Для 7 класса предлагаем 10 заданий, для 8 класса - 11 заданий.
7 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 60
1.Распределите слова на группы в зависимости от произношения звука, обозначаемого буквой «Г».
Грибок, погоди, сапог, порог, итого, погода, сегодня, где, когда, его, столичного, стог.
2.В каком слове – чистильщик или кровельщик – можно выделить суффикс -щик?
3.Замените словосочетания синонимами – заимствованными словами.
Больничный лист, специальность, обучение животных, скорый поезд, асфальтированная дорога, популярная игра на льду, школьный кабинет, дачная пристройка.
4.Укажите, к какому стилю речи относятся данные фразеологизмы. Где возможно, замените их одним словом-синонимом.
Играть роль, иметь значение, принять меры, оказать помощь, добиться успеха, вступить в силу, объявить результаты, делать большие глаза, довести до сведения, браться за ум, проверить исполнение, след простыл, принять за чистую монету
5.Какие глаголы, не изменяя, только с помощью ударения можно «перевести» из изъявительного наклонения в повелительное?
6.Распределите словосочетания на две группы: 1) с причастиями и 2) с прилагательными? По какому признаку их можно различить?
Потерянный кошелек – потерянный вид, рассеянный человек – рассеянный клевер, текущие события – текущее молоко, бегающие дети – бегающие глаза, танцующая пара – танцующая походка, распущенный ребенок – распущенный свитер.
7.Дайте объяснение слов, взятых из словаря В.И. Даля.
Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, калач, баить, будень, калика.
8.Определите синтаксическую роль выделенных слов.
1) Оратор говорил горячо и взволнованно.
2) Решение давно и хорошо обдумано.
3) Ты поступаешь необдуманно.
4) Море взволновано бурей.
5) По реке медленно двигалась тяжело груженная баржа.
9.Какие варианты в постановке знаков препинания возможны в следующих предложениях? Мотивируйте их.
1) Бабушка может быть дома.
2) За деревней видно ржаное поле.
10.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)
1) Человѣци подобни суть облакомъ, иногда въ ино мѣсто воздухомъ носими.
2) Цесарь же осклабися, зря на нь, и повелѣ ему, да будеть въ гребцех его. Милошане ж е зане носиша и на руках и цесарскою чьстию чтиша и, бьени быша.
8 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 60
1.Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце.
Кирпич, упряжь, дрожь, груш, линюч, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош
2.Определите, какое слово «лишнее» в каждом ряду.
1) Водитель, писатель, выключатель, преподаватель.
2) Чтец, жилец, спец, певец.
3) Пришить, приумолкнуть, приехать, привезти.
4) Мело, знобило, зубило, мокло.
3.Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, имитация.
4.Каково лексическое значение слова возмутительный в предложении из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка? Каково современное значение этого слова?
Новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами.
5.Назовите форму родительного падежа множественного числа существительного женского рода 1-го склонения.
Метла, кочерга, копна, серьга, гостья, западня.
6.Подумайте, как, не изменяя, можно перевести глаголы из изъявительного наклонения в повелительное? Приведите примеры.
7.Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется с буквой е?
8.Прочитайте предложения, укажите, чем они отличаются по содержанию и как это выражается грамматически.
Наш сосед или дядя Ваня расскажет об истории города.
Наш сосед, или дядя Ваня, расскажет об истории города.
9.Что означают выражения ходить фертом, ходить гоголем, ходить козырем? Одинаково ли их происхождение?
10.Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
1. Рабочие возвращаются с завода. 2. Согласно приказу нас разместили в деревне. 3. Мы проехали мимо вашего дома. 4. Не проходите мимо. 5. Эта лента уже, чем та. 6. Он уже вернулся.
11.Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить.
Среди них имеется тройка слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите эту тройку. Если в вашем ответе предполагается, что корни изменили свой вид, подтвердите возможность каждого изменения примерами.