Top.Mail.Ru
Готовимся к школьной олимпиаде по литературе для 5-6 классов
Олимпиада по литературе

В олимпиаде для 5-6 классов есть задания на соответствие и анализ текста.

5 класс

1.Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.

2.Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:

Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть

3.Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.

4.Соотнесите автора и название сказки:

1)«Кот в сапогах»                                                  А)Сергей Аксаков

2)«Девочка Снегурочка»                                        Б)Всеволод Гаршин

3)«Лягушка-путешественница»                               В)Владимир Одоевский

4)«Аленький цветочек»                                          Г)Ганс Христиан Андерсен

5)«Городок в табакерке»,                                       Д)Павел Бажов

6)«Серебряное копытце»                                        Е)Шарль Перро

7)«Снежная королева»                                           Ж)Владимир Даль

5.Прочитайте текст и выполните задания к нему.

И.С. Тургенев

НА ОХОТЕ

Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:

- Лучше здесь присесть и подманить их…  Все сейчас здесь будут.

Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..

Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.

Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!

Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.

Выполните задания по данному тексту:

А) От чьего лица ведётся рассказ?

Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.

В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?

Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)

6.Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.

(5 предложений)

ОТВЕТЫ

 

6 класс

1.В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.

2.Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1) Сказ                                                   А) «Зимний вечер».

2) Басня                                                 Б) «Робин Гуд и золотая стрела»

3) Баллада                                             В) «Левша»

4) Сказка                                               Г) «Золушка»

5) Стихотворение                                   Д) «Квартет»

3.Узнайте басню И.А. Крылова по морали.

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда также в ослепленье

      Бранит науки и ученье

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)   А вы, друзья, как не садитесь.

      Все в музыканты не годитесь. 

4.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Дохлая кошка.

Черевичка. 

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.

Рубашки, связанные из крапивной пряжи.

Волшебные волоски из бороды.                   

5.Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении.

а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.

б) пейзаж

3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.

в)диалог

4) Созвучие концов строк.

г) басня

5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.

д) загадка

6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.    

е) аллегория

6. Анализ текста.

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).

1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

7.Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж  на выбор).

Максимальное количество баллов -10.

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен