Форма сказок привлекает многих писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н. Лескова, В. Гаршина, В. Короленко.
Салтыков-Щедрин отразил в этом жанре итог своих наблюдений и опыт деятельности на государственной службе. В сказках писателя сплелись фантастика и реальность, комическое и трагическое. Они помогли автору непосредственно обратиться к читателям, избавляли от пристального взгляда цензуры и позволяли рассчитывать на её снисхождение.
Писатель заимствует из фольклорных сказок элементы сюжета, образы, приёмы, но придаёт им острую социально-сатирическую направленность и публицистичность. Кроме того, он творчески перерабатывает фольклорные мотивы, создаёт оригинальное содержание, поднимает вопросы политические, общественные, философско-исторические, нравственные. Сказки писателя различны по тематике: антиправительственные, народные, дидактические, сатира на интеллигенцию и помещиков.
«Повесть о том, как один мужик…» сочетает в себе черты бытовой и волшебной сказок. Из предыстории жизни генералов мы узнаём чиновничий Петербург (служба в регистратуре), особенности быта (Подьяческая улица, кухарка, пенсия) и переносимся на необитаемый остров, где генералы теряют человеческий облик и готовятся растерзать друг друга (из груди рычание, остервенились, полетели клочья).
Глупость и невежество обоих героев выражается в их незнании элементарных вещей (стороны света, беспомощность в добывании пищи). Социальному положению генералов (высокий чин) не соответствует практическая неприспособленность к жизни. Кроме как найти мужика по запаху мякины и овчины, они ничего не могут предпринять самостоятельно. Тут же находят "громаднейшего" мужика, называют его лежебокой, тунеядцем и понуждают его проявить все свои умения: в пригоршне суп сварить, из волос сеть соорудить, выстроить "посудину", похожую на корабль. А награда за труд - рюмка водки да пятак серебра. Никчёмность чиновников, которые даже за время своего отсутствия обогатились (надели мундиры и поехали в казначейство и столько денег загребли, что "ни в сказке сказать, ни пером описать!"), подчёркивает непреодолимую социальную несправедливость.
Изучив несколько сказок из тематических групп, предлагаем карточки с вопросами по произведениям.
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Повесть о том, как один мужик…»
- Какие приметы действительности упомянуты в сказке?
- Чем необычна композиция?
- Какие приёмы использует автор?
- Какова основная мысль сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Дикий помещик»
- Как происходит одичание помещика?
- Каковы признаки дикости помещика?
- Кто и почему называет помещика «глупым»?
- Каков смысл сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Медведь на воеводстве»
- Из каких частей состоит сказка? Почему нет заключения?
- Дайте характеристики трём Топтыгиным.
- Отличалось ли правление Топтыгиных?
- Какие явления действительности высмеял сатирик?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Орёл-меценат»
- Каково значение слова «меценат»? Соответствует значение слова происходящему?
- С чего начал свою деятельность орёл?
- Какую роль автор отводит скворцу?
- Как закончилась сказка?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Премудрый пискарь»
- Подберите эпитеты к слову «премудрый». Как вы понимаете смысл заглавия?
- Расскажите о жизненной позиции старого пескаря.
- Оцените жизнь его сына.
- Чему учит сказка?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Самоотверженный заяц»
- Оцените название сказки.
- Опишите мотивы поведения Волка и Зайца.
- Что высмеивается в сказке?
- Какова авторская позиция?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Карась-идеалист»
- Почему автор называет карася «идеалистом»?
- Какие взгляды отстаивают карась и ёрш?
- Удалось ли перевоспитать щуку?
- Какова мораль сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Коняга»
- Опишите образ жизни Коняги и Пустопляса.
- Чем отличаются братья?
- Как автор относится к героям?
- Почему не смогли пустоплясы отгадать секрет несокрушимости Коняги?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Пропала совесть»
- Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть?
- Опишите путешествие Совести.
- Чем была Совесть для героев сказки?
- Нашла ли себе пристанище Совесть?