

Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы художников.

Группа ХУДОЖНИКИ (1 человек от группы)

На доске - ватман, наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги одновременно с предложениями обучающихся остальных групп:

коричневый - земля, желтый - поле одуванчиков, темно-зеленый - лес, луг, бледно-зеленый - поле неубранной пшеницы, синий - небо, вода).

Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полета? (на лоскутное одеяло-фото СЛАЙД )

А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е.Носова «Лоскутное одеяло»? (по тексту)

Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. (Учитель добавляет лоскуток к остальным).

Символом чего является лоскутное одеяло?

Ответы учеников (Лоскутное одеяло - символ природы родной земли)

На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО-СИМВОЛ ПРИРОДЫ.

Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное  ремесло абсолютно правдиво».

Какие же ремесла процветали в Курском крае? Перед  вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение 1 минуты рассмотрите фото и определите названия ремесел, традиционных для Курского края.

Не забудьте подать  сигнал о готовности группы. Внимание на часы (висят в классе). Время пошло.   Выполнение задания.

Итак, подводим итоги.

Обучающиеся называют: ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.
А какое ремесло  было в Курском крае самым распространенным и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «Ремесленников-умельцев»

Выступление группы РЕМЕСЛЕННИКОВ-УМЕЛЬЦЕВ (Слайды)

Рассказывают о народном ремесле создания одеяла из лоскутков (пэчворк).

У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему? (Ответы обучающихся)

Что же еще символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е.Носова?

На доске образуется 3 элемент кластера - ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ, СИМВОЛ СЕМЬИ.  

8. Рефлексия.

Вернемся к тому, ради чего и был создан сегодня наш Город мастеров.

Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям, важно знать историю родного города? (Варианты ответов)

Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний.- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Что было трудным на каждом этапе работы? Что удалось?

-  Какую цель мы поставили в начале нашей встречи?  

- Ощутили значение знаний по истории Курского Края  для современного человека?

- Что было самым интересным? Самым трудным? Чью работу можно выделить (почему?) и оценить (как?)  Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Создадим свое собственное лоскутное одеяло Города мастеров! (ватман на столе у каждого, потом соединяем):

- Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили,  показалось интересным и важным? (приклеивает зеленый квадратик) Кто еще сомневается в себе и своих знаниях (желтый)

У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после (красный)

Замечательно (анализ ватмана-одеяла)

Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?  Малая родина — это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.  

Домашнее задание  по выбору: создать цикл вопросов или ответить письменно на вопросы, которые задает Е.Носов (см.цитата выше).

Классное руководство

Мои презентации

Коллекция презентаций для классного руководителя


 

С юмором по жизни

Смешные фотографии, в которых отражена учительская жизнь.

 

Адаптация пятиклассников

Материалы к круглому столу.

 

Родительское собрание в сентябре

Знакомим родителей с изменениями в новом учебном году.
 

 

День здоровья

Информация и для детей, и для родителей.

 

Советы родителям о безопасности

Соблюдая эти правила, Вы сохраните жизнь своим детям.

 

Юбилейная дата

Информация детям для беседы.
 

 

Простые правила

Что нужно, чтобы мобильники помогали, а не вредили?

 

Самоопределение детей

Работа по профориентации обучающихся.

 

Мастер-класс для коллег

Квест-технология в действии.