Участие в профессиональных конкурсах — это большая ответственность, умение правильно выстроить собственную методику и продемонстрировать ее уникальность.
Звучит песня (выход с глобусом).
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Только тех еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
В русских сказках волшебный клубочек помогает найти нужную дорогу и не позволяет ступить на неверный путь. А ведь параллели и меридианы, словно нити волшебного клубка, пронизывают нашу планету. Глядя на клубок, можно увидеть нашу планету или… символ единства и дружбы.
Так же как карта немыслима без воображаемых линий, современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Одним из способов наглядности является моделирование — это исследование объектов познания на их моделях.
Федеральный государственный образовательный стандарт в требованиях к результатам освоения программ основного и среднего общего образования выделяет в том числе умение проводить исследование по установлению особенностей изучаемого объекта, причинно-следственных связей и зависимостей, прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов в аналогичных или исходных ситуациях.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на требования Стандарта и стараюсь сделать процесс обучения интересным, преподносить материал в форме, удобной для запоминания.
Именно поэтому я решила рассказать о своей работе над темой: «Моделирование познавательного пространства на уроках географии с целью развития ассоциативного мышления».
Советский географ Николай Николаевич Баранский отмечал, что ни один из других предметов так не нуждается в наглядности и занимательности, как география.
Моделирование встречается в работах известных географов: В. П. Семёнова-Тян-Шанский, Ю. В. Медведков, В.П. Сухов, В.Ф. Шаталов, В. А. Преображенский. (На слайде все, перечислить не всех).
Можно выделить следующие этапы моделирования:
- Вычленение существенных признаков объектов.
На первом шаге ребята под руководством учителя создают образ изучаемого объекта, фиксируют наиболее важные его признаки.
- Построение модели. На втором − определяется, какую модель будут использовать, из каких материалов её создавать и какие характеристики объекта-оригинала она должна отражать.
- Исследование модели.
Следующий шаг − исследование для получения информацию о её свойствах и модели.
- Перенос полученных на модели сведений на изучаемый объект.
На последнем шаге анализируют результаты эксперимента, делают выводы о свойствах объекта-оригинала и проверяют, насколько полученные результаты соответствуют действительности.
На уроках географии следует использовать разнообразные виды учебных моделей: материальные и мысленные, пространственно-графические и знаковые, модели объектов или явлений, программ действий.
Мои обучающиеся выполнили и исследовали следующие образцы:
- 3D-моделирование рельефа острова по орографической картосхеме.
- Составление модели строения атмосферы.
- Составление модели профиля местности.
Метод ассоциаций – это совокупность приемов и способов, формирующих УУД, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, несомненно, обогащает словарный запас. Этот метод можно назвать одним из самых творческих, так как он, по сути, построен на подсознательной деятельности ума.
В своей работе я использую следующие приемы:
1.Ассоциация по иллюстрациям . Например, используя репродукцию портрета В.В. Докучаева (кто это?), фотографий чернозема. полей России, я подвожу детей к теме «Почвы России». По иллюстрации определите природную зону и восстановите картину, выбрав нужный объект.
2.Ассоциации объекта с чем-либо или кем-либо – поиск внешнего сходства географический объектов на карте с реальными объектами из жизни, например, Скандинавский полуостров − тигр;
Апеннинский полуостров − итальянский сапожок. Очертания Курска напоминают рыбу.
3.Прием «Ассоциация с числом» − запоминание цифровой информации, ассоциируемой с хорошо знакомыми нам номерами, датами и другими числами.
4.Ассоциации при помощи песен. Например, есть много народных песен, где упоминаются реки. Знаменитая народная песню «Волга-Волга» не только рассказывает о красоте реки, но и передает дух российской культуры и истории.
5.Собирание картины из отдельных «Гексов». Каждый шестиугольник – отдельная смысловая единица, которая своими гранями связана с другими шестиугольниками по смыслу. Вместе они представляют собой единую смысловую картину.
6.Фотоколлаж. Фотографии могут отличаться по стилю и содержанию, но объединены одной темой и отражают главные признаки изучаемого объекта или понятия.
Набор ассоциативных понятий основывается на жизненном опыте человека. Мои задачи при формировании ассоциативного мышления: создавать новые оригинальные идеи; развивать воображение и фантазию; образовывать смысловые связи.
На своих уроках я пользуюсь приемами мнемотехники, они облегчают запоминание нужной информации и увеличивают объём памяти путём образования ассоциаций.
Мнемофразы применяются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Чаще всего такие фразы обучающиеся придумывают для себя самостоятельно.
Такие приемы и методы отлично вписываются во многие формы уроков, помимо традиционных, это урок-соревнование, урок-игра, урок-исследование, урок-путешествие, урок-пресс-конференция.
Что же дает моделирование?
Применения метода ассоциаций на уроках географии способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся.
Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся сделать ошибку и чувствуют себя свободно, предлагая свои варианты ассоциаций.
Возможность лучше представить и визуализировать географические объекты и процессы.
Повышение уровня усвоения материала.
Развитие исследовательских навыков, креативности и самостоятельности учащихся.
Рост мотивации и интереса к изучению географии.
Таким образом, в своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы при помощи моделирования познавательного пространства, сформировать у обучающихся географическое и ассоциативное мышление на всех ступенях обучения.
Точно так же, как без параллелей и меридианов невозможно найти нужное место, так и без географических знаний невозможно сложить правильное представление о мире, о жизни, о назначении человека.
Ведь волшебный клубочек указывает путь только смелым, трудолюбивым и любознательным.
Когда меня спрашивают, что является главным катализатором познания, я отвечаю − наша пытливость, в основе которой − осознанное понимание, что гармоничное состояние с миром возможно при более тесном знакомстве с ним, мы никогда не будем с миром на одной дружеской ноге, мы останемся только знакомыми, потому что мир познания бесконечен, главное, чтобы не иссякла наша пытливость.
Я буду держать свой клубочек при себе, чтобы снова вступить на путь познания неизведанного.