Top.Mail.Ru
Титан мировой музыки
Обо всём

Можно ли стать «вторым Моцартом»? Не лучше ли быть просто Бетховеном?

В декабре 2025 года исполнится 255 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена (1770-1827). Великий композитор оставил богатое собрание музыкальных произведений, среди которых симфонии, сонаты, концерты, увертюры, песни, композиции.

Отец мечтал вырастить из Людвига величайшего музыканта. Эта затея требовала многочасовых занятий, усердия, терпения. И, конечно же, способностей. Отец добился своего, ведь сын любил музыку по-настоящему. Ничто не могло его испугать и отдалить от любимого дела. Мальчик играл на клавесине, скрипке, виолончели, органе, фортепьяно. Он освоил музыкальную грамоту, читал с листа, интересовался произведениями И.С. Баха, Генделя, Гайдна и, естественно, Моцарта. Совсем юным начал создавать музыкальные произведения и выступать в салонах и при дворе. Юноша брал уроки у самого Моцарта и получил его одобрение и уверение, что «когда-нибудь о нём заговорит весь мир». Выступления в Вене, Праге, Берлине принесли большой успех молодому музыканту, искушённая аудитория была покорена. Отец гордился сыном, ставшим импровизатором, пианистом-виртуозом, композитором.

Суровость отца повлияла на формирование Людвига, он сделался независимым и упрямым. Заставить его что-либо сделать против воли было невозможно. Его недоверчивость, раздражительность смягчалась лишь лаской и нежностью матери. Когда в 26 лет проявились первые признаки болезни, которая с каждым годом прогрессировала, он научился преодолевать трудности: пользовался слуховой трубкой, «разговорными тетрадями», конструкциями, которые помогали услышать вибрации инструмента. Не подводили его только память и воображение. «Девятую симфонию» Бетховен сочинил уже полностью глухим: сначала сочинял мысленно, а потом записывал ноты. Так, через борьбу внутреннюю и внешнюю он стремился к победе, будучи уверенным, что именно «музыка должна высекать огонь мужественных сердец».

Он стал величайшим композитором, но не создал семьи и не оставил детей. Сложный характер, преданность музыке и разочарование в женщинах были главными причинами его одиночества. Он умер не старым человеком - всего-то 56 лет. Но внешне за несколько лет до своего ухода выглядел как старик: коренастый, с всклокоченной гривой седых волос, он имел болезненный, страдальческий вид. Однако на портретах Бетховен изображён одетым опрятно, модно, даже щеголевато.

Из очерка Д. Надеждина вы узнаете подробности о творчестве Людвига ван Бетховена, его триумфе и семье.

Д. Надеждин

Через борьбу к победе!

ТРИУМФ

Нет, не напрасно Вену считали музыкальной столицей Европы! Казалось, она была наполнена музыкой вся, до последнего переулка. В Вену приезжали лучшие композиторы, знаменитые виртуозы соревновались здесь в своём мастерстве. В концертах звучали симфонии и камерные произведения. Придворные и народные театры, хоровые капеллы приглашали многочисленных почитателей музыки. Славилась Вена и тем, что в ней жили и творили величайшие композиторы Моцарт и Гайдн.

7 мая 1824 года в венском театре «Кертнертор» собралось особенно много любителей музыки. Они пришли послушать новую, Девятую симфонию Бетховена — композитора, чьи произведения так отличались от развлекательной музыки, господствовавшей в аристократических салонах.

За дирижёрским пультом стоял пожилой коренастый человек с широким лбом, упрямым подбородком и всклокоченной гривой волос. Под сводами зала гремела музыка. Казалось, перед слушателями развернулась вся история человечества. Небо ещё затянуто мрачными тучами, ещё не сломлены тёмные силы, но уже грохочет буря. Человечество борется, чтобы приблизить рассвет. И вот расступаются свинцовые тучи, пробиваются ослепительные лучи солнца, и финал симфонии рисует картины светлого будущего.

Для того чтобы усилить эффект, Бетховен впервые ввёл в симфонию хор и солистов. Отгремели «фанфары ужаса», напоминая о недавних сражениях, и в ответ им раздаётся уверенный голос: «О братья! Довольно печали! Будем гимны петь веселью и светлой, светлой радости». Хор мощно откликается на этот призыв словами оды «К радости» великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Обнимитесь, миллионы!» Путь к миру, свободе, счастью — в братском объятии всех людей планеты.

Последний взмах руки дирижёра. Смолкли звуки оркестра и хора. И тут раздался такой гром рукоплесканий, что, казалось, стены театра не выдержат и расколются. А сам автор стоял спиной к залу, низко опустив голову. Он не слышал ничего — ни единого звука оркестра собственной симфонии, ни разразившегося после её исполнения шквала оваций. Бетховен был абсолютно глух. Симфонией на этот раз дирижировал не сам автор, а стоявший в двух шагах от него капельмейстер.

