Top.Mail.Ru
Личные впечатления Сахарнова
Писатели

Святослав Сахарнов

Что нужно, чтобы составить морскую энциклопедию? Конечно, хорошие знания и тишина библиотеки! А кроме этого необходимы личные впечатления. Вот и Святослав Сахарнов (1923—2010) прежде чем написать «По морям вокруг Земли», отправлялся в дорогу и собирал необходимый материал в африканской саванне, подводном мире морей, джунглях Индии.

Этому принципу он оставался верен всегда, когда брался за новую книгу: сначала всё увидеть своими глазами, пощупать, подышать воздухом тех мест, где жили его герои.

«Как-то из одной дальней поездки, а была эта поездка в жаркую Африку, я привёз кокосовый орех. Жёлтый, лохматый, тёплый. Привёз и положил на книжную полку. И только я его положил, как в комнате сразу запахло африканской сухой травой, сырым лесом и ещё каким-то слабым звериным запахом.

Но случилось так, что однажды орех упал и разбился. Я не стал выбрасывать осколки, а бережно подобрал их и положил на ту же полку. И слабый запах остался.

Он до сих пор со мной. Я часто беру эти скорлупки, подношу к лицу, втягиваю слабые полузабытые запахи и вспоминаю всё, что видел в далёком тёплом краю».

«Чёрная река — тысячное стадо антилоп-гну течёт по саванне. Марширует на новое пастбище гривастое войско. Тесно, бок о бок, шагают, выбивая до корней пожухлую траву, чёрные быки и коровы.

И вдруг замедлила течение живая река, разделилась на два рукава, порознь потекли они, огибая что-то невидимое, спрятанное в траве. Обогнули и снова соединились в один поток.

Что такое? Всё ближе наш автомобиль к стаду, и наконец стало видно — мечется на пути громоздких животных, снуёт в траве небольшая тёмная птица. Отважно встала на пути антилоп маленькая мать. Где-то тут у неё спрятано гнездо. Не растопчите!

И послушалось антилопье воинство, свернуло с пути, не тронуло драгоценный чибисов домик.

Прошло стадо. Снова в саванне мир».

В книгах Сахарнова «Друг Тембо» и «Осьминоги за стеклом», «Подводные приключения» и «Сказки из дорожного чемодана» много рисунков его друзей-художников Льва Токмакова и Николая Устинова и фотографий самого писателя, который легко управлялся и с фотоаппаратом, и видеокамерой как на суше, так и под водой.

Святослав Владимирович — моряк с очень интересном морской биографией.

Когда началась Великая Отечественная война, он был первокурсником Ле­нинградского высшего военно-морского училища. Училище Святослав ускоренно закончил и сразу на фронт, на Чёрное море. Малая земля, Новороссийск, Цемесская бухта... — вот где прошёл он испытание войной. Под Новороссий­ском получил и первый свой орден Красного Знамени. С наступающей ар­мией дошёл до Одессы и Севастополя, а далее — к румынским и болгар­ским портам, после война с Японией. Война закончилась, а морская служба продолжалась, сначала на Дальнем Востоке, а потом ходил и по морям вокруг земли. Так что о море и моряках знает Сахарнов не понаслышке. Всё в его морских рассказах — истинная правда.

«Если опуститься под воду и через стекло маски посмотреть на риф, захлебнёшься от восторга и удивления. Справа и слева поднимаются с морского дна каменные разноцветные деревья. Одно дерево жёлтое, второе синее, третье красное. Бродят среди ярких ветвей такие же пёстрые, непривычные для нашего глаза рыбы — плоские, высокие, как каски старых пожарных, длинные, как сабли, круглые, как шары, полосатые, пятнистые, одноцветные...

Плывёшь, только успеваешь ахать».

Вот как вспоминает о своей первой встрече и знакомстве с ним писатель-натуралист Николай Сладков:

«Я зашёл к Виталию Валентиновичу Бианки и встретил у него незнакомого моряка. Виталий Валентинович, хитро на него посматривая, говорит мне: «Очередной мой мучитель! Первый рассказ свой принёс. И как это люди ухитряются так плохо писать свои первые рассказы!»

Мне чуть неловко: моряк всё-таки, мундир, орденские планки... Но моряк не смущается. Это хорошо. Значит, он не думал поразить мир первым же своим рассказом. Понимает и к кому пришёл, и зачем: Виталий Валентинович — писатель старый и опытный. К советам его прислу­шиваются.

Мы познакомились. Моряк — Святослав Владимирович Сахарнов — приехал с Тихого океана. Заговорили, конечно, о море. Это было время, когда люди особенно серьёзно занялись изучением морских глубин. Говорили и мы о подводных домах, об аквалангистах, об обитателях морского дна.

Сахарнов рассказал, как однажды торпедный катер, которым он командовал, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился он сам. Опустился и ахнул: чудеса кругом! В сухопутном море, в котором мы с вами живём, звери и птицы движутся головой вперёд. А под водой? Морской конёк головой вверх движется, камбала на боку плывёт, а десятирукий кальмарчик — тот и вовсе хвостом вперёд норовит! Сказочный мир. Даже тени ни у кого нет.

Очень он удивился. Вылез и написал свой первый рассказ. От удивления.

Через год мы встретились снова. И опять у В.В. Бианки.

На этот раз Святослав Владимирович вернулся с Чёрного мори. Читал нам повесть о том, как с маской и ластами опускался на дно, с самодельными — ласт и масок тогда ещё ни у кого не было. Называлась повесть «Разноцветное море». Очень она нам понравилась.

«Первая морская подводная книжка для детей! — сказал Виталий Валентинович, когда автор кончил читать.— Будем ждать, когда её напечатают».

Так Святослав Сахарнов стал писателем.

Сейчас у него издано уже более четырёх десятков книг. Сахарнов помнит заветы В.В. Бианки. Первый из них: писатель должен много ездить и всё видеть своими глазами. И он много ездит. Побывал снова на Тихом океане, жил у ловцов трепангов. На Чёрном море встречался с учёными, изучающими жизнь дельфинов. Был на берегах Ледовитого океана и наблюдал за белыми китами — белухами. Вместе с художником ездил на Курильские острова. И между про­чим, попали они туда во время землетрясения. Прошёл слух, что вот-вот нахлынет на берег гигантская волна цунами. Приезжие все испугались, бросились бежать кто куда, местные жи­тели по сигналу в сопки ушли, где повыше, а художник и Сахарнов остались. После землетря­сения подходит к ним местный рыбак и говорит:

― Удивляюсь! Все спасаются кто куда, а вы на месте стоите и только головами крутите.

― Так работа у нас такая! — отвечают.

― Что за работа? — выспрашивает рыбак.— Учёные, что ли?

― Да нет.

Самим увидеть, самим испытать — для этого путешествуют писатели и художники.

Из поездок Святослав Владимирович привозит рукописи будущих книг. Чаще всего про море и про морских животных.

Книги о природе, написанные настоящим художником после собственного прикосновения к чудесам океана, тундры, гор, леса, полны открытий, неповторимости, красоты.

Не стал бы писатель Сахарнов тем, кто он теперь есть, если бы не выходил столько раз в море, не высаживался на пустынные безлюдные острова, не надевал бы водолазный костюм и не опускался в нём на морское дно.

Мы вместе со Святославом Владимировичем ездили в Восточную Африку, в заповедники Танзании, путешествовали по Индии. Там жили в заповеднике Пернар. Когда спросили у местного лесника: как тут насчёт тигров? — он помрачнел. «Все пересчитаны, у каждого зарисо­ван отпечаток лапы». Вот до чего скудной стала природа даже такой изобильной на зверей страны, как Индия.

Из этой поездки Сахарнов привёз книгу «Слоны на асфальте». В ней есть такие слова про диких животных: «Они выживут, я верю, но для этого им придётся научиться жить рядом с человеком, научиться, если надо, ходить, по асфальту, как уже научились ходить слоны в заповедниках».

И ещё одно наблюдение Сахарнова:

«Провожая меня в Африку, художник Николай Устинов сказал на аэродроме:

― Слушай, а какого цвета, между прочим, слон? Посмотри.

Я ответил:

― А что смотреть? Серый.

И ошибся.

Слон, который только что выкупался в реке, аспидно-чёрного цвета. Для того чтобы не докучали насекомые и чтобы солнце не иссушало кожу, животные посыпают себя пылью и становятся серыми, желтыми, коричневыми.

Став очень сильным, изобретя оружие и ловушки, человек решил, что можно забыть о родстве. Между ним и зверем возникла пропасть. Люди отмежевались от своих меньших братьев. В порядке вещей стало не только добывание еды, но и развлечение, при котором убивают животное. И способ хозяйствования, когда истребляется целый вид.

Что же главное в общении человека с диким животным? Я бы ответил так: главное — само общение.

Созерцание картин великих художников, слушание классической (впрочем, любой) музыки необходимы. Сколько и что получает побывавший в Эрмитаже, прослушавший в филармонии концерт? Этого мы точно не знаем, догадываемся, но выразить числом, мерой не можем. Просто знаем, что без этого человеку нельзя. То же можно сказать и про общение с животными.

Я не могу объяснить, сколько и что даёт созерцание котикового лежбища на Командорах, пасущегося стада слонов в африканской саванне, летящих над Днепром на юг журавлей... Что получаем мы, видя, слушая их? Не знаю. Но знаю, что без этого человеку тоже нельзя».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен