Предложены задания разного уровня сложности.
5 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 80
1.«Инoстpанныe cлoва»
В русскoм языке мнoжествo слoв, котoрые прoизошли oт древнегреческих и латинских кoрней. Вставь подходящие по смыслу кoрни акв- (вода), aвm- (сам), ге- (земля), микр- (малый), вит- (жизнь), дикт- (говорить), терм- (тепло), ави- (летать) в клеточки так, чтобы получились знакомые слова.
Максимальный балл – 17.
2.«Посчитай-ка!»Сколько фразеологизмов встретилось в этом тексте? Выпишите эти фразеологизмы, приведите толкование фразеологизмов. Максимальный балл –12.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
3.«Знатоки фонетики»
В отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «На реке» найдите слова, в которых «спрятался» один звук [й’]. Максимальный балл – 12 б.
Вот посмотрите-ка, какое представленье!
Каждый удивляется, кто близко подойдёт!
Двадцать три разбойника в это воскресенье
Сделали на речку разбойничий налёт.
Атаман Ванюшка с Николашкой вместе
В лодку залезли, поехали на юг.
Только отъехали, а лодка ни с места:
Ребята прицепились, ехать не дают.
4.«Найди лишнее»
Найдите лишнее в каждом ряду слово. Объясните свой выбор. Максимальный балл – 6б.
А. Булочка, козочка, вазочка.
Б. Воротник, задачник, ночник.
В. Разодеть, разомкнуть, разобрать.
5.«Занимательная морфология»
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. Максимальный балл – 12 б.
Стих, белила, косой, жгут.
6.«Редакторы»
Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.
Максимальный балл – 6.
Он написал свою автобиографию.
К счастью, Карлсон вернулся назад.
Он разговаривал, жестикулируя руками.
Он всегда вовремя оплачивал за проезд.
Цены на фрукты постоянно растут вверх.
Еда была сытой и вкусной.
7.Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворения).
6 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 50
Задание 1. Даны слова: арест, баловать, банты, брала, вербой, гербом, досуга, жалюзи, завидно, каталога, позвонишь, свеклой, торты, туфля, убрала, цемент.
Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):
а) с ударением на первом слоге:
б) с ударением на втором слоге:
в) с ударением на третьем слоге.
Какой словарь помог бы вам правильно расставить ударения в словах?
10 баллов – максимальное количество
Задание 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
1)Что-то стекло на стекло, и оно стало грязным.
2)Рыбачьей удалью блесну: поймаю щуку на блесну.
3)Рядовой Иванов применил рядовой способ укладки кирпича.
3 балла – максимальное количество.
Задание 3. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.
Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Пушкарёв, Кутьин, Троицкий, Бондарев, Толмачев, Ковалёв, Стрельцов.
6 баллов – максимальное количество
Задание 4. Русские пословицы перевели на английский язык, а затем на русский. Вот что получилось:
1)Не открывай рот на чужой хлеб.
2)Дьяволы в чистом бассейне.
3)Правда жалит мои глаза.
4)Позаботьтесь о своем платье, когда вы молоды, и о своей чести, когда вы молоды.
5)Где родился, и полезный.
- Восстановите русские пословицы.
5 баллов – максимальное количество
Задание 5. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
2 балла – максимальное количество.
Задание 6. Найдите ошибки в предложении, исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.
1)В центре города стоит монументальный памятник Александру Невскому.
2)За этот период времени многие путешественники побывали в нашем музее.
3)В этом виде спорта ведущими лидерами являются российские спортсмены.
4)Моя автобиография пока ещё очень короткая.
5)В праздничном концерте были представлены номера народного фольклора.
5 баллов – максимальное количество.
Задание 7. В произведениях русской литературы читаем:
«Меня смущала строгая краса
Её чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса».
(А.С. Пушкин)
«Матроска в полоску, словно леса.
Из этих лесов глядят телеса».
(В.В. Маяковский)
Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.
Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух).
Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.
6 баллов – максимальное количество
Задание 8. Прочитайте текст. Переведите.
И оттолѣ князь Андрѣй разгнѣвася на Новгородъ и нача рать копити. А самъ тогда разболѣся и посла сына своего Романа к Новугороду съ всею силою сузьдальскою.
(«Сказание о битве новгородцев с суздальцам», XII в., список XIV в.)
Объясните наличие выделенного У в форме НовУгороду.
13 баллов – максимальное количество.