Для школьной олимпиады в 7-8 классах предлагаем задания.
7 класс
Задание 1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные морфемы, скрыты в следующих словообразовательных кальках: землеописание, градостроительство, ухогорлонос.
Задание 2. Каким русским фразеологизмам соответствуют данные иноязычные:
- To sit on a powder keg.(букв.: «Сидеть на пороховой бочке»)
- To cover up one’s traces.(букв.: «Скрывать следы»)
- Put it into your pipe and smoke it.(букв.: «Положите в свою трубку и выкурите»)
- He won’t set the Thames on fire.(букв.: «Он не подожжет Темзу»)
- To play with edge-tool.(букв.: «Играть с острым инструментом»).
Задание 3. Значение слова можно определить по набору смысловых элементов. Разные комбинации этих элементов могут дать разные значения. Пример:
ОТЕЦ – человек взрослый мужского пола по отношению к собственным детям;
БРАТ – человек мужского пола по отношению к другим детям этих родителей.
Определите слова по комбинации входящих в них элементов:
1) человек женского пола по отношению к другим детям этих родителей;
2) человек взрослый женского пола по отношению к собственным детям;
3) человек взрослый женского пола по отношению к детям собственного ребёнка (или своих детей);
4)человек мужского пола по отношению к родителям своих родителей
5) человек женского пола по отношению к детям своего брата (или сестры).
Задание 4. Объясните правописание слова «таинственный»? Почему в нём пишется две буквы Н?
Задание 5. Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.
Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Задание 6. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Выполните синтаксический разбор предложения, морфемный разбор всех слов:
Кусодка нырво подзикала и мызяналась то мылюту.
Задание 7. В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена из книги Э. Распе расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.
Задание 8. 2016 год – Год кино. Представьте себе, что Вы режиссёр и Вам надо снимать фильм. Какой бы Вы сняли фильм? О чём? Пофантазируйте в 7-10 предложениях.
Учитывается творческий, оригинальный подход к заданию, грамотность, умение строить текст рассуждение.
8 класс
1.Фонетика и орфоэпия
Расставьте ударение в следующих словах.
Диспансер, заржаветь, языковое явление, включит, обеспечение, каталог, квартал, средства, эксперт, жалюзи.
2.Морфемика, словообразование, этимология
1)Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга разные суффиксы и приставки.
Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, величина.
2)Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
3)Выпишите из текста слова, основа которых состоит из одного корня, двумя группами:
А) слова, которые склоняются; Б) слова, которые спрягаются.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее! С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, англ. motherland, нем. Fatherland, испанского patria, фр. Patrie?
Каково семантическое различие между этими словами?
3.Лексика и фразеология
1)Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
2)Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В. Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?
А) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.
Б) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь.
В) Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство,- может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.
Г) Аммос Федорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня.
3) Какое языковое явление наблюдается в отрывке?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив? (С. Есенин «Русь советская»)
4.Морфология и синтаксис
1)Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час»
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
2)Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не мело, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б. Зайцев)
3)Прочитайте предложение и укажите возможные варианты в постановке знаков препинания. Мотивируйте их постановку.
За рекой видно ржаное поле.
4)Прочитайте миниатюру М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.
Вош..л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап..ротники окружающие плотно дерево. От капли пап..ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м..рщинами как (будто) по нему плуг п..хал и живые пап..ротники такие чуткие что от одной капли скл..няются и шепчут что(то) друг другу и вокруг плотный к..вер заяч..ей к..пусты все распол..жилось в порядке обр..зующем к..ртину.
5.Творческое задание.
Напишите сочинение по миниатюре М. Пришвина, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора. Качественными характеристиками созданного текста должны являться: 1) убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 2) логика в аргументации основного тезиса; 3) умелое использование речевых средств для создания выразительности в тексте; 4) грамотность (соблюдение норм орфографии и пунктуации русского литературного языка).