Ну что ж, можно начинать готовиться к ГИА: появились новые демоверсии ОГЭ и ЕГЭ. Значит, пора планировать свою работу с учётом проектов демо по русскому языку.
9-й класс
На сайте ФИПИ – Федерального института педагогических измерений – были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2022 году.
Изменений в КИМах по русскому языку в ОГЭ 2022 года нет, и это очень хорошо. Можно пользоваться уже разработанными тестами. С ними поделюсь чуть позже!
11-й класс
Также были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году.
Нынешние одиннадцатиклассники в этом учебном году учатся по ФГОС СОО. А это значит, что они завершают обучение по стандартам, на которые был «заточен» ЕГЭ.
В связи с этим во всех учебных предметах, кроме информатики, которая впервые переведена в компьютерный формат в 2021 году, произошли изменения структуры КИМ, включены новые модели заданий на применение предметных знаний.
Все эти изменения направлены на применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации.
Так, например, в ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели.
В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
Из экзаменационной работы по истории исключено историческое сочинение, но добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей, а вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне, включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.
Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющих умения определять и находить информацию, недостающую для решения задачи и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
Время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.
В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов.
А в тесте по русскому языку изменили 1, 16 и 19 задание, усложнив школьникам решение тестовой части.
Если 1 задание вызывало чисто смысловые трудности – приходилось отыскивать главную информацию очень короткого (в три предложения) текста, – то теперь выпускник будет читать-перечитывать большой учебно-научный текст из 3-х абзацев и искать правильные ответы в его характеристике с точки зрения грамматики, лексики, речеведения (типы и стили речи), кроме этого, узнавать средства выразительности. Очень трудоёмкое задание!
Приведу пример 1 задания из демоверсии:
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <...> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи...
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристик фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (... между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородные членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать четкие инструкции.
Ответ: _______________________
2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: _______________________
В 16 задании можно было получить 2 балла за верно указанные 2 предложения с одной запятой между однородными членами или в сложносочинённом предложении. Теперь получим только 1 балл, а в ответе может быть больше 2-х правильных ответов.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую Запишите номера этих предложений.
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Ответ: _______________________
В 19 задании решался вопрос о постановке одной или двух запятых в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Нам предложат сложноподчинённое предложение, состоящее из нескольких придаточных частей, между которыми нужно найти места для постановки запятых. Придётся считать количество грамматических основ, верно определять односоставные и неполные двусоставные части большого предложения.
19. Расставьте знака препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)
Если раньше максимум за весь тест составлял 59 баллов, то теперь 33 балла за тест и 25 баллов за сочинение. Хорошо, что хотя бы с сочинением останется всё по-прежнему. Только-только осознали, как его писать!