К экзамену
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Третье задание из нового ОГЭ-2020 имеет заголовок «Пунктуационный анализ» и состоит из сложного предложения с пропущенными знаками препинания.

Каждая часть такого сложного предложения содержит осложняющие компоненты. Это может быть обособленное определение или обстоятельство, однородные члены и вводные слова, однородные члены и уточняющие члены. В любом случае надо разбираться в правилах постановки запятой внутри предложения.

Для тренировки и объяснения самых разнообразных комбинаций постановки запятой мы подобрали сложные предложения из рассказа-воспоминания Е.И. Носова о своём детстве.

 

3 задание. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1) И тогдашним окраинным ребятишкам(1) глазевшим из своих тёмных низин(2) грезилось(3) будто в тех осиянных домах каждый вечер устраивались весёлые праздники(4) и все тамошние обитатели счастливо смеялись(5) и отплясывали(6) жгли бенгальские огни(7) пили розовый морс(8) и запросто ели земляничное мороженое в клетчатых хрустящих вафлях.

 

2) В день новоселья сам директор завода(1) красный выдвиженец Лыкин(2) с кавалерийской плёткой за голенищем(3) подставив табуретку(4) лично ввернул лампочку в свисающий(5) с потолка патрон(6) и(7) щёлкнув выключателем(8) заставил всех зажмуриться и заслониться руками(9) будто и впрямь включил коммунальное солнце.

 

3) Других событий(1) подобных электрической лампочке(2) в нашей тогдашней жизни больше не наблюдалось(3) так что мы(4) дворовые мальчишки(5) тешили себя обыденной шкодой: обтрясали чужие яблони(6) охотились на чужаков-голубей(7) слетавших на выставленное(8) водопойное корытце.

 

4) Мы опрометью мчались на чёрный дым(1) и(2) полнясь цепенящим страхом(3) перемешанным с восторженным любопытством(4) с дрожью и ознобом глядели(5) как под бабий вой и вопли с озверелым рёвом и гудом бушевал огонь(6) в котором будто никчемные спички(7) корчились в муках целые плахи и под напором горячего воздуха(8) исторгаемого ревущим пламенем(9) срывались и летели прочь раскалённые и скрюченные листы кровельного железа. 

 

5)Даже отсюда(1) с нашего двора(2) было видно(3) что огурец этот неохватного размера(4) и не бурого(5) как всякий семенник(6) а лёгкого(7) дымчато-серебристого цвета(8) почти неприметного(9) растворённого в блёклой зыбкости полуденного неба.

 

6) Был момент(1) когда он всем своим огуречным боком(2) вдруг ослепительно сверкнул(3) разбрасывая(4) рассыпчатые лучи(5) и Лёха-студент пояснил(6) что так блестит его(7) алюминиевая оболочка.

 

7) Тем делом(1) летательный прибор отдалился было в Ямскую сторону(2) но(3) будто раздумав(4) снова поворотил к городскому центру(5) однако(6) гораздо ниже(7) чем летал до того.

 

8) Тем не менее(1) шлемы эти имели весьма внушительный(2) и торжественный облик(2) и(3) я не понимаю(4) почему их потом упразднили(5) поменяв на фуражки армейского образца(6) как и оригинальные пожарные каски(7) впоследствии(8) замененные скучными армейскими наголовниками.

 

9) Толпа(1) нетерпеливо мельтешившая фуражками(2) панамками(3) косынками(4) самодельными бумажными кепарями и всей разномастной простоголовостью(5) шарканьем ног(6) шорохом одежды(7) порождавшая непрерывный возбуждённый гул(8) вдруг замерла(9) придавленная зыбким и ненадёжным парением этой громады.

 

10) Норовисто подёргивая стропы(1) устрашающе шипя(2) стравливаемым газом(3) под дружным усилием сотен рук(4) он неохотно(5) короткими полуметровками уступал высоту(6) и(7) чувствовалось(8) как по натянутым постромкам передавалось(9) как бы нервное содрогание пойманного чудовища...

 

11) Стоявший у открытой дверцы(1) лопоухий воздухоплаватель(2) в синем комбинезоне с каким-то значком над карманом(3) должно быть(4) сам командир дирижабля(5) едва ощутив касание(6) нетерпеливо спрыгнул на луговую травку(7) и тут же сцапал в объятья(8) первопопавшегося земного жителя.

 

12) Приоткрылась толстая дверца(1) и на землю выпрыгнул(2) как зелёный кузнечик(3) из спичечного коробка(4) бодрый(5) готовый прыгать(6) и дальше(7) зелёно одетый военный.

 

13) Никакой связи с общественностью он(1) однако(2) не наводил(3) молча убрал вовнутрь корзину с яблоками(4) а из багажного отсека вынес какие-то шланги(5) потом с помощью пожарников выволок толстый резиновый тюк(6) оказавшийся(7) когда его разостлали на траве(8) огромным надувным матрасом.

 

14) Люди отступали неохотно(1) не желая расставаться с чувством праздничности(2) и установившегося дружественного единения(3) не только с заоблачными гостями(4) но и с их небывалой летательной машиной(5) которую тоже полюбили(6) и приняли открытой(7) и гостеприимной северской душой.

 

15) Пожарник(1) готовно стоявший на верху стремянки под самым днищем дирижабля(2) что-то там покрутил(3) и мы тотчас почувствовали(4) как вздрогнула под нами резиновая оболочка(5) а в дюралевой утробе дирижабля что-то заурчало(6) будто в брюхе голодного зверя.

 

16) Уже на исходе луга(1) в быстро густевших грозовых сумерках(2) под оглашённый хохот грозы(3) и хлёсткую сечу косого ливня нас в галопе нагнали(4) закончившие свою работу пожарники(5) подхватили к себе в одну из колесниц(6) и укрыли полами(7) непромокаемых курток.