Top.Mail.Ru
Проводим школьную олимпиаду по русскому языку для 7-8 классов
Олимпиада по русскому языку

Для школьной олимпиады в 7-8 классах предлагаем задания.

 

7 класс

Задание 1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные морфемы, скрыты  в следующих  словообразовательных  кальках: землеописание, градостроительство, ухогорлонос.

Задание 2. Каким  русским  фразеологизмам  соответствуют  данные  иноязычные:

  1. To sit on a powder keg.(букв.: «Сидеть на пороховой бочке»)
  2. To cover up one’s traces.(букв.: «Скрывать следы»)
  3. Put it into your pipe and smoke it.(букв.: «Положите в свою трубку и выкурите»)
  4. He won’t set the Thames on fire.(букв.: «Он не подожжет Темзу»)
  5. To play with edge-tool.(букв.: «Играть с острым инструментом»).

 

Задание 3. Значение слова можно определить по набору смысловых элементов. Разные комбинации этих элементов могут дать разные значения. Пример:

ОТЕЦ – человек         взрослый         мужского пола        по отношению к собственным детям;

БРАТ – человек       мужского пола             по отношению к другим детям этих родителей.

Определите слова по комбинации  входящих в них элементов:

1) человек       женского пола       по отношению к другим детям этих родителей;

2) человек      взрослый       женского пола       по отношению к собственным детям;

3) человек      взрослый      женского пола      по отношению к  детям собственного ребёнка (или своих  детей);

4)человек       мужского пола      по отношению к родителям своих родителей

5) человек       женского пола      по отношению к детям своего брата (или сестры).

 

Задание 4. Объясните правописание слова «таинственный»? Почему в нём пишется две буквы Н?

Задание 5. Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.

Почему  одноклассники  так  отреагировали  на Сашин рассказ?

Задание 6. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Выполните синтаксический разбор предложения, морфемный разбор всех слов:

     Кусодка  нырво   подзикала  и  мызяналась   то  мылюту.

Задание 7.  В приведенном  ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена  из книги  Э. Распе  расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

Вскоре  турки  отпустили  меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми  отправ…ли  обратно  в  П…тербург. Но я решил уехать из Росси…  и  пок…тил  на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось  отмороз…ло  щеки  и  у него …делался  насм…рк.  А когда солнце  пр…стуже(н,нн)о  от него  вместо  тепла  идет  холод. Можете себе  представить  как  сильно  я  пр…дрог  в  своей  к…рете.

Задание 8. 2016 год – Год кино. Представьте себе, что Вы режиссёр и Вам надо снимать фильм. Какой бы Вы сняли фильм? О чём? Пофантазируйте в 7-10 предложениях.

Учитывается творческий, оригинальный подход к заданию, грамотность, умение строить текст рассуждение.

ОТВЕТЫ

 

8 класс

1.Фонетика и орфоэпия

Расставьте ударение в следующих словах.

Диспансер, заржаветь, языковое явление, включит, обеспечение, каталог, квартал, средства, эксперт, жалюзи.

2.Морфемика, словообразование, этимология

1)Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга разные суффиксы и приставки.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, величина.

2)Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

3)Выпишите из текста слова, основа которых состоит из одного корня, двумя группами:

А) слова, которые склоняются;        Б) слова, которые спрягаются.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее! С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, англ. motherland, нем. Fatherland, испанского patria, фр. Patrie?

Каково семантическое различие между этими словами?

3.Лексика и фразеология

1)Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

2)Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В. Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?

А) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.

Б) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь.

В) Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство,- может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.

Г) Аммос Федорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня.

3) Какое языковое явление наблюдается в отрывке?

С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив? (С. Есенин «Русь советская»)

4.Морфология и синтаксис

1)Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час»

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

2)Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не мело, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б. Зайцев)

3)Прочитайте предложение и укажите возможные варианты в постановке знаков препинания. Мотивируйте их постановку.

За рекой видно ржаное поле.

4)Прочитайте миниатюру М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

Вош..л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап..ротники окружающие плотно дерево. От капли пап..ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м..рщинами как (будто) по нему плуг п..хал и живые пап..ротники такие чуткие что от одной капли скл..няются и шепчут что(то) друг другу и вокруг плотный к..вер заяч..ей к..пусты все распол..жилось в порядке обр..зующем к..ртину.

5.Творческое задание.

Напишите сочинение по миниатюре М. Пришвина, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора. Качественными характеристиками созданного текста должны являться: 1) убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 2) логика в аргументации основного тезиса; 3) умелое использование речевых средств для создания выразительности в тексте; 4) грамотность (соблюдение норм орфографии и пунктуации русского литературного языка).

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен