Top.Mail.Ru
Маугли и Мцыри: дни вольного счастья
Методкопилка

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты ее решения.

Использование кейсов сводится не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

"Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения", - говорил Цицерон.

Эта  цитата  объяснит принцип действия элементов кейс-технологии на данном уроке. Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация  не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но  все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.

Примеры кейс-заданий

Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

*На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Маугли и Мцыри: дни вольного счастья

Цели урока:

Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира;  пополнять активный словарь школьников;  совершенствовать навыки выразительного чтения;  обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

Содержательная: углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, обучить целостному анализу поэмы; создать условия для  эмоционального восприятия поэтического текста

 Оборудование урока: текст поэмы,  электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

Слово учителя: Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.

Формулирование темы  и цели урока.

(Формируются регулятивные УУД - целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).

Краткое сообщение учеников

  • Об истории создания поэмы «Мцыри».
  • Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.
  • О произведении Р. Киплинга «Книга джунглей». Образ главного героя.

(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание). 

Работа в группах

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему  произведения. Докажите.
  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
  • Кейс-вопросы: Какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?

Звучит отрывок из поэмы «Мцыри». Отрывок из произведения Р. Киплинга «Книга джунглей».

Примерный ответ группы.

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова - «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения).

Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ».

Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля»-безгранично.

Из словаря: «Философский словарь», 2003 г.:

С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от» , т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Примерный кейс-ответ:

  1. Идея произведения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри, и Маугли обречены на жизнь среди чуждых им людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".
  2. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой. Герой «Книги джунглей»- Маугли также не может сосуществовать с миром человека.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции?
  • Когда в нём слышится голос лирического героя?
  • Определите строфику произведения и количество строф.
  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы.

  • В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «мцыри» лишь в начале поэмы.
  • Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное  слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.
  • В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира. Те дни, которые Маугли проводит вне джунглей, подводят его к осознанию несовершенства чуждого ему. В мире людей нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств.

Примерный ответ на кейс-задание:

  1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.
  2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри».
  • В чём своеобразие лексики поэмы?
  • В чём особенность синтаксических конструкций произведения? Какой троп преобладает в произведении?

Примерный ответ группы.

Тропы поэтической речи

Сравнения: Она, как червь, во мне жила….

                       Где люди вольны, как орлы…..

                       Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах

                       Я сам, как зверь, был чужд людей
                       И полз и прятался, как змей.

Метафоры: В тени рассыпанный аул;

                    Но страх не сжал души моей:

Олицетворение: Меня могила не страшит:

                            Там, говорят, страданье спит

Вывод: Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Кейс-ситуация: можем ли мы предположить, почему сравнение преобладает в произведении М.Ю, Лермонтова? Можете ли вы, используя сравнение, описать свои ощущения от путешествия на Кавказ? Какими будут сравнения?

Примерный анализ кейс-ситуации:

  1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы. Именно эти ощущения могут лежать в основе таких сравнений: «горы, как могучие великаны», «небо, как бескрайнее синее полотно», «воздух, как пьянящий напиток»  и т.п.
  2. Природа Кавказа вызывает ощущение ограниченности человеческой силы, власти человека над природой. Именно на Кавказе человек может чувствовать себя лишь гостем в этом мире, а не «царем природы». Возможны следующие сравнения: «человек, как песчинка в этом мире», «один, как печальный кипарис» и т.д.

Коллективная работа.

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

- Сколько строф в произведении?

- Какова композиция поэмы?

- Как выразительное чтение произведения зависит от композиционного строения?

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

- Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

- Как, по-вашему,  следует читать поэму? Интонация прочтения каждой строфы будет одинакова? На какие слова в 1,3, 26 части будет падать логическое ударение? Почему?

Примерный ответ:

1,2 строфы – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.

3-19 – восторженная интонация.

26 - мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).

Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы.

Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой строфе слов. При чтении последней строфы звучат умиротворённые нотки, завершающиеся  торжественной интонацией.

Определение для словарика терминов (записать в тетради, если такие словарики не ведутся).

КАДАНС - мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение

Рефлексия по методике незаконченных предложений

(формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…

                   повторил…

                   учился…

                   понял…

                   задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.1-я Книга Царств»

Литература:

  1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2010г.
  2. «Антология российской литературы» №4, аудиозапись
  3. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997г.
  4. Шагалов А.А. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1999г.
  5. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/Автор-составитель Г.С. Меркин.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен