К экзамену
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Второе задание из нового формата ОГЭ-2020 называется «Синтаксический анализ предложения» и предполагает верное определение одной или нескольких грамматических основ в пяти предложениях связного текста.

Обычно в школе синтаксический разбор простого или сложного предложения начинается с поиска подлежащего и сказуемого. В 8 классе изучаются способы выражения подлежащего и сказуемого, и эти сведения помогают быстрее отыскать в предложении грамматическую основу простого двусоставного или односоставного предложения.

В 9 классе сведения о сложном предложении расширяются, но без умения видеть и находить грамматическую основу невозможно выяснить, какое предложение предложено для анализа. Любое сложное предложение состоит из нескольких частей (простых предложений), узнать их границы помогает наличие или отсутствие союзов.

В экзаменационной работе ученик должен показать, как он умеет различать виды предложений по составу, находить ошибки в определении грамматической основы и устанавливать правильность указанных подлежащего и сказуемого в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Для тренировки и разбора примеров различных видов подлежащего и сказуемого можно обратиться к нескольким текстам из рассказа «НЛО нашего детства» курского писателя Евгения Ивановича Носова. Мы предлагаем 11 фрагментов из этого произведения.

 

№1

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1) Раннее мальчишество моё приходится на то далёкое время – самое начало тридцатых годов – когда даже такой обыденный пустяк, коим считается ныне электрическая лампочка, воспринимался как непостижимая диковина. (2)С угасанием дня, особенно в глухое осеннее ненастье, курские окраины погружались в кромешную тьму. (3)И только в самом центре города, на вознёсшихся холмах, где-то на Херсонской, а больше на Московской светло, медово полнились электричеством окна высоких этажей, разноцветно мигали и млели какие-то письмена на фронтонах. (4)Впервые собственноручно я повернул электрический выключатель в одна тысяча девятьсот тридцать первом году. (5)Как раз в ту осень мы переехали в заводской четырёхквартирный флигель на Красноармейской.

*на Херсонской, Московской, Красноармейской – названия центральных улиц города Курска.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. мальчишество моё приходится (предложение 1)
  2. окраины погружались(предложение 2)
  3. полнились электричеством (предложение 3)
  4. я повернул выключатель (предложение 4)
  5. мы переехали (предложение 5)

№2

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Весь остаток дня мы с Нинкой-сестрой забирались на табуретку и по очереди вертели белую фаянсовую вертушку выключателя. (2)И глядя на слепяще вспыхивающий пузырь под потолком, не могли взять в толк, как это огонь загорался без всяких спичек и потухал сразу же, едва повернёшь колодочку на стене. (3)Нет, в самом деле, как: лампочка вон где, а выключатель вон где? (4)А между ними всего только витой шнур. (5)Чудно и непонятно!

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. мы с Нинкой-сестрой забирались, вертели (предложение 1)
  2. не могли взять в толк (предложение 2)
  3. нет (предложение 3)
  4. шнур (предложение 4)
  5. чудно и непонятно (предложение 5)

№3

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Помнится, стояло знойное сухое безветрие. (2)Белые глыбы облаков, похожие на горные хребты, с самого утра недвижно зависли на самом краю неба, никуда не устремляясь и не меняя своих грозных и величественных очертаний. (3)Мы с пацанами, изнывая от полуденной жары, лениво, от нечего делать, пробавлялись* в «ножички» в зыбкой тени старого иссохшего каштана. (4)Высоко-высоко, над соборной стороной города в воздухе висело неизвестно что такое... (5)Какая-то невиданная штуковина, больше всего походившая на переросший огурец, какие бабушка Варя оставляла на семена.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

*пробавлялись (разг.) – проводили время, довольствуясь малым.

  1. помнится (предложение 1)
  2. глыбы зависли (предложение 2)
  3. мы с пацанами пробавлялись (предложение 3)
  4. висело неизвестно что такое (предложение 4)
  5. бабушка оставляла (предложение 5)

№4

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Бабушка долго не могла сориентироваться, вертелась туда и сюда, но наконец замерла, как бы затаилась, вглядываясь в поднебесье из-за белья. (2)Ничего не сказав, она мелко, торопливо перекрестила свою пазуху, цапнула* опустевший тазик и, втянув голову, будто под дождём, согбенно* пошлёпала* калошами к сеням. (3)Бабушка всегда просила затворить печную трубу, если снаружи собиралось что-то неладное. (4)Но небо по-прежнему оставалось ясным и голубым. (5)И только этот блеклый, притуманенный маревом и далью огурец тревожно нарушал безмятежность полудня.

*цапнула (разг.) – схватила, взяла; пошлёпала (разг.) – шла, издавая шлёпающий звук; согбенно (книж. устар.) – сгорбившись, согнувшись.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. бабушка не могла сориентироваться (предложение 1)
  2. она перекрестила, цапнула, пошлёпала (предложение 2)
  3. бабушка просила (предложение 3)
  4. небо оставалось ясным (предложение 4)
  5. огурец нарушал (предложение 5)

№5

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)И тут обнаружилось, что сей странный овощ вовсе не висел на одном месте, а едва зримо, так что мы сперва и не заметили этого, смещался на восток. (2)Поначалу он находился примерно над водоразборной башней на Мясницкой, потом очутился над польским костёлом и вот уже был готов погрузиться в кроны деревьев, возвышавшихся перед соседним домом. (3)Чтобы не потерять его из виду, мы ринулись на улицу, откуда открывался широкий обзор городского взгорья с вознесённым куполом Знаменского собора и просторного неба над ним. (4)Улица уже пестрела высыпавшим людом: мужики, бабульки, ребятишки – знакомые и незнакомые. (5)Все были возбуждены небывалым виденьем, но в общем никто не знал, что это могло быть и чего ожидать от такой невидали: худа или добра...

*на Мясницкой – название одной из улиц города Курска.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. овощ не висел, смещался (предложение 1)
  2. он находился (предложение 2)
  3. не потерять (предложение 3)
  4. улица пестрела (предложение 4)
  5. все были возбуждены (предложение 5)

№6

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Обгоняя пожарных, мы мчались своим укороченным путём: сразу вниз по Дружининской, мимо МРЗ, где работали многие наши отцы и матери, через тускарные мосты возле кожзавода, далее – к Серафимовской школе, устроенной в прежней церкви, ещё по каким-то бугорским переулкам, и вот тебе – Сеймский луг – ровнёхонький и радостно зелёный, усыпанный белыми выводками гусей, козами и телятами. (2)И пока бежали без передыха, всё поглядывали в небо, искали глазами «дирижаб», не опустился ли без нас на землю? (3)Но он всё ещё летал, заметно снизившись, лоснясь тучными боками, пуская солнечные зайчики на поворотах. (4)На лугу уже и без нас было пестро и людно, а из прилегающих улиц всё сыпал и катился горохом народ, всполошенный и упревший от бега и самого события. (5)В самом скопище над людскими головами возвышались конные милиционеры в белых холщовых рубахах, перекрещённых ремнями, и в белых же островерхих шлемах, метко прозванных «здравствуй и прощай» за то, что имели два козырька: один – спереди, другой – сзади.

*по Дружининской – одна из улиц города Курска; мимо МРЗ – машиноремонтный завод.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. работали отцы и матери (предложение 1)
  2. не опустился (предложение 2)
  3. он всё летал (предложение 3)
  4. было (предложение 4)
  5. имели два козырька (предложение 5)

№7

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Погудывая моторами, подгребая то левым, то правым крылом, а то обоими сразу, дирижабль в конце концов удачно вырулил к означенному месту и в какой-нибудь полусотне метров завис над белым крестом. (2)Только теперь сполна можно было осознать, какая это неоглядная громадина. (3)Посверкивающий рядами клёпки, дирижабль производил впечатление тысячетонного монолита, висевшего в воздухе вопреки здравому смыслу и вообще наперекор всякому представлению о сути вещей. (4)Его жутковатая близость, застившая* почти полнеба, порождала, по крайней мере у нас, ребятишек, знобкое чувство беззащитности, букашиной малости, отчего поначалу невольно хотелось втянуть в себя голову или опрометью стрекануть* прочь. (5)И в напряженной тишине стало слышно, как, дробно переступая, страшась необычности своего бытия, настороженно всхрапывали милицейские кони.

*застившая (прост.) – закрывшая; стрекануть (прост.) – быстро убежать.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. удачно вырулил (предложение 1)
  2. можно было осознать (предложение 2)
  3. дирижабль производил впечатление (предложение 3)
  4. хотелось втянуть в себя (предложение 4)
  5. стало слышно (предложение 5)

№8

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Прикладывая ладонь к фуражке, он горячо, преданно пожал руки воздухоплавателям, после чего достал солнечно сверкнувший портсигар и предложил выкурить по дружественной папиросе. (2)Броневик привёз какие-то толстые голубые баллоны. (3)Пожарники осторожно перенесли их на брезентовых носилках под нос дирижабля и там сложили в два штабеля. (4)После баллонов вынесли ещё и корзину с яблоками. (5)Воздухоплаватели тут же, не церемонясь, принялись хрустеть белым наливом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. он пожал руки (предложение 1)
  2. броневик привёз (предложение 2)
  3. пожарники перенесли, сложили (предложение 3)
  4. вынесли (предложение 4)
  5. принялись хрустеть (предложение 5)

№9

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

(1)Нам с пожарниками было по пути. (2)Через полчаса лихого скоку* по лужам и ливневым потокам обезлюдевшего города мы были на своей Красноармейской. (3)Бабушка Варя, отпирая сени, не проронила ни слова. (4)Я прошёл, вернее прокрался мимо неё с заведомо втянутой в плечи мокрой головой, покорно готовый к законному подзатыльнику. (5)И только на кухне, при обливанном свете электрической лампочки, окинув меня беглой косоглазой меркой, сказала с болезненным выдохом...

*скоку (разг.) – способ передвижения прыжками.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. было по пути (предложение 1)
  2. мы были (предложение 2)
  3. Бабушка Варя не проронила ни слова (предложение 3)
  4. я прошёл, прокрался (предложение 4)
  5. сказала (предложение 5)

№10

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

 (1)А утром, как и сговорились, ещё по прохладце, по туманной послегрозовой испарине, мы снова улепетнули* в сеймский луг – глядеть, как будет отлетать дирижабль. (2)Как отвяжут и разом отпустят чалки и он, почуяв свободу, нетерпеливо воспарит ввысь. (3)В проёме распахнутой дверцы, как тогда, будет стоять командир, а может, и знакомый механик, посыпая рукой последние приветы. (4)И хорошо, если бы на прощанье пальнул бы из ракетницы... (5)Но на лугу дирижабля уже не было...

*улепетнули (разг.) – скрылись, убежали.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. будет отлетать дирижабль (предложение 1)
  2. он воспарит (предложение 2)
  3. будет стоять командир (предложение 3)
  4. хорошо (предложение 4)
  5. не было (предложение 5)

№11

2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.

 (1)Но на лугу дирижабля уже не было... (2)Не было его и в ясном вымытом небе. (3)Всё вокруг: и скучный от своей пустой ровноты луг, и разбредшиеся по нему козы и коровы, и серая от росы лозняковая поросль, обозначившая речные извивы, и пустые безоблачные дали у горизонта – всё было зримо и обыденно. (4)И только он, загадочный пришелец, казался теперь удивительным недосмотренным сном. (5)Впрочем, далёкое мальчишество моё – уж не сон ли оно?..

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

  1. уже не было (предложение 1)
  2. не было (предложение 2)
  3. всё было зримо (предложение 3)
  4. он казался сном (предложение 4)
  5. мальчишество (предложение 5)