Начался новый учебный год, и школьный этап всероссийской олимпиады тоже. Готовимся к его проведению.
Сначала изучаем изменения в нормативной базе. За неделю до проведения школьного этапа раздаём классным руководителям заявления и согласия на обработку персональных данных, которые оформляют родители школьников, коллегам-предметникам передаём бланки только учительских согласий.
Для каждой параллели печатаем задания, после проведения олимпиады раздаём учителям, членам школьного жюри, работы на проверку, тексты заданий, ответы и критерии выставления баллов, методические рекомендации, а также экспертный лист, куда член жюри вносит результаты.
Методические рекомендации по русскому языку (файл doc, размер 70 КБ).
Экспертный лист (файл doc, размер 62,5 КБ).
Для знакомства с заданиями школьного этапа приведём задания для 7-8 классов.
Русский язык. 7 класс
Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа.
Задание 1. Фонетика и орфоэпия.
1.1.Сколько раз звук [ц] встречается при чтении предложения (1 балл):
Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.
1.2. В какой из пар рифмы нет? (2 балла)
Творенье - теченье
Столицей - царицей
Вестник - кудесник
Завидно - обидно
Голод - газопровод
Задание 2. Морфемика и словообразование.
Выпиши слово, в котором нет суффикса - ий, - й (2 балла): придумай, синий, решайте, лисий. Ответ обоснуйте.
Задание 3. Лексика и фразеология.
3.1. К приведённым лингвистическим терминам подберите термины-дублéты, т.е. двойные разновидности данной языковой единицы. Например: окончание – флексия (8 баллов)
- лингвистика – …
- праязык – …
- приставка – …
- ударение - …
- алфавит - …
- приставка, суффикс, окончание - …
- правописáние -…
- прописная буква -…
3.2. Объясните значение фразеологизмов. Выберите фразеологизмы-синонимы. (6 баллов)
Тришкин кафтан; и в ус не дует; и горя мало; заварить кашу; каша во рту
Задание 4. Морфология
4.1. Определите, к каким разрядам относятся имена прилагательные звонкий(голос), сердечный(сосуд), медвежий( коготь). Приведите примеры, в которых эти прилагательные относились бы к другим разрядам. (7 баллов)
Пример: лисий хвост – притяжательное;
лисья улыбка – качественное;
лисья шапка – относительное.
4.2. Реши лингвистическую задачу? (5 баллов)
Вчера я видел Миллер, а сегодня – Миллера. Когда я видел сестру, а когда брата?
Задание 5. (6 баллов)
Отредактируйте предложения и расставьте знаки препинания таким образом, чтобы устранить искажение смысла. Исправленные варианты запишите.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Задание 6. (10 баллов)
В скороговорках, у многих известных поэтов встречаются тавтограммы, т.е. тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы. Например:
Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал попугая – понёс продавать.
Просил полтину – получил половину. (Из Толкового словаря В.И. Даля)
Напишите (в стихах или в прозе) тавтограмму о школьной жизни. Букву выберите сами.
Русский язык. 8 класс
Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа. Максимальное количество баллов – 93
1.Фонетика и орфоэпия
Обратите внимание на варианты ударений в одном и том же слове, которые использованы в каждом из представленных ниже поэтических фрагментов. Ответьте на вопросы: – как эти поэтические формы (варианты ударений) соотносятся с нормами современного русского языка? – с какой целью (для создания какого поэтического эффекта) в каждом из фрагментов автор использует разные варианты ударения в одном и том же слове?
А) Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем,
Там, в памяти твоей голубоокой,
Затерянным так далеко – далёко. (М. Цветаева)
Б) Восхищенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной. (М. Цветаева)
В) Порой осеннею, полуночной,
Когда темно в соседней комнате,
Она меня спросила сумрачно:
«Чего вы мне все время звоните?»
…Но верю я испепеляюще,
Но знаю я не по наитью –
Звонок раздастся умоляющий:
«Что ж вы давно мне не звоните?» (Вл. Вишневский) Максимум – 16 баллов
2. Морфемика, словообразование, этимология
Продолжите ряд, подобрав формы слов (хотя бы одну пару), отношения между которыми такие же, как в следующих парах. Назовите 3 различия между формами слов, расположенных слева и справа: Господь – Господи; отец – отче; Бог – Боже.
Максимум – 11 баллов
3. Лексика и фразеология
Какое лексическое явление использовал поэт Н.И. Глазков в следующих строках? В каждом случае подчеркните слова, иллюстрирующие данное явление, и определите его разновидность. Назовите термины, обозначающие данное лексическое явление, растолкуйте их значение.
А) Мне дорога моя дорога,
Не устану по ней бродить.
Б) Заговорили об уже,
А он уполз уже.
В) Растения под снегом спали,
Но с них покровы снега спали,
Им птичьи стаи песни спели,
Чтоб их плоды от зноя спели. Максимум – 17 баллов
4. Морфология. В словосочетаниях замените формы существительного кошка на прилагательные: корм для кошки; шерсть кошки. Полученное вами прилагательное можно записать двумя способами. Укажите два варианта прилагательного и объясните правило, от которого зависит выбор гласной в суффиксе данного прилагательного.
Почему С.Я. Маршак в своей сказке «Кошкин дом» использует другое прилагательное:
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Охарактеризуйте способ образования этого прилагательного. Объясните, почему это прилагательное редко используется в нашей речи. Максимум – 12 баллов
5. Морфология и синтаксис
Подчеркните в четверостишии Марины Цветаевой слова, у которых один и тот же исторический корень. Выделите в каждом из найденных вами слов этот корень, сформулируйте его значение.
Улавливать сквозь всю людскую гущу
Твой вздох животворящ.
Душой, дыханием твоим живущим,
Как дуновеньем плащ. Максимум – 6 баллов
6. Творческое задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения Ярослава Смелякова. Какова основная мысль текста? Какие слова употреблены в стихотворении в переносном смысле? Какова их синтаксическая роль в тексте? Дайте современное толкование слов староверы, лик, лучина.
У бедной твоей колыбели, еще еле слышно сперва, рязанские женщины пели, роняя, как жемчуг, слова. Под лампой кабацкой неяркой на стол деревянный поник у полной нетронутой чарки, как раненый сокол, ямщик. Ты шел на разбитых копытах, в кострах староверов горел, стирался в бадьях и корытах, сверчком на печи свиристел. Ты, сидя на позднем крылечке, закату подставя лицо, забрал у Кольцова колечко, у Курбского занял кольцо Вы, прадеды наши, в неволе, мукою запудривши лик, на мельнице русской смололи заезжий татарский язык. |
Вы взяли немецкого малость, хотя бы и больше могли, чтоб им не одним доставалась ученая важность земли. Ты, пахнущий прелой овчиной и дедовским острым кваском, писался и черной лучиной и белым лебяжьим пером. Ты – выше цены и расценки – в году сорок первом, потом писался в немецком застенке на слабой известке гвоздем. Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка, когда невзначай посягали на русскую суть языка.
Максимум – 16 баллов
|
6. Напишите сочинение-рассуждение с опорой на текст предыдущего задания о том, как вы понимаете слова «На мельнице русской смололи заезжий славянский язык…» (объём работы 50-70 слов).
Максимум – 15 баллов