Из оцепенения вывела композитора певица Каролина Унгер. Она взяла Бетховена за руку и повернула лицом к слушателям. И только тогда взволнованный автор увидел рукоплещущий зал. Успех был невероятный: Бетховена приветствовали пятикратными овациями, в то время как по установившемуся этикету даже самого императора удостаивали всего тремя. Чтобы избежать возможных неприятностей, полицейские чиновники предложили восторженной публике покинуть театр.

Может быть, стражам порядка не стоило так уж беспокоиться? Когда Бетховен окидывал взглядом битком набитый зал, он заметил, что императорская ложа пуста. Его величество не относился к числу любителей музыки. Как-то он заявил, что ему нужны не гении, а верные подданные. А этот бунтарь-республиканец Бетховен не входил в число таковых! Он никогда не гнул спину перед великосветской знатью.

Однажды императрица прислала к Бетховену лакея с просьбой явиться к ней, но увлечённый работой композитор ответил: «Передай, что занят». В другой раз князь Лихновский попытался насильно заставить Бетховена сыграть.

И чуть не поплатился за эту вольность: Бетховен едва не размозжил ему голову стулом.

А в 1812 году, находясь на курорте под Веной, «дикарь» Бетховен поверг в смятение представителей придворной знати. Стремительно проходя мимо самой императрицы, он едва прикоснулся к своей шляпе. И все растерянно расступились, уступая ему дорогу.

Вот почему у императора не было особых причин жаловать своим вниманием знаменитого не только в Вене, но и во всём мире музыканта.

Когда опустел зал «Кертнертора», друзья привели измученного Бетховена домой и уложили на диван. Композитор лежал молча, с закрытыми глазами. Может быть, он уснул? Друзья постояли в нерешительности и на цыпочках (излишняя предосторожность!) ушли, оставив Бетховена в одиночестве. Неизвестно, спал ли он, вновь ли переживал триумф этого вечера...

 

ОН ЗАСТАВИТ ВСЕХ ГОВОРИТЬ О СЕБЕ

Короткое детство было у Людвига ван Бетховена (приставка «ван» к фамилии намекает на голландское происхождение семьи). Родители его жили в небольшом немецком городе Бонне. Дед Людвига играл на скрипке и пел в хоре княжеской придворной капеллы, став впоследствии её капельмейстером. Там же пел и отец будущего композитора Иоганн ван Бетховен. Это был жестокий, чёрствый человек, любивший проводить время со своими собутыльниками.

Отец решил сделать из своего Людвига новое «чудо», «второго Моцарта». Даже ночью, явившись с попойки, он поднимал с постели сына, вёл его босого, в короткой рубашонке к клавесину и заставлял играть. Малышу было не дотянуться до инструмента, и он вставал на скамеечку, чтобы достать до клавиш. Иногда такие «уроки» продолжались до утра.

Однако Людвиг не возненавидел музыку. Он научился играть не только на клавесине, но и на органе, скрипке, альте, флейте. В шесть лет он уже выступал при кёльнском и боннском дворах. Правда, эти концерты не принесли славы маленькому музыканту.

Семья жила бедно: «развлечения» отца требовали очень много денег. В одиннадцать лет Людвиг пошел работать. Он стал замещать органиста в церкви. Через три года его уже приняли на ту же должность ко двору князя. Мальчишке, привыкшему носиться по городским окраинам, совершенно не шла приличествующая его новой должности парадная форма. С отвращением влезал он в пышный белый воротник, напяливал напудренный парик, наряжался в зелёный фрак со шнурами, шёлковые чулки, башмаки с пряжками, расшитую золотом жилетку... Костюм довершали цилиндр и шпага.

Но и денег, которые Людвиг зарабатывал игрой на органе, не хватало. Приходилось давать уроки музыки детям местных богачей. А в коротких перерывах между концертами, уроками и репетициями он урывками сочинял музыку. Первое известное нам произведение — вариации для фортепиано на тему марша композитора Е. X. Дреслера — Людвиг написал, когда ему было 12 лет.

В 17 лет Людвиг скопил немного денег и, забрав свои сочинения, отправился в Вену — к своему кумиру Моцарту, чтобы из его уст услышать «приговор».

В то время Моцарт сочинял оперу «Дон Жуан» и очень много работал. Знаменитый композитор вышел из соседней комнаты, откуда слышались голоса его посетителей. Увидев молодого гостя, нетерпеливо спросил, что ему угодно. Узнав о цели приезда Людвига, недовольно поморщился, но. попросил что-нибудь сыграть.

