Top.Mail.Ru
5-6 классы. Родной язык и родная литература. Школьный этап
Олимпиады

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению заданий школьного этапа областной олимпиады по родному русскому языку и литературному чтению на родном русском языке среди обучающихся образовательных организаций Курской области

На выполнение заданий олимпиады дается 90 минут. Работа включает 7 заданий. Выполняйте задания по порядку. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующим. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Пишите чётко и аккуратно.

При выполнении заданий олимпиады не разрешается пользоваться учебными пособиями, справочниками, телефоном, Интернетом.

Желаем успехов!

Школьный этап областной олимпиады 

по родному русскому языку и родной русской литературе

среди обучающихся 5-6 классов

образовательных организаций Курской области

 

Все будет хорошо

Сегодня наш огород бомбили. Мы видели с холма, как на грядках с картошкой, морковкой и луком расцветали огненные цветы взрывов. Это было даже красиво, но страшно. Алёнка вообще уткнулась лицом в одуванчики и накрыла голову руками. А я смотрел.

Я не знаю, почему самолеты сбросили бомбы на наш огород. Может, координаты спутали или бомбы лишние остались. Не могли же они посчитать подозрительным милашку Джека?

Когда пыль улеглась, он так же и остался стоять посреди разорённого огорода. А вокруг него, гордо надув животы, лежали его подопечные: большие оранжевые тыквы.

Я толкнул Алёнку в бок:

− Всё. Улетели.

Сестренка подняла голову и посмотрела на меня на удивление сухими глазами. Потом перевела взгляд на то, что осталось от нашего огорода, и из глаз её потекли слёзы.

− Ой, − сказала она. – Мы так старались… А что же мы теперь есть будем?

Её нос сморщился, и я понял, что нужно принимать меры. Хватит нам и одного бедствия. Не нужен нам еще и потоп из слёз.

− Беги домой, зови маму, − скомандовал я, − и тащи мешки. Соберём то, что уцелело. Картошку теперь и выкапывать не придётся.

От удивления Алёнка шмыгнула носом, затем кивнула и убежала исполнять. А я спустился к Джеку.

Папа сделал его до того, как уйти на фронт. Набил соломой свои старые штаны и рубашку. Голову из старой наволочки соорудил. Шляпу соломенную надел, чтобы солнцем не напекло. А я улыбку Джеку нарисовал. Кривую, но озорную. Как раз из-за этой улыбки его милашкой и прозвали.

«Ну вот, теперь он за вами присмотрит, пока меня не будет», − улыбнулся папа. Он часто улыбался. Особенно после того, как повестку получил. Он хотел, чтобы мы не волновались. Алёнка вот не волнуется. Только каждое утро, открыв глаза, спрашивает: «Папа не приехал?»

Вблизи стало видно, что каждой тыкве досталось по осколку. А королеву Анастасию поразило сразу в нескольких местах, и она треснула пополам. Не удивительно. Она рисковала больше всех, потому что самая большая. Мы хотели отвезти её на ярмарку, а теперь придется съесть. Я ещё раз оглядел нашу маленькую армию, как в шутку прозвала мама бахчу с тыквами. Почти все ранены, но смертельно – только королева. Я поднял глаза на Джека и закусил губу.

Перед тем, как сесть в военный грузовик, который повёз его на фронт, папа сказал, улыбаясь: «Не волнуйтесь. Со мной ничего не случится. Пока с вами Джек, вам не о чем беспокоиться».

Когда машина с папой уехала, Алёнка посмотрела на нас с мамой и уверенно сказала: «Слышали? Пока с Джеком всё нормально, о папе нечего беспокоиться».

А сейчас я смотрел на Джека и видел небо и лес сквозь большую дыру у него в груди.

− Коля! – послышался звонкий голосок Алёнки с холма. – Мы уже идём! Как там Джек?

Следом за сестренкой спешила мама. Я представил, что сейчас будет, когда Алёнка увидит, что стало с милашкой. «С папой всё будет нормально, пока с Джеком всё хорошо». Мысли заметались в голове. Что делать? Крикнуть, чтобы не подходили? Побежать самому и увести Алёнку, пока мама не починит пугало? А как объяснить? Как не испугать? Ну это же просто!

Уловив спасительную мысль, я принялся расстёгивать жилет. Пальцы дрожали и не слушались.

Когда Алёнка наконец добежала, я как раз застегнул последнюю пуговицу и погладил Джека по животу.

− Ну вот, − сказал я и даже улыбнулся, − теперь у Джека обновка. Он не испугался, сохранил для нас тыквы.

− Заслужил, − кивнула Алёнка и обняла Джека за ноги. – Он герой! Совсем как наш папа! Скоро война кончится, и он вернётся. Правда?

− Правда, − опять улыбнулся я и потрепал сестрёнку по макушке.

И мы пошли искать картошку. И морковку. И то, что от них осталось. Надо же что-то есть. А то, что «Пока с Джеком всё в порядке, с папой тоже всё хорошо», − это неправда. Это Алёнка так придумала. Просто всё будет хорошо.

(Юрий Пусов)

Задание 1. Прочитайте внимательно рассказ Ю. Пусова «Всё будет хорошо». События, переданные в произведении, разворачиваются на огороде. Охарактеризуйте главного героя Колю по его отношению к окружающей родной природе (2−3 предложения).

Задание 2. Объясните, как Вы понимаете значения выделенных слов и выражений в предложениях:

Мы видели с холма, как на грядках с картошкой, морковкой и луком расцветали огненные цветы взрывов. А королеву Анастасию поразило сразу в нескольких местах. Почти все ранены, но смертельно – только королева. А вокруг него, гордо надув животы, лежали его подопечные: большие оранжевые тыквы. Мысли заметались в голове.

Задание 3. Обоснуйте использование в тексте разговорных слов и выражений: тащи мешки, потрепал сестрёнку по макушке.

Задание 4. Пользуясь словарными статьями, определите значение слова милашка в тексте Ю. Пусова. Подберите к нему 5 синонимов.

Словарь Ушакова

Милый

милый, милая, милое; мил, мила, мило, милы (с оттенком ласки, интимности).

  1. Славный, хороший, симпатичный. Милый человек. Очень милая женщина. Удивительно милый ребенок. Очень мило с вашей стороны. Очень мило (нареч.) провели время.
  2. Приятный на вид, доставляющий удовольствие. Милое личико. Милый вид.

|| Изящно-привлекательный; такой, что нравится, заставляет любоваться. Милые вещицы. Очень милое стихотворение. Милая улыбка. Она мило (нареч.) одета.

  1. Дорогой, любимый, близкий душе, сердцу. «Мой милый друг, не мучь меня, молю». Пушкин. «Березы севера мне милы». Фет. Места, где я провел свое детство, всегда милы моему сердцу.
  2. В знач. сущ. милый, милого, муж., милая, милой, жен. Возлюбленный (возлюбленная), любимый человек. «Милые бранятся, только тешатся» (посл.). Тоска о своей милой.
  3. Форма дружески-ласкового обращения в письме. Милый Иван Иванович.

|| Форма фамильярного или ласкового обращения в разговоре (обычно без обозначения имени). Ну-ка, милая, уходите отсюда, не мешайте работать. За милую душу − см. душа. Милое дело (прост. фам.) − о чем-нибудь приятном, удачном. «А то бы милое дело: и скоро, и тайно». А.Н.Толстой.

Словарь Ожегова

Милый

МИЛЫЙ, ая, ое; мил, мила, мило, милы и милы.

  1. Славный, привлекательный, приятный. М. ребёнок. Милая улыбка.
  2. Дорогой, любимый. М. друг. Насильно мил не будешь (посл.). Встретить своего милого (сущ.). Милые (сущ.) бранятся только тешатся (посл.).
  3. Мило! Выражение удивления или недовольства. Миленькое дело (разг. ирон.). Забрал себе все вещи, мило!
  • Милое дело! (разг.) 1) о чём-н. хорошем, приятном; 2) то же, что миленькое дело.

Словарь Ефремовой

Милый

  1. м. разг. Возлюбленный. Употр. как ласковое обращение к тому, кто любим (обычно к возлюбленному). прил.
  2. Располагающий к себе; славный, хороший, симпатичный.
  3. Приятный на вид, доставляющий удовольствие.
  4. Близкий сердцу, любимый, дорогой (о человеке).

Задание 5. Выберите пословицы, которые можно отнести к данному тексту:

А. Все хорошо, что хорошо кончается.

Б. Доброе братство лучше богатства.

В. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Г. Где любовь, там и забота.

Д. От чужих забот голова кругом не идет.

Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей встречаются герои-подростки, похожие на мальчика. Укажите не менее 3 произведений и их авторов.

Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание (не менее 10 предложений), выразив своё согласие/несогласие со словами мальчика «А то, что «Пока с Джеком всё в порядке, с папой тоже всё хорошо», − это неправда. Это Алёнка так придумала. Просто всё будет хорошо».

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен