Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Средства связи предложений в тексте. Задание 25

В тесте ЕГЭ по русскому языку задание № 25 не изменилось. Ученикам нужно правильно найти средства связи предложений в тексте. Для дополнительных тренировок рекомендую ученикам 10-х классов данный тест. Ответы можно присылать мне на проверку. В данном тесте 25 одинаково сформулированных заданий.

 

Задание № 25. Средства связи предложений в тексте

 

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Но было в оранжерее одно странное растение, которое, по-видимому, ничем не могло бы обратить на себя внимание, кроме разве своей уродливости. (2)Прямо из корня выходили у него длинные, аршина в два, листья, узкие, мясистые и покрытые острыми колючками. (3)Листья эти, числом около десяти, не поднимались кверху, а стлались по земле. (4)Днём они были холодны, а ночью становились тёплыми. (5)Цветы никогда не показывались между ними, но зато торчал вверх длинный, прямой зеленый стержень. (6)Это растение называлось Столетником.

ОТВЕТ: _____ 

  1. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного наречия и формы слова. Напишите номер этого предложения.

(1)После полудня стало нестерпимо душно. (2)В воздухе чуялось приближение грозы. (3)Тучи, плывшие по небу, делались всё темнее и темнее. (4)Становилось трудно дышать. (5)Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя. (6)Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. (7)Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовники быстро прикрывали стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. (8) И тогда в оранжерее стало темно, как ночью.         

ОТВЕТ: _____ 

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов и формы слова. Напишите номер этого предложения.

(1)Давным-давно, с незапамятных времен, жил на одном высоком плоскогорье мирный пастушеский народ, отделенный от всего света крутыми скалами, глубокими пропастями и густыми лесами. (2)История не помнит и не знает, сколько веков назад взобрались на горы и проникли в эту страну закованные в железо, чужие, сильные и высокие люди, пришедшие с юга. (3)Суровым воинам очень понравилась открытая ими страна с ее кротким народом, умеренно теплым климатом, вкусной водой и плодородною землей. (4)И они решили навсегда в ней поселиться. (5)Для этого совсем не надо было ее покорять, ибо обитатели не ведали ни зла, ни орудий войны. (6)Всё завоевание заключалось в том, что железные рыцари сняли свои тяжелые доспехи и поженились на местных красивейших девушках, а во главе нового государства поставили своего предводителя.

ОТВЕТ: _____  

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

(1)Перед самым рассветом он увидел во сне раннее весеннее утро, красную зарю над землей и низкий ароматный луг. (2)Трава там была так густа и сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве, и всюду на ней сверкала дрожащими огнями роса. (3)В легком редком воздухе всевозможные запахи доносятся удивительно четко. (4)Пахнет и людьми, и дёгтем, и лошадиным навозом, и пылью, и парным коровьим молоком от проходящего стада, и душистой смолой от еловых жердей забора. (4)Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (5)Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (6)Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. (7)Он мчится прямо на солнце. 

ОТВЕТ: _____   

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)А за гусем — гусенята, жёлто-зелёные, как пушок на цветущем вербном барашке. (2)Жмутся друг к дружке и пищат. (3)Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды — не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. (4)Маменька — сзади. (5)Ну её просто описать невозможно — такое вся она блаженство, такое торжество! (6) И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается… (7)И вся семья гусиная — точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке.

ОТВЕТ: ____  

  1. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза. Напишите номер этого предложения.

(1)Ю-ю открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: «Муррм». (2)За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук «муррм». (3)Но было в нём много разнообразных оттенков, выражавших то ласку, то тревогу, то требование, то отказ, то благодарность, то досаду, то укор. (4)Короткое «муррм» всегда означало: «Иди за мной». (5)Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. (6)Она не сомневалась в моем повиновении. (7)Я слушался. (8)Одевался наскоро, выходил в темноватый коридор. (9)Блестя желто-зелеными хризолитами глаз, Ю-ю дожидалась меня у двери.

ОТВЕТ: ____     

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Таким образом старик с мальчиком и с собакой обошли весь дачный поселок и уж собирались сойти к морю. (2)По левую сторону оставалась ещё одна, последняя, дача. (3)Ее не было видно из-за высокой белой стены, над которой, с той стороны, возвышался плотный строй тонких запыленных кипарисов, похожих на длинные черно-серые веретена. (4)Только сквозь широкие чугунные ворота, похожие своей причудливой резьбой на кружево, можно было рассмотреть уголок свежего, точно зеленый яркий шелк, газона, круглые цветочные клумбы и вдали, на заднем плане, крытую сквозную аллею, всю обвитую густым виноградом. (5)Посредине газона стоял садовник, поливавший из длинного рукава розы. (6)Дедушка собирался было пройти мимо, но, заглянув в ворота, остановился в недоумении.

ОТВЕТ: ___  

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения.

(1)Старик и мальчик легли на траве, подмостив под головы свои старые пиджаки. (2)Над их головами шумела темная листва корявых, раскидистых дубов. (3)Сквозь неё синело чистое голубое небо. (4)Ручей, сбегавший с камня на камень, журчал так однообразно и так вкрадчиво, точно завораживал кого-то своим усыпительным лепетом. (5)Дедушка некоторое время ворочался, кряхтел и говорил что-то. (6) Сергею казалось, что голос его звучит из какой-то мягкой и сонной дали, а слова были непонятны, как в сказке.

ОТВЕТ: _____ 

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью формы слова. Напишите номер этого предложения.

(1)Не торопясь, медленно, в молчании, как едят настоящие труженики, принялись трое за свой скромный обед. (2)Слышно было только, как жевали три пары челюстей. (3)Арто ел свою долю в сторонке, растянувшись на животе и положив на хлеб обе передние лапы.(4) Дедушка и Сергей поочередно макали в соль спелые помидоры, из которых тек по их губам и рукам красный, как кровь, сок, и заедали их сыром и хлебом. (5)На- сытившись, они напились воды, подставляя под струю источника жестяную кружку. (6)Вода была прозрачная, прекрасная на вкус и такая холодная, что от неё кружка даже запотела снаружи.

ОТВЕТ: ______ 

  1. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)У дедушки Лодыжкина был давным-давно примечен одни уголок между Мисхором и Алупкой, книзу от нижней дороги, где отлично можно было позавтракать. (2)Туда он и повёл своих спутников. (3)Неподалеку от моста, перекинутого через бурливый и грязный горный поток, выбегала из-под земли, в тени кривых дубов и густого орешника, говорливая, холодная струйка воды. (4)Она проделала в почве круглый неглубокий водоем, из которого сбегала в ручей тонкой змейкой, блестевшей в траве, как живое серебро. (5)Около этого родника по утрам и по вечерам всегда можно было застать набожных турок, пивших воду и творивших свои священные омовения.      

ОТВЕТ: _____  

  1. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза. Напишите номер этого предложения.

(1)Арто неистово лаял и скакал по берегу. (2)Его беспокоило, что мальчик заплыл так далеко. (3)Пудель и сам залез было в воду по брюхо и два-три раза лакнул ее языком. (4)Но солёная вода ему не понравилась, а легкие волны, шуршавшие о прибрежный гравий, пугали его. (5)Он выскочил на берег и опять принялся лаять на Сергея. (6)«К чему эти дурацкие фокусы? — волновался пудель. — (7)Сидел бы у берега, рядом со стариком. (8)Ах, сколько беспокойства с этим мальчишкой!»

ОТВЕТ: _____   

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

(1)Суета на балконе затихла. (2)Барыня с мальчиком и господин в золотых очках подошли к самым перилам. (3) Остальные почтительно оставались на заднем плане. (4)Из глубины сада пришел садовник в фартуке и стал неподалеку от дедушки. (5)Откуда-то вылезший дворник поместился позади садовника. (6)Это был огромный бородатый мужчина с мрачным, узколобым, рябым лицом. (7)Одет он был в новую розовую рубашку, по которой шли косыми рядами крупные черные горошины.

ОТВЕТ: ____  

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдруг неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание. (2)На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти. (3)Он был в лёгком матросском костюмчике, с обнаженными руками и голыми коленками. (4)Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам. (4)Следом за мальчиком выбежало еще шесть человек. (5)Все они были сильно встревожены, махали руками, говорили громко и даже толкали друг друга. (6)Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюме, так внезапно вылетевший на террасу.           ОТВЕТ: ____     

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами. (2)На клумбах, над пёстрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные яркие цветы, от которых сладко благоухал воздух. (3)В водоёмах журчала и плескалась прозрачная вода. (4)Из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения. (5)Перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящие зеркальные шара, в которых странствующая труппа отразилась вверх ногами, в смешном, изогнутом и растянутом виде. (6)Перед балконом была большая утоптанная площадка. (7)Сергей расстелил на ней свой коврик.

ОТВЕТ: ___  

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстных антонимов. Напишите номер этого предложения.

(1)—А у меня, — дедушка сделал испуганное лицо и зашептал еле слышно, — у меня, Серёжа, пачпорт-то чужой.

(2)— Как чужой?

(3)— То-то вот — чужой. (4)Свой я потерял в Таганроге, а может быть, украли его у меня. (5)Года два я потом крутился: прятался, взятки давал, писал прошения… (6)Наконец вижу, нет никакой моей возможности, живу точно заяц — всякого опасаюсь. (7)Покою вовсе не стало.

ОТВЕТ: _____  

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

(1)Беззвучно проскользнул Сергей в деревянную калитку, ведущую в парк. (2)Там, под густыми деревьями, было совсем темно. (3)Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое, холодное дыхание. (4)Отчетливо застучала под ногами деревянная настилка моста. (5)Вода под ним была чёрная и страшная. (6)Вот наконец и высокие чугунные ворота, узорчатые, точно кружево, и обвитые ползучими стеблями глициний. (7)Лунный свет, прорезавшись сквозь чащу деревьев, скользил по резьбе ворот слабыми фосфорическими пятнами.

ОТВЕТ: _____ 

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Он поднялся на ноги. (2)Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. (3)На клумбах тихо шатались, с неясной тревогой наклоняясь друг к другу, словно перешептываясь и подглядывая, едва видимые в темноте цветы. (4)Стройные, темные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым и укоряющим выражением. (5)А за ручьем, в чаще кустов, маленькая усталая птичка боролась со сном и с покорной жалобой повторяла: «Сплю!.. Сплю!.. Сплю!..» (6)Ночью, среди перепутавшихся на дорожках теней, Сергей не узнал места. (7)Он долго бродил по скрипучему гравию, пока не вышел к дому.

ОТВЕТ: ______ 

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Тонкий, словно стонущий визг вдруг коснулся его слуха. (2)Мальчик остановился, не дыша, с напряженными мускулами, вытянувшись на цыпочках. (3)Звук повторился. (4)Казалось, он исходил из каменного подвала, около которого Сергей стоял. (5)Ступая по какой-то цветочной куртине, мальчик подошел к стене, приложил лицо к одной из отдушин и свистнул. (6)Тихий, осторожный шум послышался где-то внизу, но тотчас же затих.

ОТВЕТ: _____  

  1. Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.

(1)Он обошел дачу кругом. (2)С задней стороны, на широком дворе, было расположено несколько построек, более простых и незатейливых с виду, очевидно, предназначенных для прислуги. (3)Здесь, так же как и в большом доме, ни в одном окне не было видно огня. (4)Только месяц отражался в тёмных стеклах мёртвым неровным блеском. (5)«Не уйти мне отсюда, никогда не уйти!..» — с тоской подумал Сергей. (6)Вспомнился ему на миг дедушка, старая шарманка, ночлеги в кофейных, завтраки у прохладных источников. (7)«Ничего, ничего этого больше не будет!» — печально повторил про себя Сергей. (8)Но чем безнадежнее становились его мысли, тем более страх уступал в его душе место какому-то тупому и спокойно-злобному отчаянию.

ОТВЕТ: ___   

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

(1)Что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить все, что говорил доктор. (2)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям. (3)Володя раздувал изо всех сил самовар. (4) Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... (5)Немного погодя явился и Мерцалов. (6)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. (7)А врач сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который вырвал из записной книжки.

ОТВЕТ: ____  

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Арбузов вышел на улицу. (2)Был последний день Масленой недели, которая в этом году пришлась поздно. (3)Холода еще не сдали, но в воздухе уже слышался неопределенный, тонкий, радостно щекочущий грудь запах весны. (4)По наезженному грязному снегу бесшумно неслись в противоположных направлениях две вереницы саней и карет, и окрики кучеров раздавались с особенно ясной и мягкой звучностью. (5)На перекрестках продавали мочёные яблоки, халву, похожую цветом на уличный снег, и воздушные шары. (6)Эти шары были видны издалека. (7)Разноцветными блестящими гроздьями они подымались и плавали над головами прохожих.

ОТВЕТ: ____     

  1. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

(1)Простившись с Антонио, Арбузов пошел домой. (2)Надо было до борьбы пообедать и постараться выспаться, чтобы хоть немного освежить голову. (3)Но опять, выйдя на улицу, он почувствовал себя больным. (4)Уличный шум и суета происходили где-то далеко-далеко от него и казались ему такими посторонними, ненастоящими, точно он рассматривал пёструю движущуюся картину. (5)Переходя через дорогу, он испытывал острую боязнь, что на него налетят сзади лошади и собьют с ног.

ОТВЕТ: ___  

  1. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

(1)Голос у дедушки оборвался и захлебнулся. (2)Слёзы опять потекли по глубоким, коричневым от загара морщинам. (4)Сергей, который слушал ослабевшего старика молча, с плотно сжатыми бровями, бледный от волнения, вдруг взял его под мышки и стал подымать.

(5)— Пойдем, дедушка, — сказал он повелительно и ласково в то же время. (6)— К черту пачпорт, пойдем! (7)Не ночевать же нам на большой дороге.

ОТВЕТ: ___ 

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.