Сейчас невозможно представить жизнь без мобильной связи.
Наш день начитается с телефона и выхода в Интернет. Как раньше люди обходились без них? А на море ещё сложнее! Кажется, что без радиосвязи никуда не поплывёшь. А ведь плавали!
Радио давало возможность поддерживать связь с кораблями, находящимися в любой точке земного шара. С помощью радиоволн можно связаться даже с подводными лодками на значительной глубине.
Радиосвязь тоже может быть разной. Можно говорить по радио как по телефону или переговариваться телеграфным способом. В этом случае нужно передавать импульсы разной длины. Короткий импульс — точка, длинный — тире.
Стучит радиотелеграфист: точка — точка — тире — точка... У него свой собственный язык — телеграфный. И азбука у этого языка своя, особая — азбука Морзе. И точка здесь ещё и единица времени. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака равна одной точке. Между знаками в слове длительность — три точки, а между словами — семь точек.
Американский изобретатель Сэмюэль Морзе был художником, но любил технические новинки. В 1837 году он создал электромагнитный телеграфный аппарат. Потом разработал телеграфную азбуку, которую с тех пор называют его именем.
Радисты принимают буквы и цифры азбуки Морзе на слух. Причём опытные радисты успевают принять по 200, 240 знаков букв или цифр за минуту. Это — если записывать принятое рукой. А если принимаемые знаки записывали на пишущей машинке, то принимали их ещё больше.
Но вот как быть с таким, например, обстоятельством: радиоволны могут принять не только те корабли, кому они адресованы, но и другие. А если война? Что же — выдать противнику все свои секреты? Нет, тогда радиограммы зашифровывались, а само пользование радиосвязью запрещалось, кроме исключительных случаев.
В боевой обстановке корабли могли пользоваться флажным семафором. Для такой связи нужны лишь два флажка красного или жёлтого цвета. Если нет флажков, то в руки можно взять бескозырку, носовые платки. Каждая буква алфавита изображалась определённым положением рук. А отдельными буквами можно было написать любое слово. Скорость приёма флажным семафором иногда достигала 100-120 знаков в минуту. Если нужно было передать цифру или какой-нибудь знак препинания, то они передавались по буквам. Например, цифра «5» словом «пять», а точка словом «точка».
Конечно, мы видели корабли, украшенные флагами во время морских праздников. Но эти флаги нужны в каждом плавании. Ведь каждый флаг символизирует букву, цифру или целая фразу. Такие сигнальные флаги применялись для переговоров с иностранными кораблями и судами по международному своду сигналов.
Если радисты вели переговоры с помощью точек и тире, то сигнальщики в руках держали прожекторы или специальные фонари. Дальность такой связи в ночью была большой — до 150-200 километров.
Помните ли вы легендарный маяк-великан высотой 32 метра, получивший название Колосса Родосского? Он расположен в северо-восточной части Средиземного моря. Его причислили к «семи чудесам света». Маяк этот помогал торговым судам избегать столкновений у входа в гавань. Особенно ценили его свет моряки в ночное время. Капитаны старались избежать столкновений, маневрируя и полагаясь на свой опыт и умения. Однако им было неясно, какие действия предпримет капитан встречного корабля. Он ведь тоже маневрировал без всяких правил. И вот на острове Родос появился первый свод законов, в котором имелись правила о расхождении судов в море.
Затем в IX веке применялись Олеронские свитки — сборники морских законов и обычаев мореплавателей Англии и Франции. В XIII веке возник торговый и политический союз городов побережья Северного моря — Ганза, специальный свод законов о расхождении судов в море. Международные правила для предупреждения столкновения судов в море были приняты в 1889 году и действовали до 1954 года. В 1982 году была ООН была принята Конвенция по морскому праву, вступившая в силу с 1994 года. По ней сейчас во всём мире плавают корабли и суда. Значение этих правил трудно переоценить. Ведь на океанских и морских просторах стало тесно: плавают мелкие рыболовные и крупные торговые суда, круизные лайнеры и нефтетанкеры. Каждый год случаются аварии, столкновения и другие морские происшествия.
Только за 9 месяцев 2024 года в России, по данным Ространснадзора, на море произошло 67 аварийных случаев, на 8 (14%) аварийных случаев больше, чем за 9 месяцев 2023 года. У берегов Африки потерпели аварию и затонули паромы, лодки с мигрантами. Причина некоторых происшествий банальна: не все капитаны судов достаточно грамотны. В России нужно закончить вуз по специальности «Судовождение». А чтобы управлять яхтой, нужно пройти обучение в госинспекции по маломерным судам.
Чтобы избежать столкновения судов, особенно в тёмное время суток, необходимо следовать правилам: иметь строго определённые огни, и неважно, на ходу ли корабль или на якорной стоянке. Правила определяют, какого цвета, на какой высоте и с каким углом видимости должны быть корабельные огни.
Ходовые огни помогают выяснить встречное, пересекающее судовой ход, попутное движение судна. Мачтовый огонь на судне — это комбинация красных, белых и зелёных огней, размещённых на мачте выше всех ходовых огней и видимых со всех сторон.
Например, топовый огонь белого или красного цвета виден на расстоянии не менее пяти миль. Он устанавливается так, чтобы освещать непрерывным светом дугу прямо по курсу. Бортовые огни горят непрерывно: справа — зелёный, слева — красный. Кормовые огни белого цвета в кормовой части судно тоже горят непрерывно. Круговой огонь освещает дугу горизонта в 360 градусов. Он бывает белого, красного, жёлтого, синего, зелёного цвета. У него разные режимы горения: постоянный или проблесковый. Буксировочный огонь имеет жёлтый цвет и непрерывно светит назад, что и кормовые огни. Якорный огни выставляет судно, если стоит на якоре, в зависимости от размера судна — один или два белых огня.
Но иногда днём или, к примеру, в тумане корабли не могут увидеть друг друга. В городе машины двигаются при любом освещении с включёнными фарами. А общественный транспорт их обязательно включит вечером и ночью.
А как в море? В море обычно подавали звуковые сигналы, корабли имели гудок, сирену и колокол. Парусные суда, кроме колокола, имели туманный горн.
История знает множество «туманных» катастроф. Поэтому с появлением тумана корабли уменьшают ход, соблюдают тишину на верхней палубе, в носовой части и на мостике выставляют наблюдателей — вперёдсмотрящих.
Раньше о последних минутах погибающих судов узнавали из рассказов спасшихся, из найденных записок в закупоренных бутылках. Иногда корабли, терпящие бедствие, применяли и голубиную почту. Но проходило слишком много времени, пока люди узнавали о том, что кто-то нуждается в помощи.
С появлением радио всё изменилось. В эфире появился радиотелеграфный сигнал «SOS». Каждый час в течение шести минут (от 15-й до 18-й и от 45-й до 48-й минуты) на «частоте бедствия» в эфире наступала тишина. 48 раз в сутки соблюдался «период молчания». Все судовые радиостанции прекращали радиопередачи, чтобы не заглушить тех, кто нуждался в немедленной помощи.
Появлению сигнала «SOS» предшествовала борьба. Предложений об едином сигнале бедствия было много. Американцы предлагали сигнал «NG»: «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Немцы настаивали на сигнале «SОЕ». В ходе дискуссии один из участников конференции предложил заменить последнюю букву «Е» на «S». Утверждают, что это был музыкант, а сигнал «SOS» ему показался благозвучным. Для решения вопроса пригласили психологов, музыкантов и физиков. Консультанты подтвердили, что сигнал «SOS» является наиболее приемлемым. Этот короткий, ритмичный радиосигнал, понятный всем без расшифровки, был принят в 1906 году на международной конференции в Берлине в качестве международного сигнала бедствия.
Современные виды связи: радиоэлектронные, электрические, механические — обеспечивают связь внутри судна и внешнюю связь с береговыми службами, судами, самолётами. На современном судне есть спутниковая связь, автоматическая телефонная станция, радиостанции, телетайпы, проводные телефоны, система громкоговорящей связи, машинный телеграф, переговорные трубы, мегафон, судовой колокол, прожекторы, семафор флажный.
Литература
- Беляев Р. Как работает маяк? — М.: Самокат, 2019.
- Муниц В. Это корабль// Искорка. — 1973. — № 12.
- Родионов С. Самые известные корабли мира. — М.: Издательство АСТ, 2019.