В ноябре 2019 года в преддверии нового экзаменационного сезона кардинально поменялась демоверсия ОГЭ по русскому языку.
Среди главных изменений количество заданий (было 15 заданий, а стало всего 9) и строение тестовой части (некоторые задания заменены новыми с множественным выбором ответа). Остались прежними задания в 1 и 3 части работы – это изложение и сочинение (выбор темы сочинения предлагается по-прежнему из 3 вариантов). Если раньше за выполнение всей работы можно было набрать 39 баллов, то теперь только 33 балла. Однако система оценивания не претерпела никаких новшеств.
Обратим внимание и на то, что изменился стиль и характер текста, предназначенного для изложения: в прошлом году это был текст из публицистической статьи с рассуждением по выдвинутому тезису. Этот текст был деформированный, с намеренными повторами, с большим количеством смысловых отрезков, которые можно было перестроить с помощью известных способов сжатия (исключения, обобщения, упрощения).
Теперь же в демоверсии предложен текст для изложения с другой жанровой спецификой – это путевые заметки (что ясно из его заголовка), причём текст имеет оригинальный авторский стиль, не искажённый никем специально, искусственно. Такой текст содержит около 180 слов, и сократить его в 3 раза (не менее 70 слов!) без искажения авторской мысли и стиля будет неимоверно трудно.
Напомним, что ученик должен весь текст записать на слух (текст прослушивается 2 раза). В спешке не всегда удаётся расслышать и адекватно перенести на бумагу то, что читает диктор. Неизбежно появятся фактические и логические ошибки, которые 9-классник узнать не сможет.
Путевые заметки
Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.
В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях: там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.
Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.
179 слов. (По В.В. Суслову).
Микротемы текста
- Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России, но мне довелось познакомиться ещё и с жизнью народа.
- Когда я приехал в одно из сёл в праздничный лень, то увидел на улице много народа: нарядные девушки водили хороводы, прохаживались пары, веселились ребятишки.
- Особое значение празднику придавали скромность людей, их сердечное и уважительное отношение друг к другу.
Поработаем над сжатием текста: перестроим каждую его часть, используя способы сжатия. Отметим те отрезки, с которыми будем работать, подсчитаем количество слов по абзацам:
Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни. (62 слова)
В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях: там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону. (87 слов)
Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу. (30 слов)
Вот какое сжатое изложение получилось в итоге:
Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России. Я сделал много фотографий церквей и старинных вещей, познакомился с устройством домов и храмов, узнал о народной жизни. (33 слова)
В одно из сёл я приехал в праздничный день. Было много народа: девушки водили хоровод, прохаживались и пели пары. Чернели избы, виднелись верхушки церквей. Картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался весельем детей. (35 слов)
Этот праздник запомнился скромностью, сердечностью людей, уважительным отношением к друг другу. (11 слов)
Сжать текст удалось до 79 слов. Это золотая середина, если учитывать, что должно быть не менее 70 слов.
Обратимся к тестовой части, состоящей из 7 заданий. Не будем касаться только тех трёх заданий, которые не изменились: это 4 задание о замене словосочетания синонимичным словосочетанием с другим видом связи, 6 задание о выборе высказываний, соответствующих содержанию текста, 7 задание о средствах выразительности, представленных в пяти предложениях.
Задание 2 имеет подзаголовок «Синтаксический анализ», содержит текст публицистического стиля, состоящий из 5 предложений:
Прочтите текст.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- появление стало (предложение 1)
- проблема возникновения жизни (предложение 2)
- следы жизни обнаружены (предложение 3)
- имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
- они безжизненны (предложение 5)
Чтобы установить, верно ли названа в вариантах ответа грамматическая основа, нужно понимать различие между простыми и сложными предложениями (здесь 1 предложение сложное, СПП, состоит из 3 частей; 2 – простое; 3 – сложное, СПП, состоит из 2 частей; 4 – сложное, БСП; 5 – сложное, ССП).
Задание 3 с подзаголовком «Пунктуационный анализ» требует расставить знаки препинания в сложном предложении:
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Задание 5 основано на орфографическом анализе 5 слов, к которым даны формулировки из правил:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова, Запишите номера этих ответов.
- РАСЦЕНИВАТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- ПОДВЕДЕНЫ (итоги) - в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- РАССТИЛАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- (решил много) ЗАДАЧ - в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
В объяснениях написания предложенных слов есть несоответствия, например, нужно уметь определять часть речи, чтобы понять, что слово ПОДВЕДЕНЫ не является прилагательным и объяснение дано к другому слову, или узнавать тип склонения существительного ЗАДАЧА (1 склонение, а не 3).
Последнее в тестовой части 8 задание тоже сопряжено с некоторыми сложностями.
Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
Лексический анализ подразумевает нахождение в тексте синонимов к определённому слову. Но сама формулировка задания довольно путанная.
Рассмотрим логику этой формулировки: дано слово ЯЛИК, которое находится в 16 предложении, и вот к нему надо из текста подобрать синоним. В предложениях текста № 4, 8, 25, 53, 57 используется слово ЛОДКА, в предложении 27 - слово ШЛЮПКА, в 30 - слово СУДНО. Все три найденных слова записывать в ответе не нужно.
Итак, стали ли тестовые задания сложнее? Безусловно. Только 1 балл можно получить за верный ответ. А ответ множественный: не назовёшь какую-нибудь нужную цифру либо запишешь лишнюю – 0 баллов за ответ. Правильное решение 7 заданий даёт всего 7 баллов. Стоит ли «заморачиваться» с тестом, если за изложение – 7 баллов, за сочинение – 9 баллов, за грамотность – 10 баллов, в сумме дают 26 баллов, что вполне укладывается в отметку «4» (с учетом, что за грамотность по критериям набрано не менее 4 баллов. И рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней школы тоже 26 баллов.
Шкала перевода баллов ОГЭ по русскому языку в 2020 году
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Суммарный первичный балл за работу |
0-14 |
15-22 |
23-28 Из них не менее 4 баллов за грамотность по критериям ГК-1 - ГК-4 |
29-33 Из них не менее 6 баллов за грамотность по критериям ГК-1 - ГК-4 |