Для проведения олимпиады по русскому языку в школе рекомендуем задания для 5 и 6 классов.
5 класс
Время выполнения работы - 1 астрономический час
Максимальное количество баллов – 52
1.Фонетика и орфоэпия
1.1. Расставьте ударение в словах.
Балованный, включишь, диспансер, завидно, каталог, нефтепровод, обеспечение, оптовый, танцовщица, щавель.
За каждое слово – по 1 баллу. Максимальное количество – 10 баллов
1.2. Выпишите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Край, забор, видеть, ехал, первый, гость, подход, вьюн.
Максимальное количество – 2 балла
2.Морфемика и словообразование
Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.
Дочка, почка, внучка, штучка, печка.
Максимальное количество – 5 баллов
3.Лексика.
3.1. Замените фразеологизмы одним словом.
мозолить глаза
зарубить на носу
клевать носом
витать в облаках
как снег на голову
наговорить с три короба
За каждый фразеологизм – по 1 баллу. Максимальное количество – 6 баллов
3.2. Назовите полные имена детей: Женя, Митя, Гоша, Аля, Слава, Лера, Соня.
За каждое имя – по 1 баллу. Максимальное количество – 7 баллов
4.Морфология
4.1.Сколько прилагательных в пословице: «Сытый голодного не разумеет»?
Максимальное количество – 2 балла
4.2.Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Кофе, мозоль, шоссе, рагу, шампунь.
За каждое слово – 1 балл. Максимальное количество - 5 баллов.
5. Найдите «лишние» слова в предложениях:
- Петя ушиб колено ноги.
- Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
- Собрание будет в декабре месяце.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество - 6 баллов.
6.Какие из приведенных словосочетаний нельзя употреблять в речи? Почему? Исправьте ошибки.
Памятный сувенир, памятный подарок, героический поступок, героический подвиг, свободная одежда, свободная вакансия.
1 балл за каждое словосочетание, 1 балл за каждое объяснение, 1 балл за каждое правильное словосочетание. Максимальное количество – 9 баллов.
6 класс
Время выполнения работы – 1 астрономический час.
- Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.
Люк, ожог, киль, cад, лёд, краб, куб.
Максимальное количество – 14 баллов.
- Расставьте ударение в словах:
Жалюзи, звонит, каталог, квартал, кремень, форзац.
Максимальное количество – 6 баллов.
- Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина?
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Максимальное количество – 4 балла.
- Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая,
длиннополая, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный,
заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник.
Объясните свой выбор.
Максимальное количество – 4 балла.
- Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами: со дна моря достать, утереть нос.
Объясните, почему в одних случаях это свободные словосочетания, а в других- фразеологические обороты.
Максимальное количество – 6 баллов.
- Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?
Максимальное количество – 10 баллов.
- Какими частями речи могут быть слова пила, жаркое, стекло? Составьте предложения с данными словами так, чтобы они принадлежали к разным частям речи.
Максимальное количество – 6 баллов.
- Закончите пословицы.
Всякая птица ... Кто где родится ... Умные речи ... Петь хорошо вместе ... Грамоте учиться … Кто хочет много знать ... Не зная ... Без хозяина земля ... Из поговорки…
Максимальное количество – 9 баллов
- Придумайте короткий рассказ с одной пословицей (см. задание №8)
Максимальное количество – 5 баллов.
Общее количество за работу - 64 балла