Top.Mail.Ru
Новая демоверсия по русскому языку на ОГЭ-2020
К экзамену

В ноябре 2019 года в преддверии нового экзаменационного сезона кардинально поменялась демоверсия ОГЭ по русскому языку.

Среди главных изменений количество заданий (было 15 заданий, а стало всего 9) и строение тестовой части (некоторые задания заменены новыми с множественным выбором ответа). Остались прежними задания в 1 и 3 части работы – это изложение и сочинение (выбор темы сочинения предлагается по-прежнему из 3 вариантов). Если раньше за выполнение всей работы можно было набрать 39 баллов, то теперь только 33 балла. Однако система оценивания не претерпела никаких новшеств.

Обратим внимание и на то, что изменился стиль и характер текста, предназначенного для изложения: в прошлом году это был текст из публицистической статьи с рассуждением по выдвинутому тезису. Этот текст был деформированный, с намеренными повторами, с большим количеством смысловых отрезков, которые можно было перестроить с помощью известных способов сжатия (исключения, обобщения, упрощения).

Теперь же в демоверсии предложен текст для изложения с другой жанровой спецификой – это путевые заметки (что ясно из его заголовка), причём текст имеет оригинальный авторский стиль, не искажённый никем специально, искусственно. Такой текст содержит около 180 слов, и сократить его в 3 раза (не менее 70 слов!) без искажения авторской мысли и стиля будет неимоверно трудно.

Напомним, что ученик должен весь текст записать на слух (текст прослушивается 2 раза). В спешке не всегда удаётся расслышать и адекватно перенести на бумагу то, что читает диктор. Неизбежно появятся фактические и логические ошибки, которые 9-классник узнать не сможет.


Путевые заметки

Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.

В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях: там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.

Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.

179 слов. (По В.В. Суслову).

Микротемы текста

  1. Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России, но мне довелось познакомиться ещё и с жизнью народа.
  2. Когда я приехал в одно из сёл в праздничный лень, то увидел на улице много народа: нарядные девушки водили хороводы, прохаживались пары, веселились ребятишки.
  3. Особое значение празднику придавали скромность людей, их сердечное и уважительное отношение друг к другу.

Поработаем над сжатием текста: перестроим каждую его часть, используя способы сжатия. Отметим те отрезки, с которыми будем работать, подсчитаем количество слов по абзацам:

Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни. (62 слова)

В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях: там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону. (87 слов)

Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу. (30 слов)

 

Вот какое сжатое изложение получилось в итоге:

Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России. Я сделал много фотографий церквей и старинных вещей, познакомился с устройством домов и храмов, узнал о народной жизни. (33 слова)

В одно из сёл я приехал в праздничный день. Было много народа: девушки водили хоровод, прохаживались и пели пары. Чернели избы, виднелись верхушки церквей. Картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался весельем детей. (35 слов)

Этот праздник запомнился скромностью, сердечностью людей, уважительным отношением к друг другу. (11 слов)

 

Сжать текст удалось до 79 слов. Это золотая середина, если учитывать, что должно быть не менее 70 слов.

Обратимся к тестовой части, состоящей из 7 заданий. Не будем касаться только тех трёх заданий, которые не изменились: это 4 задание о замене словосочетания синонимичным словосочетанием с другим видом связи, 6 задание о выборе высказываний, соответствующих содержанию текста, 7 задание о средствах выразительности, представленных в пяти предложениях.

Задание 2 имеет подзаголовок «Синтаксический анализ», содержит текст публицистического стиля, состоящий из 5 предложений:

Прочтите текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. появление стало (предложение 1)
  2. проблема возникновения жизни (предложение 2)
  3. следы жизни обнаружены (предложение 3)
  4. имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
  5. они безжизненны (предложение 5)

Чтобы установить, верно ли названа в вариантах ответа грамматическая основа, нужно понимать различие между простыми и сложными предложениями (здесь 1 предложение сложное, СПП, состоит из 3 частей; 2 простое; 3 сложное, СПП, состоит из 2 частей; 4 сложное, БСП; 5 сложное, ССП).

Задание 3 с подзаголовком «Пунктуационный анализ» требует расставить знаки препинания в сложном предложении:

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Задание 5 основано на орфографическом анализе 5 слов, к которым даны формулировки из правил:

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова, Запишите номера этих ответов.

  1. РАСЦЕНИВАТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  2. ПОДВЕДЕНЫ (итоги) - в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
  3. РАССТИЛАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
  4. (решил много) ЗАДАЧ - в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
  5. (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

В объяснениях написания предложенных слов есть несоответствия, например, нужно уметь определять часть речи, чтобы понять, что слово ПОДВЕДЕНЫ не является прилагательным и объяснение дано к другому слову, или узнавать тип склонения существительного ЗАДАЧА (1 склонение, а не 3).

Последнее в тестовой части 8 задание тоже сопряжено с некоторыми сложностями.

Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

Лексический анализ подразумевает нахождение в тексте синонимов к определённому слову. Но сама формулировка задания довольно путанная.

Рассмотрим логику этой формулировки: дано слово ЯЛИК, которое находится в 16 предложении, и вот к нему надо из текста подобрать синоним. В предложениях текста № 4, 8, 25, 53, 57 используется слово ЛОДКА, в предложении 27 - слово ШЛЮПКА, в 30 - слово СУДНО. Все три найденных слова записывать в ответе не нужно.

Итак, стали ли тестовые задания сложнее? Безусловно. Только 1 балл можно получить за верный ответ. А ответ множественный: не назовёшь какую-нибудь нужную цифру либо запишешь лишнюю – 0 баллов за ответ. Правильное решение 7 заданий даёт всего 7 баллов. Стоит ли «заморачиваться» с тестом, если за изложение – 7 баллов, за сочинение – 9 баллов, за грамотность – 10 баллов, в сумме дают 26 баллов, что вполне укладывается в отметку «4» (с учетом, что за грамотность по критериям набрано не менее 4 баллов. И рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней школы тоже 26 баллов.

Шкала перевода баллов ОГЭ по русскому языку в 2020 году

Отметка по пятибалльной шкале

"2"

"3"

"4"

"5"

Суммарный первичный балл за работу

0-14

15-22

23-28

Из них не менее 4 баллов за грамотность по критериям ГК-1 - ГК-4

29-33

Из них не менее 6 баллов за грамотность по критериям ГК-1 - ГК-4

 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен