В олимпиаде для 5-6 классов есть задания на соответствие и анализ текста.
5 класс
1.Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.
2.Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:
Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть
3.Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.
4.Соотнесите автора и название сказки:
1)«Кот в сапогах» А)Сергей Аксаков
2)«Девочка Снегурочка» Б)Всеволод Гаршин
3)«Лягушка-путешественница» В)Владимир Одоевский
4)«Аленький цветочек» Г)Ганс Христиан Андерсен
5)«Городок в табакерке», Д)Павел Бажов
6)«Серебряное копытце» Е)Шарль Перро
7)«Снежная королева» Ж)Владимир Даль
5.Прочитайте текст и выполните задания к нему.
И.С. Тургенев
НА ОХОТЕ
Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:
- Лучше здесь присесть и подманить их… Все сейчас здесь будут.
Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..
Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.
Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!
Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.
Выполните задания по данному тексту:
А) От чьего лица ведётся рассказ?
Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.
В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?
Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)
6.Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.
(5 предложений)
6 класс
1.В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.
2.Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.
1) Сказ А) «Зимний вечер».
2) Басня Б) «Робин Гуд и золотая стрела»
3) Баллада В) «Левша»
4) Сказка Г) «Золушка»
5) Стихотворение Д) «Квартет»
3.Узнайте басню И.А. Крылова по морали.
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
г) А вы, друзья, как не садитесь.
Все в музыканты не годитесь.
4.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
Дохлая кошка.
Черевичка.
Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.
Рубашки, связанные из крапивной пряжи.
Волшебные волоски из бороды.
5.Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. |
а) рифма |
2) Разговор двух и более лиц. |
б) пейзаж |
3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное. |
в)диалог |
4) Созвучие концов строк. |
г) басня |
5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа. |
д) загадка |
6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием. |
е) аллегория |
6. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?
7.Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж на выбор).
Максимальное количество баллов -10.