Top.Mail.Ru
Воспоминания о любви в повести «Ася»
Творческие работы

Любовь! В ней всё тайна. Как она приходит, развивается, исчезает?..

Действительность часто обрекает человека на «бескрылое существование», а внешние обстоятельства кажутся сильными. Вот и герой повести И.С Тургенева «Ася» удивлён загадкам и странностям в поведении девушки. Его историю можно рассказать за один вечер. Это главное, судьбоносное событие жизни.

Он был здоров, молод, весел, богат, жил без оглядки, свободно и беззаботно. С сожалением смотрит он на свою юность, когда всей душой предавался радостному созерцанию жизни.

Господин Н.Н. плывёт по течению, а в решительный момент, когда нужно было принять решение, он его откладывает на завтра, но не может удержать любовь и «овладеть счастьем». Испытание любовью он не прошёл.

Юная Ася изменчива и подвижна, как сама стихия, а взгляд прям и смел, словно ведает каким-то «тайном знанием». Дисгармония девушки раздражает, но притягивает героя. Ему хочется понять это «полузагадочное существо».

Когда Гагин рассказывает свою семейную историю, то становится понятной и её эмоциональная неустойчивость, и неумение держать себя в обществе. Затем открывается желание Аси «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».

Однако различие героев в восприятии происходящего, нежелание господина Н.Н. довериться ходу событий и мучительный выбор между чувством любви и верностью долгу неизбежно ведёт к катастрофической развязке. Отныне ничего у него не останется, кроме светлых воспоминаний об этой юношеской любви.

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет ж вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье». 

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности; точно она от уста­лости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...

- Ася, - сказал я едва слышно...

Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опи­шет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я на­гнулся и приник к ее руке...

Послышался трепетный звук, похожий на прерыви­стый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикос­новение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскры­лись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвину­лись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

- Ваша... - прошептала она едва слышно.

Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

- Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно ото­двинулся назад. - Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

- Да, - продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. - Ваш брат все знает... Я должен был ему все сказать.

- Должны? - проговорила она невнятно. Она, ви­димо, не могла еще прийти в себя и плохо меня пони­мала.

- Да, да, - повторил я с каким-то ожесточением, - и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами вы­дали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать ва­шему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. - Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. - Теперь все про­пало, все, все.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  сказка;

2)  повесть;

3) роман;

4) рассказ.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является одним из этапов развития сюжета.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема любви;

2)  тема духовной деградации человека;

3)  вызов современному обществу;

4)  тема добра и зла.

4.Что определяет поведение Аси в данном фрагменте?

1)  долг и совесть;

2)  любовь к господину Н. Н.;

3)  забота о людях;

4) желание вытравить из памяти драму несостояв­шейся любви.

5.С какой целью автор описывает поведение Аси такими словами: «Она медленно подняла на меня свои глаза...» и далее?

1)  выявляет отсутствие серьезного отношения к жизни у героини;

2)  показывает заурядность героини;

3)  характеризует психологическое состояние геро­ини;

4)  подчеркивает двойственное положение героини.

6.Укажите термин, в основе которого лежит перене­сение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления («…эти глаза... доверяли, вопрошали, отдавались...)

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Послышал­ся трепетный звук...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов «Уже руки…» выпишите словосочетание, которое объясняет, что остановило господина Н.Н. в его желании поцеловать Асю.

9.В репликах господина Н. Н. найдите сочетание слов, с помощью которого он открыто обвиняет Асю в создавшейся ситуации.

10.Что в данном фрагменте помогает понять различ­ные оттенки чувств героев и их поступки?

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Я назвал себя, и мы разговорились. Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем. Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презрительное, часто пове­лительное, оно вдруг сменялось выражением осторож­ности и робости... Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал... «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», - казалось, говорил тот уторопленный взгляд... Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что! даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круг­лого лица, с небольшим тонким носом, почти детски­ми щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще разви­та. Она нисколько не походила на своего брата.

- Хотите вы зайти к нам? - сказал мне Гагин, - ка­жется, довольно мы насмотрелись на немцев. Наши бы, правда, стекла разбили и поломали стулья, но эти уж больно скромны. Как ты думаешь, Ася, пойти нам домой?

Девушка утвердительно качнула головой.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  характеристика Гагина;

2)  описание Аси;

3)  описание знакомства господина Н. Н. с семей­ством Гагиных;

4)  изображение скуки господина Н. Н.

4.Что определяет поведение господина Н. Н. во время знакомства с Гагиным и его сестрой?

1)  желание подружиться, так как Гагин тотчас по­нравился герою;

2)  стремление выделиться на фоне толпы;

3)  любовь к Асе;

4)  забота об Асе.

5.С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Аси?

1)  выявить отсутствие в героине серьёзного отно­шения к жизни;

2)  показать отношение Аси к своей внешности;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героини;

4)  показать, какое первое впечатление девушка произвела на господина Н. Н.

6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («счастливые», «милое, ласковое», «большими мягкими»).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его внешности (со слов: «Девушка, которую он назвал...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов: «Девушка, которую он...», выпишите слово, которое описывает Асю и выражает то первое впечатление, которое девушка произвела на господина Н. Н.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Я назвал себя...» найдите слово, с помощью которого объясняется, как господин Н. Н. знакомился с русскими за границей.

10.С какой целью подробно описывается внешность Аси во время первого знакомства господина Н. Н. с семейством Гагиных?

 

Творческая работа по повести И. С. Тургенева «Ася»

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

В Кёльне я напал на след Гагиных; я узнал, что он поехали в Лондон; я пустился вслед за ними; но в Лондоне все мои розыски остались тщетными. Я долго не хотел смириться, долго упорствовал, но я должен бы отказаться, наконец, от надежды настигнуть их.

И я не увидел их более - я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о ней, но она навсегда для меня исчезала. Я даже не знаю, жива ли она. Однажды, несколько лет спустя, я мельком увидал за границей, в вагоне железной дороги, женщину, лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты... но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее я лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула.

Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод - и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще луч­ше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устрем­лённых на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый за­паху рука, мне давшая его, та рука, которую мне толь­ко раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам - что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тре­ножных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает само­го человека.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  играет роль вставного эпизода;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является эпилогом.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема несостоявшихся надежд;

2)  тема любви и долга;

3)  вызов современному обществу;

4)  тема горя и страданий.

4.Что определяет образ жизни господина Н. Н. после встречи с Асей?

1)  потеря духовных ориентиров и стремление к обогащению;

2)  стремление убежать от жизни;

3) желание повторить то, что было с Асей;

4) забота о больных.

5.С какой целью автор рассказывает о жизни героя после встречи с Асей?

1)  выявляет отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни;

2)  показывает, что не все в жизни может повто­риться и надо ценить каждый миг;

3)  характеризует невежество господина Н. Н.;

4) подчеркивает социальное положение героя,

6.Укажите художественный прием, в основе которого лежит сопоставление («...храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума...).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «В Кельне я напал...»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «В Кельне я на­пал...», выпишите словосочетание, которое объясня­ет, почему господин Н. Н. стремился напасть на след Гагиных.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Впрочем, я дол­жен...» найдите сочетание слов, с помощью которых объясняется, чем господин Н. Н. утешался в зрелые годы, когда не мог встретить такую же любовь,

10.Как размышления рассказчика в данном фрагмен­те характеризуют его отношение к жизни? Можно ли говорить о раскаянии героя? Почему?

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен