Top.Mail.Ru
Новые демоверсии ГИА - 2022
К экзамену

Ну что ж, можно начинать готовиться к ГИА: появились новые демоверсии ОГЭ и ЕГЭ. Значит, пора планировать свою работу с учётом проектов демо по русскому языку.

9-й класс

На сайте ФИПИ – Федерального института педагогических измерений – были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2022 году.

Изменений в КИМах по русскому языку в ОГЭ 2022 года нет, и это очень хорошо. Можно пользоваться уже разработанными тестами. С ними поделюсь чуть позже!

11-й класс

Также были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 году.

Нынешние одиннадцатиклассники в этом учебном году учатся по ФГОС СОО. А это значит, что они завершают обучение по стандартам, на которые был «заточен» ЕГЭ.

В связи с этим во всех учебных предметах, кроме информатики, которая впервые переведена в компьютерный формат в 2021 году, произошли изменения структуры КИМ, включены новые модели заданий на применение предметных знаний.

Все эти изменения направлены на применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации.

Так, например, в ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели.

В ЕГЭ по биологии включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.

Из экзаменационной работы по истории исключено историческое сочинение, но добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей, а вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне, включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.

Участникам ЕГЭ по географии будут предложены два новых задания, проверяющих умения определять и находить информацию, недостающую для решения задачи и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.

Время, отведенное на выполнение экзаменационных работ по истории и обществознанию, сокращено с 235 до 180 минут.

В ЕГЭ по литературе обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века, включена зарубежная литература. Повышены требования к объему сочинения, теперь оно должно содержать не менее 200 слов.

А в тесте по русскому языку изменили 1, 16 и 19 задание, усложнив школьникам решение тестовой части.

Если 1 задание вызывало чисто смысловые трудности – приходилось отыскивать главную информацию очень короткого (в три предложения) текста, – то теперь выпускник будет читать-перечитывать большой учебно-научный текст из 3-х абзацев и искать правильные ответы в его характеристике с точки зрения грамматики, лексики, речеведения (типы и стили речи), кроме этого, узнавать средства выразительности. Очень трудоёмкое задание!

Приведу пример 1 задания из демоверсии:

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <...> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи...

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристик фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык нация, память, духовный мир и др.).

2) Использование метафор (... между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородные членов предложения, инверсия, вводные слова.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать четкие инструкции.

Ответ: _______________________

2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: _______________________
 
В 16 задании можно было получить 2 балла за верно указанные 2 предложения с одной запятой между однородными членами или в сложносочинённом предложении. Теперь получим только 1 балл, а в ответе может быть больше 2-х правильных ответов.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую Запишите номера этих предложений.

1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.

2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.

3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.

Ответ: _______________________
 

В 19 задании решался вопрос о постановке одной или двух запятых в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Нам предложат сложноподчинённое предложение, состоящее из нескольких придаточных частей, между которыми нужно найти места для постановки запятых. Придётся считать количество грамматических основ, верно определять односоставные и неполные двусоставные части большого предложения.

19. Расставьте знака препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.

(К.Г. Паустовский)

 

Если раньше максимум за весь тест составлял 59 баллов, то теперь 33 балла за тест и 25 баллов за сочинение. Хорошо, что хотя бы с сочинением останется всё по-прежнему. Только-только осознали, как его писать!

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен