ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области
На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.
При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.
Желаем успехов!
Муниципальный этап областной олимпиады
по родному русскому языку и родной русской литературе
среди обучающихся 8 классов
образовательных организаций Курской области
Усвятские шлемоносцы
(Отрывок)
В лето, как быть тому, Касьян косил с усвятскими мужиками сено. Солнце едва только выстоялось по-над лесом, а Касьян уже успел навихлять плечо щедрой тяжестью. Под переменными дождями в тот год вымахали луга по самую опояску, рад бы поспешить, да коса не давала шагнуть, захлёбывалась травой. В тридцать шесть годов от роду силёнок не занимать, самое спелое, золотое мужицкое времечко, а вот поди ж ты: как ни тужься, а без остановки, без роздыху и одну прокошину нынче Касьяну одолеть никак не удавалось – стена, а не трава! Уже в который раз принимался он монтачить, вострить жало обливным камушком на деревянной рукоятке. По утренней росе с парным сонным туманцем ловкая обношенная коса не дюже-то и тупилась, но при народе не было другого повода перемочь разведённое плечо, кроме как позвякать оселком, туда-сюда пройтись по звонкому полотну. А заодно оглянуться на чистую свою работу и ещё раз поудивляться: экие нынче непроворотные травы! И колхоз, и мужики с кормами будут аж по самую новину, а то и на другой год перейдёт запасец.
<…> Радуясь погожему утру, выпавшей удаче и самой косьбе, Касьян в эти минутные остановки со счастливым прищуром озирал и остальной белый свет: сызмальства утешную речку Остомлю, помеченную на всём своём несмелом, увёртливом бегу прибрежными лозняками, столешную гладь лугов на той стороне, свою деревеньку Усвяты на дальнем взгорье, уже затеплившуюся избами под ранним червонным солнцем, и тоненькую свечечку колокольни, розово и невесомо сиявшую в стороне над хлебами, в соседнем селе, отсюда не видном, – в Верхних Ставцах.
Это глядеть о правую руку. А ежели об левую, то виделась сторона необжитая, не во всяк день хоженая – заливное буйное займище, непролазная повительная чащоба в сладком дурмане калины, в неуёмном птичьем посвисте и пощелке. Укромные тропы и лазы, обходя затравенелые, кочкарные топи, выводили к потаённым старицам, никому во всём людском мире неизвестным, кроме одних только усвятцев, где и сами, чего-то боясь, опасливо озираясь на вековые дуплистые вётлы в космах сухой куги, с вороватой поспешностью ставили плетёные кубари на отливавшую бронзой озёрную рыбу, промышляли колодным мёдом, дикой смородиной и всяким снадобным зельем.
Ещё с самой зыбки каждого усвятца стращают урёмой, нечистой обителью, а Касьян и до сих пор помнит обрывки бабкиной присказки:
Как у сгинь-болота жили три змеи:
Как одна змея закликуха,
Как вторая змея заползуха,
Как третья змея веретёнка…
Но выбирались пацаны из зыбок, и, вопреки всяким присказкам, никуда не тянуло их так неудержимо, как в страховитую урёму, что делалась для них неким чистилищем, испытанием крепости духа. А став на ноги, на всю жизнь сохраняли в себе уважение к дикому чернолесью. И, кажется, лиши усвятцев этого никчёмного, бросового закоулка их земли, и многое отпало бы от их жизни, многое потерялось бы безвозвратно и невосполнимо. Что ни говори, а даже и теперь, при тракторах и самолётах, любит русский человек, чтобы поблизости от его жилья непременно было вот такое занятное место, окутанное побасками, о котором хочется говорить шёпотом…
(Е.И. Носов)
Задание 1. Прочитайте отрывок из повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Выпишите из текста слова, относящиеся к тематической группе «Флора Курской области».
Задание 2. Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды слов-синонимов:
1) уединённый, незаметный, скрытый от взглядов…
2) небылица, вымысел, сказка…
3) бесполезный, никудышный, негодный…
Задание 3. Установите соответствия между названиями словарей и словарными статьями: к каждой позиции из первой колонки подберите соответствующую позицию из второй колонки. Ответ запишите в виде пар букв и цифр.
А) Орфографический словарь современного русского языка |
1) КУГА, -и, ж. Народное название некоторых растений семейства осоковых; озёрный камыш. |
Б) Словарь синонимов В.Н. Тришина |
2) ДЮЖИЙ. Общеслав. Соврем. форма –из дужий, суф. производного (суф. j-) от дугъ «сила» (ср. недуг «болезнь, бессилие»); гj > ж. Сочетание дю вм. Ду появилось, очевидно, под влиянием дяглый «сильный, здоровый» (в диалектах оно ещё наблюдается). |
В) Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой |
3) ТРАВА´, -ы, ´ мн. травы, трав. |
Г) Этимологический словарь Н.М. Шанского |
4) ЗЫБКА, сущ.: 5 зыбалка качалка колыбель люлька снасть |
Задание 4. Найдите слова из текста, которые имеют данное значение, и выпишите их.
А) Мелкий лес и кустарник, растущий в низменных долинах рек, густые заросли в заболоченной речной пойме.
Б) Точильный камень в виде бруска.
Задание 5. Выберите пословицы, которые можно отнести к данному тексту.
А. Всякому мила своя сторона.
Б. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
В. Кто где родился, там и пригодился.
Г. На Руси святой каждый кустик свой.
Д. В бою за Родину и смерть красна.
Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей встречаются герои, которые, как и Касьян, живут в гармонии с природой. Укажите не менее 3 произведений и их авторов.
Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание, построив рассуждение на основе заключительной фразы отрывка: «Что ни говори, а даже и теперь, при тракторах и самолётах, любит русский человек, чтобы поблизости от его жилья непременно было вот такое занятное место, окутанное побасками, о котором хочется говорить шёпотом…». Включите в свою творческую работу (не менее 12 предложений) слова и фразы из текста, подтверждающие Ваши мысли.