Второе задание из нового формата ОГЭ-2020 называется «Синтаксический анализ предложения» и предполагает верное определение одной или нескольких грамматических основ в пяти предложениях связного текста.
Обычно в школе синтаксический разбор простого или сложного предложения начинается с поиска подлежащего и сказуемого. В 8 классе изучаются способы выражения подлежащего и сказуемого, и эти сведения помогают быстрее отыскать в предложении грамматическую основу простого двусоставного или односоставного предложения.
В 9 классе сведения о сложном предложении расширяются, но без умения видеть и находить грамматическую основу невозможно выяснить, какое предложение предложено для анализа. Любое сложное предложение состоит из нескольких частей (простых предложений), узнать их границы помогает наличие или отсутствие союзов.
В экзаменационной работе ученик должен показать, как он умеет различать виды предложений по составу, находить ошибки в определении грамматической основы и устанавливать правильность указанных подлежащего и сказуемого в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Для тренировки и разбора примеров различных видов подлежащего и сказуемого можно обратиться к нескольким текстам из рассказа «НЛО нашего детства» курского писателя Евгения Ивановича Носова. Мы предлагаем 11 фрагментов из этого произведения.
№1
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1) Раннее мальчишество моё приходится на то далёкое время – самое начало тридцатых годов – когда даже такой обыденный пустяк, коим считается ныне электрическая лампочка, воспринимался как непостижимая диковина. (2)С угасанием дня, особенно в глухое осеннее ненастье, курские окраины погружались в кромешную тьму. (3)И только в самом центре города, на вознёсшихся холмах, где-то на Херсонской, а больше на Московской светло, медово полнились электричеством окна высоких этажей, разноцветно мигали и млели какие-то письмена на фронтонах. (4)Впервые собственноручно я повернул электрический выключатель в одна тысяча девятьсот тридцать первом году. (5)Как раз в ту осень мы переехали в заводской четырёхквартирный флигель на Красноармейской.
*на Херсонской, Московской, Красноармейской – названия центральных улиц города Курска.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- мальчишество моё приходится (предложение 1)
- окраины погружались(предложение 2)
- полнились электричеством (предложение 3)
- я повернул выключатель (предложение 4)
- мы переехали (предложение 5)
№2
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Весь остаток дня мы с Нинкой-сестрой забирались на табуретку и по очереди вертели белую фаянсовую вертушку выключателя. (2)И глядя на слепяще вспыхивающий пузырь под потолком, не могли взять в толк, как это огонь загорался без всяких спичек и потухал сразу же, едва повернёшь колодочку на стене. (3)Нет, в самом деле, как: лампочка вон где, а выключатель вон где? (4)А между ними всего только витой шнур. (5)Чудно и непонятно!
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- мы с Нинкой-сестрой забирались, вертели (предложение 1)
- не могли взять в толк (предложение 2)
- нет (предложение 3)
- шнур (предложение 4)
- чудно и непонятно (предложение 5)
№3
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Помнится, стояло знойное сухое безветрие. (2)Белые глыбы облаков, похожие на горные хребты, с самого утра недвижно зависли на самом краю неба, никуда не устремляясь и не меняя своих грозных и величественных очертаний. (3)Мы с пацанами, изнывая от полуденной жары, лениво, от нечего делать, пробавлялись* в «ножички» в зыбкой тени старого иссохшего каштана. (4)Высоко-высоко, над соборной стороной города в воздухе висело неизвестно что такое... (5)Какая-то невиданная штуковина, больше всего походившая на переросший огурец, какие бабушка Варя оставляла на семена.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
*пробавлялись (разг.) – проводили время, довольствуясь малым.
