Заданий для 5-6 класса предложено 10. Они охватывают разные разделы русского языка.
Русский язык, 5 класс
Задание 1.
Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а просьбу слышно там
Задание 2.
Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие:
груба, дубить, обрызгать.
Задание 3.
Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
Задание 4.
- Заполните пропуски.
Перебеливание – 2) ………… – перебелить – 1) ………… белый.
- Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Уткали сто локоть полотна, а белили то белье въ усть реки на погостѣ».
Задание 5.
Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»:
«На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существи-тельному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».
Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь» (Л. Введенская, Н. Колесников).
Поиграем?
Дайте шутливое толкование предложенных слов.
1) безграмотный –
2) жаргон –
3) графин –
4) гусар –
Задание 6.
Даны несколько рядов слов на белорусском языке. Ударный гласный в белорусских словах выделен курсивом:
снег (снег) – сняжынка (снежинка) – снегавы (снеговой);
голас (голос) – галосны (гласный) – галасішча (голосище);
белы (белый) – бяліць (белить) – белізна (белизна).
Примечание. Буква і читается как русская и.
Напишите по-белорусски следующие слова, учитывая, что ударение в них будет на том же слоге, что и в соответствующих русских словах: соль, солёный, лес, лесной, посолить.
Задание 7
Сколько прилагательных в пословице С миру по нитке – голому рубашка?
Задание 8
Найдите «лишние» слова.
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Собрание будет в декабре месяце.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
Задание 9.
В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).
Задание 10.
В юго-западных русских говорах зафиксированы такие формы:
[у]нук, [у]месте, [у]зял, [у]нутри.
Каким словам эти формы могут соответствовать в литературном языке? Свой ответ обоснуйте.
Русский язык, 6 класс
Задание 1.
Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.
Лог, лён, пара, дуб, раб, лоб, ток
Задание 2.
Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки. Вот что у него получилось: улететь, затеять, списать, нарисовать, забавлять, ударить. В каких случаях он допустил ошибку?
Задание 3.
- Вставьте пропущенные слова.
Сберегательный – 2) ……… – сберечь - 1) ……..
- Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:
Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.
Задание 4.
Замените фразеологизмы одним словом:
А) мозолить глаза, Б) точить лясы, В) клевать носом, Г) бить баклуши
Задание 5.
Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Часто мы сталкиваемся с ней в самых неожиданных ситуациях. Например, всем известны толкования древнегреческих имен: Андрей – «мужественный», Александр – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому языку и обозначает, что отведать его – это испытать наслаждение, даже счастье. Назовите это блюдо.
Задание 6.
Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли выполнить волю отца и в то же время не разориться?
Задание 7.
Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.
древнерусский |
украинский |
русский |
ходити сънъ сынъ дьнь неслъ родъ домъ вълкъ |
ходити сон син день ніс рід дім вовк |
ходить сон сын день нёс род дом волк |
Примечание. Буква і читается как русская и, украинская буква и читается как русская ы.
Напишите по-украински и по-русски следующие древнерусские слова.
древнерусский |
украинский |
русский |
возъ везлъ дымъ мыти пьнь стълпъ |
|
|
Задание 8.
В произведениях русской литературы читаем:
«Меня смущала строгая краса
Её чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса».
(А.С. Пушкин)
«Матроска в полоску, словно леса.
Из этих лесов глядят телеса».
(В.В. Маяковский)
Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.
Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух). Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.
Задание 9.
В русских диалектах многие слова произносятся не так, как в нормативном литературном языке. В Новгородской, Ленинградской, Смоленской областях, а также к юго-востоку от Москвы (Ивановская, Нижегородская, Владимирская области) можно услышать [цы'сто], [ца'сто], [ца'й], [цена']. Как эти слова пишутся в литературном языке?
Задание 10.
Придумайте и напишите четверостишие об одном из знаков препинания.