Бетховен отличался удивительным мастерством импровизации. И на этот раз он вдохновенно импровизировал на заданную тему. Моцарт слушал серьёзно и внимательно, на лице его уже не осталось следов недовольства.

Когда смолкли последние аккорды, Людвиг встал, молча опустив голову. А Моцарт, словно боясь нарушить внезапно наступившую тишину, осторожно подошёл к двери в соседнюю комнату и сказал находившимся там друзьям: «Обратите внимание на этого юношу. Он заставит всех говорить о себе!»

Недолго пробыл Бетховен у Моцарта. Через несколько месяцев пришло известие о том, что тяжело больна его горячо любимая мать. Людвиг помчался в Бонн и едва не опоздал: мать умерла на его руках. На плечи старшего сына свалились новые заботы: надо было растить младших братьев. Снова уроки в частных домах, игра на органе в капелле и в соборе, служба в театральном оркестре. А ночью — работа, работа, работа! Когда же иначе писать музыку? Ведь сам великий Моцарт сказал ему: «Ты избрал правильный путь!»

Да, он избрал правильный путь! И всё на этом пути было ново, необычно.

В 1789 году восставшие парижане штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию. По всему миру пронеслась весть о революции. Слово «революция» звучало повсюду, приводя в трепет европейских правителей. Стихи и песни о свободе дошли из Франции и до Бонна. Девятнадцатилетний Людвиг Бетховен был тогда студентом философского отделения Боннского университета. Вместе с друзьями он мечтает о свободе, равенстве, братстве, клянётся в верности идеям революции. И не только клянётся: студенты тайно распевают бетховенскую хоровую песню «Свободный человек». Конечно, боннским властям не понравились такие вольности. Студентов наказали. Но Бетховен не изменил юношеской клятве, остался ей верен до конца своих дней.

Пророчество Моцарта сбылось. Не прошло и десяти лет, как Бетховен покорил Вену, куда он приехал вторично— и уже навсегда — в 1792 году. Перед ним распахнулись двери концертных залов и аристократических салонов. Он играл с неистовым темпераментом и глубиной, поражая ошеломлённых слушателей необыкновенным даром импровизации. Здесь он не знал себе равных. Бетховен не так уж часто выступал в концертах с готовыми, уже записанными сочинениями. Порою он создавал музыку тут же, на глазах у всех.

Это был не обыкновенный пианист, каких немало видела венская публика, а пианист-оратор. Бетховена уже не удовлетворял клавесин с его звонким, но быстро затухавшим звуком. Он стал исполнять свои произведения на фортепиано, которое изобрёл еще в начале XVIII столетия итальянец Кристофори. В те годы фортепиано как раз начало входить в моду. Громкие, яркие, певучие звуки нового инструмента помогали Бетховену передавать слушателям грандиозные замыслы его музыки.

Необычным было и поведение композитора. Он появлялся на концертах и в обществе без парика, небрежно и просто одетым, нередко был резок в обращении с вельможами, не переносил их снисходительно-покровительственного отношения к музыке.

Но блестящее исполнительское мастерство Бетховена, бурная, стремительная и порывистая музыка его сонат, симфоний и фортепианных концертов покоряли слушателей. Имя Бетховена поставили в один ряд с Гайдном и Моцартом.

ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!

Велико музыкальное наследие Бетховена. Он сочинил 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты для фортепиано, 10 сонат для скрипки с фортепиано, около 60 пьес для фортепиано, оперу «Фиделио», балет «Творения Прометея», «Торжественную мессу», обработал много народных песен...

И удивительнее всего то, что значительную часть этих произведений он написал, уже будучи глухим. Первые признаки страшной болезни композитор почувствовал в 26 лет. «Твой Бетховен так несчастлив,— писал композитор своему другу. — Мой слух так ослабел... Я давно это чувствовал, но скрывал... День и ночь у меня гудение в ушах... Если бы у меня была другая специальность. Это ужасно... Просто удивительно, что люди в разговоре со мной не замечают этого, а всё приписывают рассеянности».

Усилия врачей ни к чему не привели. С каждым днём глухота усиливалась. Бетховен стал мрачным, раздражительным, перестал выступать в концертах. Но страшная болезнь не отразилась на его творчестве, до конца оно сохранило печать мужественности и бодрости. Он не слышал того, что происходит в окружающем его мире, но музыка продолжала звучать в нём. Композитор продолжал писать гениальные симфонии, увертюры, сонаты. Ведь девизом всей его жизни и творчества были слова: «Через борьбу — к победе!» И Бетховен победил, потому что знал: его искусство нужно людям, он должен дарить им радость, учить мужеству, стойкости.