- помнится (предложение 1)
- глыбы зависли (предложение 2)
- мы с пацанами пробавлялись (предложение 3)
- висело неизвестно что такое (предложение 4)
- бабушка оставляла (предложение 5)
№4
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Бабушка долго не могла сориентироваться, вертелась туда и сюда, но наконец замерла, как бы затаилась, вглядываясь в поднебесье из-за белья. (2)Ничего не сказав, она мелко, торопливо перекрестила свою пазуху, цапнула* опустевший тазик и, втянув голову, будто под дождём, согбенно* пошлёпала* калошами к сеням. (3)Бабушка всегда просила затворить печную трубу, если снаружи собиралось что-то неладное. (4)Но небо по-прежнему оставалось ясным и голубым. (5)И только этот блеклый, притуманенный маревом и далью огурец тревожно нарушал безмятежность полудня.
*цапнула (разг.) – схватила, взяла; пошлёпала (разг.) – шла, издавая шлёпающий звук; согбенно (книж. устар.) – сгорбившись, согнувшись.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- бабушка не могла сориентироваться (предложение 1)
- она перекрестила, цапнула, пошлёпала (предложение 2)
- бабушка просила (предложение 3)
- небо оставалось ясным (предложение 4)
- огурец нарушал (предложение 5)
№5
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)И тут обнаружилось, что сей странный овощ вовсе не висел на одном месте, а едва зримо, так что мы сперва и не заметили этого, смещался на восток. (2)Поначалу он находился примерно над водоразборной башней на Мясницкой, потом очутился над польским костёлом и вот уже был готов погрузиться в кроны деревьев, возвышавшихся перед соседним домом. (3)Чтобы не потерять его из виду, мы ринулись на улицу, откуда открывался широкий обзор городского взгорья с вознесённым куполом Знаменского собора и просторного неба над ним. (4)Улица уже пестрела высыпавшим людом: мужики, бабульки, ребятишки – знакомые и незнакомые. (5)Все были возбуждены небывалым виденьем, но в общем никто не знал, что это могло быть и чего ожидать от такой невидали: худа или добра...
*на Мясницкой – название одной из улиц города Курска.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- овощ не висел, смещался (предложение 1)
- он находился (предложение 2)
- не потерять (предложение 3)
- улица пестрела (предложение 4)
- все были возбуждены (предложение 5)
№6
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Обгоняя пожарных, мы мчались своим укороченным путём: сразу вниз по Дружининской, мимо МРЗ, где работали многие наши отцы и матери, через тускарные мосты возле кожзавода, далее – к Серафимовской школе, устроенной в прежней церкви, ещё по каким-то бугорским переулкам, и вот тебе – Сеймский луг – ровнёхонький и радостно зелёный, усыпанный белыми выводками гусей, козами и телятами. (2)И пока бежали без передыха, всё поглядывали в небо, искали глазами «дирижаб», не опустился ли без нас на землю? (3)Но он всё ещё летал, заметно снизившись, лоснясь тучными боками, пуская солнечные зайчики на поворотах. (4)На лугу уже и без нас было пестро и людно, а из прилегающих улиц всё сыпал и катился горохом народ, всполошенный и упревший от бега и самого события. (5)В самом скопище над людскими головами возвышались конные милиционеры в белых холщовых рубахах, перекрещённых ремнями, и в белых же островерхих шлемах, метко прозванных «здравствуй и прощай» за то, что имели два козырька: один – спереди, другой – сзади.
*по Дружининской – одна из улиц города Курска; мимо МРЗ – машиноремонтный завод.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- работали отцы и матери (предложение 1)
- не опустился (предложение 2)
- он всё летал (предложение 3)
- было (предложение 4)
- имели два козырька (предложение 5)
№7
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Погудывая моторами, подгребая то левым, то правым крылом, а то обоими сразу, дирижабль в конце концов удачно вырулил к означенному месту и в какой-нибудь полусотне метров завис над белым крестом. (2)Только теперь сполна можно было осознать, какая это неоглядная громадина. (3)Посверкивающий рядами клёпки, дирижабль производил впечатление тысячетонного монолита, висевшего в воздухе вопреки здравому смыслу и вообще наперекор всякому представлению о сути вещей. (4)Его жутковатая близость, застившая* почти полнеба, порождала, по крайней мере у нас, ребятишек, знобкое чувство беззащитности, букашиной малости, отчего поначалу невольно хотелось втянуть в себя голову или опрометью стрекануть* прочь. (5)И в напряженной тишине стало слышно, как, дробно переступая, страшась необычности своего бытия, настороженно всхрапывали милицейские кони.
*застившая (прост.) – закрывшая; стрекануть (прост.) – быстро убежать.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- удачно вырулил (предложение 1)
- можно было осознать (предложение 2)
- дирижабль производил впечатление (предложение 3)
- хотелось втянуть в себя (предложение 4)
- стало слышно (предложение 5)
№8
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Прикладывая ладонь к фуражке, он горячо, преданно пожал руки воздухоплавателям, после чего достал солнечно сверкнувший портсигар и предложил выкурить по дружественной папиросе. (2)Броневик привёз какие-то толстые голубые баллоны. (3)Пожарники осторожно перенесли их на брезентовых носилках под нос дирижабля и там сложили в два штабеля. (4)После баллонов вынесли ещё и корзину с яблоками. (5)Воздухоплаватели тут же, не церемонясь, принялись хрустеть белым наливом.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- он пожал руки (предложение 1)
- броневик привёз (предложение 2)
- пожарники перенесли, сложили (предложение 3)
- вынесли (предложение 4)
- принялись хрустеть (предложение 5)
№9
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Нам с пожарниками было по пути. (2)Через полчаса лихого скоку* по лужам и ливневым потокам обезлюдевшего города мы были на своей Красноармейской. (3)Бабушка Варя, отпирая сени, не проронила ни слова. (4)Я прошёл, вернее прокрался мимо неё с заведомо втянутой в плечи мокрой головой, покорно готовый к законному подзатыльнику. (5)И только на кухне, при обливанном свете электрической лампочки, окинув меня беглой косоглазой меркой, сказала с болезненным выдохом...
*скоку (разг.) – способ передвижения прыжками.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- было по пути (предложение 1)
- мы были (предложение 2)
- Бабушка Варя не проронила ни слова (предложение 3)
- я прошёл, прокрался (предложение 4)
- сказала (предложение 5)
№10
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)А утром, как и сговорились, ещё по прохладце, по туманной послегрозовой испарине, мы снова улепетнули* в сеймский луг – глядеть, как будет отлетать дирижабль. (2)Как отвяжут и разом отпустят чалки и он, почуяв свободу, нетерпеливо воспарит ввысь. (3)В проёме распахнутой дверцы, как тогда, будет стоять командир, а может, и знакомый механик, посыпая рукой последние приветы. (4)И хорошо, если бы на прощанье пальнул бы из ракетницы... (5)Но на лугу дирижабля уже не было...
*улепетнули (разг.) – скрылись, убежали.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- будет отлетать дирижабль (предложение 1)
- он воспарит (предложение 2)
- будет стоять командир (предложение 3)
- хорошо (предложение 4)
- не было (предложение 5)
№11
2 задание. Синтаксический анализ предложения
Прочитайте текст.
(1)Но на лугу дирижабля уже не было... (2)Не было его и в ясном вымытом небе. (3)Всё вокруг: и скучный от своей пустой ровноты луг, и разбредшиеся по нему козы и коровы, и серая от росы лозняковая поросль, обозначившая речные извивы, и пустые безоблачные дали у горизонта – всё было зримо и обыденно. (4)И только он, загадочный пришелец, казался теперь удивительным недосмотренным сном. (5)Впрочем, далёкое мальчишество моё – уж не сон ли оно?..
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- уже не было (предложение 1)
- не было (предложение 2)
- всё было зримо (предложение 3)
- он казался сном (предложение 4)
- мальчишество (предложение 5)