Top.Mail.Ru
Моделирование познавательного пространства на уроках географии
Главная
images/banners/muzei.jpg

Диктанты

Тексты с заданиями помогут подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями.
Подробнее

Писатели

Расширяем свои представления о жизни и творчестве писателей, чтобы глубже понять их произведения.
Подробнее

Художники

Входим в мастерскую художников и открываем для себя самобытный мир русского и мирового искусства.
Подробнее

Участие в профессиональных конкурсах — это большая ответственность, умение правильно выстроить собственную методику и продемонстрировать ее уникальность.

Звучит песня (выход с глобусом).

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Только тех еще пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

В русских сказках волшебный клубочек помогает найти нужную дорогу и не позволяет ступить на неверный путь. А ведь параллели и меридианы, словно нити волшебного клубка, пронизывают нашу планету. Глядя на клубок, можно увидеть нашу планету или… символ единства и дружбы.

Так же как карта немыслима без воображаемых линий, современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Одним из способов наглядности является моделирование — это исследование объектов познания на их моделях. 

Федеральный государственный образовательный стандарт в требованиях к результатам освоения программ основного и среднего общего образования выделяет в том числе умение проводить исследование по установлению особенностей изучаемого объекта, причинно-следственных связей и зависимостей, прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов в аналогичных или исходных ситуациях.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на требования Стандарта и стараюсь сделать процесс обучения интересным, преподносить материал в форме, удобной для запоминания.

Именно поэтому я решила рассказать о своей работе над темой: «Моделирование познавательного пространства на уроках географии с целью развития ассоциативного мышления».

Советский географ Николай Николаевич Баранский отмечал, что ни один из других предметов так не нуждается в наглядности и занимательности, как география. 

Моделирование встречается в работах известных географов: В. П. Семёнова-Тян-Шанский, Ю. В. Медведков, В.П. Сухов, В.Ф. Шаталов, В. А. Преображенский. (На слайде все, перечислить не всех).

Можно выделить следующие этапы моделирования:

  1. Вычленение существенных признаков объектов.

На первом шаге ребята под руководством учителя создают образ изучаемого объекта, фиксируют наиболее важные его признаки. 

  1. Построение модели. На втором − определяется, какую модель будут использовать, из каких материалов её создавать и какие характеристики объекта-оригинала она должна отражать. 
  2. Исследование модели.

 Следующий шаг − исследование для получения информацию о её свойствах и модели. 

  1. Перенос полученных на модели сведений на изучаемый объект.

На последнем шаге анализируют результаты эксперимента, делают выводы о свойствах объекта-оригинала и проверяют, насколько полученные результаты соответствуют действительности.

На уроках географии следует использовать разнообразные виды учебных моделей: материальные и мысленные, пространственно-графические и знаковые, модели объектов или явлений, программ действий.

Мои обучающиеся выполнили и исследовали следующие образцы:

  1. 3D-моделирование рельефа острова по орографической картосхеме.
  2. Составление модели строения атмосферы.
  3. Составление модели профиля местности.

Метод ассоциаций – это совокупность приемов и способов, формирующих УУД, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, несомненно, обогащает словарный запас. Этот метод можно назвать одним из самых творческих, так как он, по сути, построен на подсознательной деятельности ума.

В своей работе я использую следующие приемы:

1.Ассоциация по иллюстрациям . Например, используя репродукцию портрета В.В. Докучаева (кто это?), фотографий чернозема. полей России, я подвожу детей к теме «Почвы России». По иллюстрации определите природную зону и восстановите картину, выбрав нужный объект.

2.Ассоциации объекта с чем-либо или кем-либо – поиск внешнего сходства географический объектов на карте с реальными объектами из жизни, например, Скандинавский полуостров − тигр;

Апеннинский полуостров − итальянский сапожок. Очертания Курска напоминают рыбу.

3.Прием «Ассоциация с числом» − запоминание цифровой информации, ассоциируемой с хорошо знакомыми нам номерами, датами и другими числами.

4.Ассоциации при помощи песен. Например, есть много народных песен, где упоминаются реки. Знаменитая народная песню «Волга-Волга» не только рассказывает о красоте реки, но и передает дух российской культуры и истории.

5.Собирание картины из отдельных «Гексов». Каждый шестиугольник – отдельная смысловая единица, которая своими гранями связана с другими шестиугольниками по смыслу. Вместе они представляют собой единую смысловую картину.

6.Фотоколлаж. Фотографии могут отличаться по стилю и содержанию, но объединены одной темой и отражают главные признаки изучаемого объекта или понятия.

Набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте человека. Мои задачи при формировании ассоциативного мышления: создавать новые оригинальные идеи; развивать воображение и фантазию; образовывать смысловые связи.

На своих уроках я пользуюсь приемами мнемотехники, они облегчают запоминание нужной информации и увеличивают объём памяти путём образования ассоциаций.

Мнемофразы применяются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Чаще всего такие фразы обучающиеся придумывают для себя самостоятельно.

Такие приемы и методы отлично вписываются во многие формы уроков, помимо традиционных, это урок-соревнование, урок-игра, урок-исследование, урок-путешествие, урок-пресс-конференция.

Что же дает моделирование?

Применения метода ассоциаций на уроках географии способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся.

 Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся сделать ошибку и чувствуют себя свободно, предлагая свои варианты ассоциаций.

Возможность лучше представить и визуализировать географические объекты и процессы.

Повышение уровня усвоения материала.

Развитие исследовательских навыков, креативности и самостоятельности учащихся.

Рост мотивации и интереса к изучению географии.

Таким образом, в своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы при помощи моделирования познавательного пространства, сформировать у обучающихся географическое и ассоциативное мышление на всех ступенях обучения.

Точно так же, как без параллелей и меридианов невозможно найти нужное место, так и без географических знаний невозможно сложить правильное представление о мире, о жизни, о назначении человека.

Ведь волшебный клубочек указывает путь только смелым, трудолюбивым и любознательным.

Когда меня спрашивают, что является главным катализатором познания, я отвечаю − наша пытливость, в основе которой − осознанное понимание, что гармоничное состояние с миром возможно при более тесном знакомстве с ним, мы никогда не будем с миром на одной дружеской ноге, мы останемся только знакомыми, потому что мир познания бесконечен, главное, чтобы не иссякла наша пытливость.

Я буду держать свой клубочек при себе, чтобы снова вступить на путь познания неизведанного.

Времена года

В гармонии с природой и миром.
Подробнее

Мифы

Из мысли и мечты рождённый...
Подробнее

Обо всём

Про всё на свете.
Подробнее

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен