ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области
На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.
При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.
Желаем успехов!
Школьный этап областной олимпиады
по родному русскому языку и родной русской литературе
среди обучающихся 7-8 классов
образовательных организаций Курской области
ВАРЬКА
Вот уже битый час Варька, мокрая и встрепанная, в куцем, выгоревшем за лето сарафане, гонялась по озеру за утками. Она упиралась широко расставленными ногами в борта полузатопленной плоскодонки, весло цепко увязало в иле, путалось в пухлых травяных пластах. От каждого толчка лодка заваливалась набок, и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась парная, цвелая вода …
Солнце уже зашло, малиновым шаром, будто медный пятак в дорожную пыль, зарылось в сизую мглу на горизонте. На луга пала грустная сумеречная синева. На ближних и дальних старицах лениво и равнодушно, со старческой хрипотцой квакали матерые лягушки, нагоняя тоску и скуку…
Сизое курево проступало откуда-то из низин, слоилось тонкими лоскутами, обозначая все неровности земли, старицы и ложбины. Постепенно туманы перемешались с загустевшей сумеречной синевой, упрятались горбатые спины стогов, темные островки лозняка, далекие деревеньки на суходолах, а затем и сами суходолы, скрылись все следы человеческого бытия… Именно в эти минуты прихода ночи Варька испытывала наибольшую близость и свое слияние с простой и ничем не приметной круговиной земли, простершейся вокруг нее... Старицы запутанными петлями избороздили луг, вода в них держалась недолго, только после половодья, а остальное время стояли сухими, иные лишь с вязкой мокрецой, вокруг которой безудержно бушевали травы и лозняки…
Откинувшись на траву, Варька слушала, как где-то совсем рядом, за ближайшими кустиками бессмертника, деревянно поскрипывал коростель: кр-икр, кр-икр… Варьке чудилось, что это вовсе не птица, а сторож Емельян скрипит своей деревяшкой, ковыляет в лугах, ищет ее, Варьку, хочет загнать в тракторную будку. Но ей не хочется в будку и совсем не хочется спать. Вот даже ни капельки! И Варька, тихо посмеиваясь, загребла обеими руками и пригнула себе на грудь, на лицо гибкие шелковинки мятлика. Пусть Емельян пройдет мимо. Он не должен ее найти. Она глядела сквозь кружево тонких метелок в небо, вдруг проступившее после костра. Ночь сияла, искрилась щедрым, непрерывно струящимся лунно-голубым свечением, в логу звенели путами кони, и пьяняще пахло аиром, раздавленным конскими копытами. От этого ощущения ночной светлой земли Варька испытывала в себе радостную легкость и тихое ответное ликование.
(Е.И. Носов)
Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа Е.И. Носова «Варька». Выпишите из текста слова и словосочетания, относящиеся к тематической группе «Флора и фауна Курской области».
Задание 2. Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды слов-синонимов:
- короткий, короткохвостый, кургузый…
- чавкать, сёрбать…
- несвежий, плесневый, затхлый…
Задание 3. Определите слова из текста по предложенному ниже значению.
А) Так называется участок прежнего русла реки, по форме напоминающий петлю, который со временем превратился в отдельный бессточный водоём. Существует несколько вариантов названий данного участка: пойменное озеро, староречье, курья.
Б) «Безводная долина, местность, которая заполняется только дождевыми и талыми водами» В одном из районов Курской области есть деревня с одноимённым названием.
Задание 4. В тексте есть фразеологизм, который сейчас используется в переносном смысле, означает понапрасну потраченное время, проводимое чаще всего в бесполезных занятиях. Однако это выражение связано и с единым стандартом отсчёта времени, давно известным. Найдите и выпишите этот фразеологизм. Предположите, что означало это выражение раньше, с чем связано его появление.
Задание 5. Человек должен любить родную землю, беречь ее. Варька, героиня текста, испытывала особенную любовь к родным местам, которые наполняли девушку жизненной силой. Подберите 5 пословиц, которые отражают тесную связь человека с родным домом.
Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей встречаются герои-подростки, которые, как и Варька, живут в гармонии с природой. Укажите не менее 3 произведений и их авторов.
Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание, построив рассуждение на основе заключительной фразы отрывка: «От этого ощущения ночной светлой земли Варька испытывала в себе радостную легкость и тихое ответное ликование». Включите в свою творческую работу (не менее 12 предложений) слова и фразы из текста, подтверждающие Ваши мысли.