Произведения Бетховена знают во всём мире. Даже мальчишки, десятки раз смотревшие «Чапаева», сами того не подозревая, познакомились с «Лунной сонатой». В короткое затишье между боями её играет белогвардейский полковник Бороздин, в то время как его верный денщик, георгиевский кавалер Петрович, натирает пол. В глазах солдата слёзы: по приказу полковника подвергнут экзекуции брат денщика. И медленная вступительная часть «Лунной сонаты» как бы подчёркивает драматизм положения.

Эту сонату Бетховен посвятил своей юной, всех очаровывавшей, семнадцатилетней ученице Джульетте Гвичарди. По одному из преданий, он написал её летом 1801 года в беседке имения своих друзей Брунсвиков. Поэтому произведение поначалу называли «Сонатой-беседкой».

В марте 1825 года Бетховена посетил двадцатишестилетний поэт Людвиг Рельштаб. Поэт сделал многое для распространения произведений Бетховена, и особенно полюбившейся ему сонаты. Впечатление от первой, медленной части сонаты Рельштаб сравнил с плывущей при свете луны лодкой. С тех пор сонату стали называть «Лунной».

Не менее популярна у любителей музыки и «Аппассионата», считающаяся вершиной сонатного творчества Бетховена. Название это в переводе с итальянского означает — страстная, воодушевлённая. Сам Бетховен говорил, что тема её навеяна драматическим произведением Шекспира «Буря».

«Аппассионату» Бетховен закончил к 1806 году. На душе было особенно тяжело: он был одинок, усиливалась глухота. Но крепкая сила воли заставляла композитора не склонять головы. «Я схвачу судьбу за глотку, — писал он другу юности Вегелеру, — совсем сломить меня ей не удастся. О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!»

Не менее значительным созданием Бетховена была Пятая симфония (1808 год). Все четыре её части объединены были одной и той же повелительной темой, которая, словно эпиграф, звучит в самом начале произведения.

Всего четыре ноты! Сам автор сказал о них: «Так судьба стучится в дверь». Яркая, выразительная музыка этого произведения рисует грандиозную картину борьбы человека с невзгодами жизни во имя радости и счастья. А финал отражает победу и торжество человечества над силами зла и насилия.

Этой теме посвящены все почти произведения композитора. Они рассказывают о битвах и жестоких схватках, рисуют картины всеобщего ликования. В них звучат интонации революционных гимнов, ритмы маршей и шествий.

Одним из последних творений Бетховена была «Торжественная месса» — величественное произведение философского характера, совершенно не похожее на все предшествовавшие ей подобные сочинения культовой (церковной) музыки. Судьба «Торжественной мессы» особенно любопытна для нас, ленинградцев. 21 июня 1823 года гениальный композитор прислал в Петербургское филармоническое общество письмо, в котором предлагал исполнить это наиболее совершенное из его сочинений. И 26 марта 1824 года впервые в Европе «Торжественная месса» прозвучала в концерте Филармонического общества при участии хора императорской капеллы.

А 7 мая того же года жители Вены слушали последнее величайшее произведение Бетховена — Девятую симфонию, считающуюся итогом всей деятельности композитора, — о котором французский писатель Ромен Роллан сказал: «Он представляет собою самую героическую силу новейшего искусства. Он — величайший и лучший друг тех, кто страдает и борется».

Финал Девятой симфонии был исполнен на концерте в Большом театре и 5 декабря 1936 года — в тот исторический день, когда приняли новую Конституцию. Выраженный в музыке призыв Бетховена «Обнимитесь, миллионы!» звучит и в наши дни.

«Я надеюсь подарить миру ещё несколько больших произведений...» — писал великий композитор. И продолжал работать. Но к неизлечимой глухоте присоединилась тяжёлая болезнь почек. Четыре операции ни к чему не привели.

Весенней ночью 1827 года над Веной разразилась страшная гроза. Словно тысячи литавр гремели в окутавшем город мраке. А в сумрачной комнате своего последнего жилища с символическим названием «Дом с траурным флагом» умирал великий композитор. Гроб с его телом провожала на Венское кладбище двадцатитысячная толпа. И это подтверждало любовь народа. Бетховен был, есть и будет одним из величайших титанов мирового искусства.

 

Литература

  1. Корганов В.Д. Бетховен: биографический этюд. — Москва: Алгоритм, 1997.
  2. Надеждин Д. Через борьбу к победе! (К 200-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена) // Искорка. — 1970. — № 12.
  3. Щукина Л.Д. Людвиг ван Бетховен. В поединке с судьбой. — Москва: Музыка; Гамма-Пресс, 2014.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен