Методкопилка

Без песен и жизнь не мила. Песни помогали жить и трудиться. Они отражали мировоззрение наших предков, их представления о жизни и природе.

Исторические песни посвящались конкретным событиям и реальным лицам русской истории: Степану Разину, Емельяну Пугачеву, Ермаку.

Календарные песни сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле: подблюдные, масленичные, троицкие, жатвенные, колядки, веснянки.

К обрядовым песням относятся свадебные, колыбельные, похоронные песни.

Лирические песни пели про несчастную любовь, тяжёлую крестьянскую жизнь, разлуку с родной страной: разбойничьи, трудовые, бурлацкие, солдатские, ямщицкие.

Частушки пелись по любому поводу, высмеивая пороки как друзей, так и знакомых, представителей власти. Они сочинялись иногда просто из хулиганства и для веселья.

В народных песнях встречаются различные выразительные средства:

- параллелизм

Недолго же цветку в садике цвести,

И недолго же Машеньке во девушках сидеть…

 

- постоянные эпитеты (коса русая, ветры буйные, поле чистое, молодец удалой, батюшка родимый)

Поля ли мои, поля чистые,

Лужки мои зелёные,

Травушки шелковые,

Цветки мои лазоревые!

 

- повторы

Что цвели-то, цвели, цвели в поле цветики,

Цвели да поблекли;

Что любил-то, любил, любил парень девицу,

Любил да покинул.

 

- обращения

Вы леса мои, лесочки, леса тёмные!

Во лесах-то садики, садики зелёные;

Во садах кусты, кусты позаломаны.

 

- сравнения

Не даешь мне, мамка, воли,

Улечу, как пташка, в поле…

 

- отрицательные сравнения

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

 

- гипербола

На всякой на кудринке по цветочку цветёт,

По цветочку цветёт по лазурьевому,

На всякой на кудринке по жемчужинке.

 

- уменьшительно-ласкательные суффиксы

Во лесу, лесу дремучем

Тут поёт, поёт соловьюшка,

Тут кукует горька кукушечка,

Да никто её голоса не слушает, —

Одна слушает сиротинушка

 

Проверим знание видов и особенностей народных песен, предложив ученикам два варианта с несколькими заданиями.

 

Устное народное творчество

Вариант 1

1.Распределите русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).

1 – Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

2 – Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными

 3 – В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.     

4 – Золото с золотом свивалось,

Жемчуг с жемчугом сокаталось.

Да и Анна с Иваном сходилась,

За единой стол становилась.

 5 – Становилися казаки во единый круг,
Они думали бы думушку заединую:
«Что кому из нас, братцы, атаманом быть, —
Атаманом быть, есаулом слыть?
Атаманом будет Ермак сын Тимофеевич,
Саульчиком Никита, сын Романович».

6 – Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
Не морозь меня, моего коня!

Моего коня, белогривого.
У меня жена, ох, ревнивая.

У меня жена раскрасавица,
А приду домой, все ругается.

Я приду домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.

Ой, мороз-мороз, не морозь меня!

2. По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия изобразительно-выразительных средств языка.

1 – Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

2 – Живёт моя отрада

В высоком терему

А в терем тот высокий

Нет входа никому.

3 – Как налетели ветры злые

Со восточной стороны,

Ой, да сорвали чёрну шапку

С моей буйной головы.

4 – Ой, да не степной орёл

Подымается,

То донской казак

Разгуляется.

3. Напишите определение: ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ – это …

4. Напишите три-четыре особенности КАЛЕНДАРНОЙ ПЕСНИ.

 

Устное народное творчество

Вариант 2

1. Распределите русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).

1 – Кукушечка-рябушечка,

Пташечка плакучая!

К нам весна пришла,

Весна красна!
2 – Возле речки, возле мостика
Трава росла,
Трава росла шелковая,
Шелковая, муравая, зеленая.
И я в три косы косила
Ради гостя,
Ради гостя, ради друга,
Ради гостя, ради друга дорогого.

3 – Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

4 – Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

5 – Не метель, не вьюга
На Руси Святой.
Попался полякам
Сусанин седой.
 Веди нас, Сусанин,
Будет те за труды.
Аль бойся: недолго
С тобой до беды.

6 – Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.
 

2. По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия изобразительно-выразительных средств языка.

1 – Ходила младешенька по борочку

Брала, брала ягодку земляничку.

 Брала, брала ягодку земляничку,

Наколола ноженьку на былинку.

2 - Ты, лети, лети, соколик,

Высоко и далеко.

И высоко, и далеко,

На родиму сторону.

3 – Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо мое, не пухни!

4 – То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит, -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист, дрожит.

 

3. Дайте определение: КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ – это…

4. Напишите три-четыре особенности ОБРЯДОВОЙ ПЕСНИ.