Top.Mail.Ru
7-8 класс. Родной язык и родная литература. Школьный этап
Олимпиады

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области

На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.

При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.

Желаем успехов!

Школьный этап областной олимпиады 

по родному русскому языку и родной русской литературе

среди обучающихся 7-8 классов

образовательных организаций Курской области

 

ВАРЬКА

Вот уже битый час Варька, мокрая и встрепанная, в куцем, выгоревшем за лето сарафане, гонялась по озеру за утками. Она упиралась широко расставленными ногами в борта полузатопленной плоскодонки, весло цепко увязало в иле, путалось в пухлых травяных пластах. От каждого толчка лодка заваливалась набок, и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась парная, цвелая вода …

Солнце уже зашло, малиновым шаром, будто медный пятак в дорожную пыль, зарылось в сизую мглу на горизонте. На луга пала грустная сумеречная синева. На ближних и дальних старицах лениво и равнодушно, со старческой хрипотцой квакали матерые лягушки, нагоняя тоску и скуку…

Сизое курево проступало откуда-то из низин, слоилось тонкими лоскутами, обозначая все неровности земли, старицы и ложбины. Постепенно туманы перемешались с загустевшей сумеречной синевой, упрятались горбатые спины стогов, темные островки лозняка, далекие деревеньки на суходолах, а затем и сами суходолы, скрылись все следы человеческого бытия… Именно в эти минуты прихода ночи Варька испытывала наибольшую близость и свое слияние с простой и ничем не приметной круговиной земли, простершейся вокруг нее... Старицы запутанными петлями избороздили луг, вода в них держалась недолго, только после половодья, а остальное время стояли сухими, иные лишь с вязкой мокрецой, вокруг которой безудержно бушевали травы и лозняки…

Откинувшись на траву, Варька слушала, как где-то совсем рядом, за ближайшими кустиками бессмертника, деревянно поскрипывал коростель: кр-икр, кр-икр… Варьке чудилось, что это вовсе не птица, а сторож Емельян скрипит своей деревяшкой, ковыляет в лугах, ищет ее, Варьку, хочет загнать в тракторную будку. Но ей не хочется в будку и совсем не хочется спать. Вот даже ни капельки! И Варька, тихо посмеиваясь, загребла обеими руками и пригнула себе на грудь, на лицо гибкие шелковинки мятлика. Пусть Емельян пройдет мимо. Он не должен ее найти. Она глядела сквозь кружево тонких метелок в небо, вдруг проступившее после костра. Ночь сияла, искрилась щедрым, непрерывно струящимся лунно-голубым свечением, в логу звенели путами кони, и пьяняще пахло аиром, раздавленным конскими копытами. От этого ощущения ночной светлой земли Варька испытывала в себе радостную легкость и тихое ответное ликование.

(Е.И. Носов)

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа Е.И. Носова «Варька». Выпишите из текста слова и словосочетания, относящиеся  к тематической группе «Флора и фауна Курской области».

Задание 2. Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды слов-синонимов:

  • короткий, короткохвостый, кургузый…
  • чавкать, сёрбать…
  • несвежий, плесневый, затхлый…

Задание 3. Определите слова из текста по предложенному ниже значению.

А) Так называется участок прежнего русла реки, по форме напоминающий петлю, который со временем превратился в отдельный бессточный водоём. Существует несколько вариантов названий данного участка: пойменное озеро, староречье, курья.

Б) «Безводная долина, местность, которая заполняется только дождевыми и талыми водами» В одном из районов Курской области есть деревня с одноимённым названием.

Задание 4. В тексте есть фразеологизм, который сейчас используется в переносном смысле, означает понапрасну потраченное время, проводимое чаще всего в бесполезных занятиях. Однако это выражение  связано  и с единым стандартом отсчёта времени, давно известным. Найдите и  выпишите этот фразеологизм. Предположите, что означало это выражение раньше, с чем связано его появление.

Задание 5. Человек должен любить родную землю, беречь ее. Варька, героиня текста, испытывала особенную любовь к родным местам, которые  наполняли девушку жизненной силой. Подберите 5 пословиц, которые отражают  тесную связь человека с родным домом.

Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей встречаются герои-подростки, которые, как и Варька, живут в гармонии с природой. Укажите не менее 3 произведений и их авторов.

Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание, построив рассуждение на основе заключительной фразы отрывка: «От этого ощущения ночной светлой земли Варька испытывала в себе радостную легкость и тихое ответное ликование». Включите в свою творческую работу (не менее 12 предложений) слова и фразы из текста, подтверждающие Ваши мысли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен