Top.Mail.Ru
Задания 2019 года школьной олимпиады по русскому языку для 7-8 классов
Олимпиада по русскому языку

Заданий для 7 класса дано 8, для 8 класса - 9. Обязательно присутствует творческое задание.

 

Русский язык, 7 класс

Задания

 

1.Расставьте ударения в словах (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 10)

Балуясь, красивее, мельком, начатый, они правы, прибывший, ржавея, создана, сослепу, черпая.

2.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слово: ПАР, ЛАПА, ТРАП, ПИР, ТАРА. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове ПАЛИТРА (за каждый правильный ответ – 2 балла, максимальный балл – 6)

 

3.Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв (не более 10 слов). Каких частей речи среди них быть не может. Почему? (максимальный балл - 8)

 

4.Выберите слово (пароним), подходящее для каждого из данных предложений (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 5).

1.Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в (конскую или конную) гриву.

2.Андрей оказался очень (ответным или ответственным) сотрудником.

3.Емеля вёл (праздную или праздничную) жизнь и почти нечем не занимался.

4.Та девочка была (скрытной или скрытой) и ничего о себе не рассказывала.

5.Рядом с миской кота лежал (рыбий или рыбный) хвост.

 

5.Укажите род имён существительных, подберите к ним имена прилагательные (за верно обозначенный род имени сущ.  – 0,5 б., за  подобранное прилагательное – 0,5 б., максимальный балл - 10)

Киви, авокадо, алоэ, брокколи , кольраби, салями, пенальти, жюри, сирота, ворота.

 

6.Задание «Тайный чат» (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 5)

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат.

Сначала пройди обучение: в предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным. В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол. (Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам)

 

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: белила, слог, лагерь, дуло, пропасть, лопасть, жгут, скол, парашют, гладь, играй, благодать, исподволь.

        

7.К данным словосочетаниям подберите подходящие по смыслу фразеологизмы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 10).

Быстро бежать - …, тесно - …, смеяться - …; хорошо знать - …, падать духом - …, уединяться - …, медленно - …, легко - …,  испугаться  - …  

 

8.Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 12).

лоб

 

 

туловище

 

 

ланита

 

 

рамена

глаз

 

 

правая рука

 

рот

 

 

 

шуйца

 

выя

 

 

длань

грудь

 

 

палец

 

ОТВЕТЫ

 

Русский язык, 8 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 67

 

1.Расставьте ударение в словах:

Газопровод, августовский, хаос, звонит, досуг,  дремота, (мах - 6 б.)

 

2.Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

в) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестамидевяностами восемью.

(мах- 1 балл)

3.Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

Мах – 7 б., за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос

 

4.Дано предложение, в котором обыгрывается несколько  фразеологических оборотов. Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому. Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Настало время собирать камни, и Владимир, уже вынесший сор из избы, отправился за телегой, стоявшей впереди лошади, и инструментом, который он накануне отложил в долгий ящик.

(мах- 4б.)

5.Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

Мах – 16 б

 

6.Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы.

2)Мальчишки продолжали гонять мяч.

3) Мы сразу стали тише и взрослей.

4) Через час он пришёл в себя.

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

 

7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

Определите тип и стиль речи.

(мах-13 баллов)

 

8.Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей. (мах-4)

 

9.Прочитайте данное ниже высказывание.

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели.

А. Ривароль, французский писатель

 

Используйте высказывание А. Ривароля в качестве эпиграфа для небольшого сообщения, которое вам нужно подготовить для урока русского языка.  Важно выстроить свой текст по модели рассуждения и использовать в нем не только общие суждения, но и конкретные примеры (достаточно привести два или три).  В качестве примеров можно использовать различные языковые факты и явления.

Объем работы: не более 10-12 предложений    

(мах-10 баллов)

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен