Top.Mail.Ru
Проводим школьную олимпиаду по литературе для 5-6 классов
Олимпиада по литературе

Задания по литературе в 5-6 классах основаны на проверке знания текстов художественных произведений. 

5 класс

Время выполнения работы – 1,5 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 38

 

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  1. Говорящее чудесное зеркало
  2. Только серая дырявая свитка
  3. Разбитое корыто
  4. «…баса, альта, две скрипки»
  5. Сарачинская белая шапка
  6. Шелковый шатер
  7. «Очков с полдюжины»
  8. Черевички
  9. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

За каждый полный ответ – по 1 баллу. Максимальное количество –  9 баллов.

II. Историко-литературные задания.

2.О каких писателях идет речь?

2.1 Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

2.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.

2.3 Студенту Петербургского университета всего  18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только  прочитал ее студентам, но и помог опубликовать  в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

За каждый ответ – по 1 баллу. Максимальное количество –  3 балла.

III. Знание теории   литературы.

3.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? (1 балл)

3.1 … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

 

3.2 Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

4.Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (1 балл)

… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов,  и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.

5.Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (1 балл)

Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

А чем не можешь поделиться,

Того не можешь и унесть.

Максимальное количество –  3 балла.

IV. Литература и другие виды искусства

6.О какой картине идет речь? (1 балл) Кто является ее автором? (1 балл) С каким стихотворением перекликается сюжет картины? (1 балл)

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта.  На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная  музыкой слова своего воспитанника.  Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья»,  друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

Максимальное количество –  3 балла.

V. Интерпретация художественного произведения.

Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?

Виктор Драгунский

Что любит Мишка

   Один раз мы с Мишкой вошли в зал,  где у нас бывают уроки пения.  Борис Сергеевич сидел за  своим роялем и  что-то играл потихоньку.  Мы с  Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать,  да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть,  и  из-под пальцев у  него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.  Мне очень понравилось,  и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

   -  О!  Какие  люди!  Сидят,  как  два  воробья  на веточке! Ну, так что скажете?

   Я спросил:

   - Это вы что играли, Борис Сергеевич?

 Он ответил:

   - Это Шопен. Я его очень люблю.

   Я сказал:

   - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

   Он сказал:

   - Это не песенка.  Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я

играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка".

   Я сказал:

   - Каким же? Словом-то?

   Он серьезно и ясно ответил:

   - Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.

   Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

   - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

   Я ответил:

   - Я много чего люблю.

   И я рассказал ему,  что я люблю.  И про собаку,  и про строганье, и про слоненка,  и  про красных кавалеристов,  и  про маленькую лань на  розовых копытцах,  и про древних воинов,  и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...

Он  выслушал меня внимательно,  у  него было задумчивое лицо,  когда он слушал, а потом он сказал:

   - Ишь!  А  я  и не знал.  Честно говоря,  ты ведь еще маленький,  ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.

   Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

   - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

   Борис Сергеевич рассмеялся:

   - Очень  интересно!  Ну-ка,  поведай  тайну  своей  души.  Теперь  твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

   Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

   - Я  люблю булки,  плюшки,  батоны и  кекс!  Я  люблю хлеб,  и торт,  и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые,  хоть глазурованные.

Сушки люблю тоже,  и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.

   Я  горячо люблю пельмени,  и  особенно ватрушки,  если они  свежие,  но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

   А еще я люблю кильки,  сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в  собственном  соку,   икру  баклажанную,  кабачки  ломтиками  и  жареную картошку.

   Вареную колбасу люблю прямо безумно,  если докторская,  -  на спор, что съем целое кило!  И  столовую люблю,  и  чайную,  и зельц,  и копченую,  и полукопченую,  и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом,  вермишель с маслом,  рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.

   Люблю  вареники с  творогом,  творог соленый,  сладкий,  кислый;  люблю яблоки,  тертые с сахаром,  а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные,  то  люблю сначала съесть яблочко,  а  уж  потом,  на закуску - кожуру!

   Люблю  печенку,  котлеты,  селедку,  фасолевый  суп,  зеленый  горошек, вареное мясо,  ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку,  вкрутую,  в мешочке,  могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей.

Так...  Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я  люблю  утятину,  гусятину и  индятину.  Ах,  да!  Я  всей  душой  люблю мороженое.   За  семь,   за  девять.  За  тринадцать,  за  пятнадцать,  за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

   Мишка обвел глазами потолок и  перевел дыхание.  Видно,  он уже здорово устал.  Но  Борис  Сергеевич пристально смотрел на  него,  и  Мишка поехал дальше.

   Он бормотал:

   - Крыжовник,  морковку,  кету,  горбушу,  репу,  борщ,  пельмени,  хотя пельмени я уже говорил,  бульон,  бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

   Мишка выдохся и замолчал.  По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно

И даже как будто строго.  Он  тоже словно ждал чего-то от Мишки:  что,  мол, Мишка еще скажет.  Но Мишка молчал.  У них получилось, что они оба друг  от друга чего-то ждали и молчали.

   Первый не выдержал Борис Сергеевич.

   - Что ж,  Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты  любишь,   оно  какое-то  одинаковое,   чересчур  съедобное,   что  ли.

Получается,  что ты любишь целый продуктовый магазин.  И только... А  люди? Кого ты любишь? Или из животных?

   Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

   - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!

Максимальное количество – 20 баллов

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы - 2 астрономических часа

Задание 1. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Яблоко раздора.

Б) Кануть в лету.

В) Прометеев огонь.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд.     

Максимальное количество  баллов- 5

 

Задание 2. Соотнесите жанр с названием произведения:

1) летопись

А. «Белая береза»

2) баллада

Б. «Мартышка и очки»

3) басня

В. «Повесть временных лет»

4) сказка

Г. «Лошадиная фамилия»

     5) рассказ

Д. «Василиса Премудрая»

     6) стихотворение

Е.«Кубок»

   

 Максимальное количество  баллов-6

 

Задание  3.   Определите писателя по биографическим фактам.

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя».

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа».

 Максимальное количество  баллов-3

 

Задание 4.   Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского  называют  «солнцем русской поэзии».

Б) Летописание на Руси началось  в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого  лежит  историческое событие, предание с острым  сюжетом, называется балладой.

Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество  баллов-5

 

Задание 5.   Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

  1. Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе стихотворения (сравнение, эпитет, олицетворение)?
  2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта, напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы.

Максимальное количество  баллов-2

 

Задание 6.    Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора. 
А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Г) разбитое корыто
Д) говорящее чудесное зеркало 

Максимальное количество баллов - 15 баллов
  

Задание 7. Анализ текста.

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).


1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

Максимальное количество  баллов - 3

Максимальное количество баллов за работу - 39

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен