Творческие работы

Форма сказок привлекает многих писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н. Лескова, В. Гаршина, В. Короленко.

Салтыков-Щедрин отразил в этом жанре итог своих наблюдений и опыт деятельности на государственной службе. В сказках писателя сплелись фантастика и реальность, комическое и трагическое. Они помогли автору непосредственно обратиться к читателям, избавляли от пристального взгляда цензуры и позволяли рассчитывать на её снисхождение.

Писатель заимствует из фольклорных сказок элементы сюжета, образы, приёмы, но придаёт им острую социально-сатирическую направленность и публицистичность. Кроме того, он творчески перерабатывает фольклорные мотивы, создаёт оригинальное содержание, поднимает вопросы политические, общественные, философско-исторические, нравственные. Сказки писателя различны по тематике: антиправительственные, народные, дидактические, сатира на интеллигенцию и помещиков.

«Повесть о том, как один мужик…» сочетает в себе черты бытовой и волшебной сказок. Из предыстории жизни генералов мы узнаём чиновничий Петербург (служба в регистратуре), особенности быта (Подьяческая улица, кухарка, пенсия) и переносимся на необитаемый остров, где генералы теряют человеческий облик и готовятся растерзать друг друга (из груди рычание, остервенились, полетели клочья).

Глупость и невежество обоих героев выражается в их незнании элементарных вещей (стороны света, беспомощность в добывании пищи). Социальному положению генералов (высокий чин) не соответствует практическая неприспособленность к жизни. Кроме как найти мужика по запаху мякины и овчины, они ничего не могут предпринять самостоятельно. Тут же находят "громаднейшего" мужика, называют его лежебокой, тунеядцем и понуждают его проявить все свои умения: в пригоршне суп сварить, из волос сеть соорудить, выстроить "посудину", похожую на корабль. А награда за труд - рюмка водки да пятак серебра. Никчёмность чиновников, которые даже за время своего отсутствия обогатились (надели мундиры и поехали в казначейство и столько денег загребли, что "ни в сказке сказать, ни пером описать!"), подчёркивает непреодолимую социальную несправедливость.

Изучив несколько сказок из тематических групп, предлагаем карточки с вопросами по произведениям.

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Повесть о том, как один мужик…»

  1. Какие приметы действительности упомянуты в сказке?
  2. Чем необычна композиция?
  3. Какие приёмы использует автор?
  4. Какова основная мысль сказки?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Дикий помещик»

  1. Как происходит одичание помещика?
  2. Каковы признаки дикости помещика?
  3. Кто и почему называет помещика «глупым»?
  4. Каков смысл сказки?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Медведь на воеводстве»

  1. Из каких частей состоит сказка? Почему нет заключения?
  2. Дайте характеристики трём Топтыгиным.
  3. Отличалось ли правление Топтыгиных?
  4. Какие явления действительности высмеял сатирик?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Орёл-меценат»

  1. Каково значение слова «меценат»? Соответствует значение слова происходящему?
  2. С чего начал свою деятельность орёл?
  3. Какую роль автор отводит скворцу?
  4. Как закончилась сказка?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Премудрый пискарь»

  1. Подберите эпитеты к слову «премудрый». Как вы понимаете смысл заглавия?
  2. Расскажите о жизненной позиции старого пескаря.
  3. Оцените жизнь его сына.
  4. Чему учит сказка?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Самоотверженный заяц»

  1. Оцените название сказки.
  2. Опишите мотивы поведения Волка и Зайца.
  3. Что высмеивается в сказке?
  4. Какова авторская позиция?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Карась-идеалист»

  1. Почему автор называет карася «идеалистом»?
  2. Какие взгляды отстаивают карась и ёрш?
  3. Удалось ли перевоспитать щуку?
  4. Какова мораль сказки?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Коняга»

  1. Опишите образ жизни Коняги и Пустопляса.
  2. Чем отличаются братья?
  3. Как автор относится к героям?
  4. Почему не смогли пустоплясы отгадать секрет несокрушимости Коняги?

 

Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.

«Пропала совесть»

  1. Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть?
  2. Опишите путешествие Совести.
  3. Чем была Совесть для героев сказки?
  4. Нашла ли себе пристанище Совесть?