Top.Mail.Ru
О красоте мечтая...
Обо всём

Хрестоматийно известно, что важнее всего прочего красота духовная.

По совам классика, «Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты». (В.Г. Белинский)

В словаре С.И. Ожегова понятие «красивый» объясняется следующим образом: «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью...»

Слово «прекрасный» возникло в глубокой древности, оно означало буквально «самый красивый». И ещё одно слово слышится в нём — «красный». Издавна его употребляли в народной речи для обозначения чего-нибудь хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почётного, ценного: красна девушка, красный сарафан, красное дерево, наконец, Красная площадь...

Но человек изобрёл костюм, чтобы иметь возможность выделяться и быть непохожим на других. Костюм — это комбинирование разных предметов, которые гармонично и в целостности передают облик человека. Иначе говоря, в костюме объединены одежда, обувь, причёска.

Любой костюм выполняет сразу две задачи: утилитарную, то есть жизненно полезную, и эстетическую. Костюм не может существовать сам по себе. Без человека это просто набор предметов! Но объединенные какой-то идеей и предназначенные для человека, вещи превращаются в костюм. Национальный, молодёжный, детский, профессиональный...

Безусловно, для каждого времени, каждого народа характерен свой костюм. Скажем, в прошлом одежда определяла положение человека в обществе, стоимость её указывала на состояние владельца.

Обязательное качество истинно красивого костюма — его полезность. Классический пример — традиционный национальный костюм. К примеру, русский обильно украшен узорами, но его каждый элемент удобен и практичен.

После революции взгляды на костюм, да и на весь облик человека кардинально изменились. Рождалось новое общество, формировалось новое сознание. Живыми иллюстрациями той незабываемой эпохи служат многие картины, созданные в 20-е годы. Среди них «Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина. Взяв за основу одежду древнерусского воинства, художники в 1918 году разработали форму для Красной Армии: шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получившей название будёновки. Характерно, что будёновка и тельняшка стали не просто элементами костюма, а символами героизма.

Как понимали тогда красоту костюма подростки? В военное время молодежь стремилась подражать взрослым — поведением, поступками, даже внешним обликом. Как выглядела девушка? Коротко подстриженная, в кепке, гимнастёрке, юбке (или галифе) и сапогах, она прошла рядом со своими сверстниками через войну, голод и разруху, приняла на свои плечи тяжесть забот молодой страны. Её внешний облик зависел во многом от стремления стать равной с мужским населением и незаметной среди них.

А в грозные годы Великой Отечественной? И стар и млад встали на защиту Родины. Своими поступками и даже внешне девушки и юноши подражали взрослым.

В трудные для нашей страны послевоенные годы молодёжь одевалась просто. Девушки носили юбки из хлопчатобумажных тканей и белые блузки или полосатые майки-футболки. Эти майки в полоску (или гладкие с цветным воротником) были основной одеждой молодёжи. И очень универсальной! В ней ходили на работу, в школу, в институт, на прогулку.

Что касается обуви, то тапочки из парусины с голубой каёмочкой были предметом мечтаний всех девчонок! Головы они покрывали косынками, преимущественно красными, завязанными углами назад. Полосатые майки и тапочки — почти что униформа — стали символом молодёжи конца 20—30-х годов. Картины А. Дейнеки, А. Самохвалова, К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона и других документально подтверждают эти, уже ставшие историей, приметы времени.

Среди молодёжи белая рубаха была редкостью. Юноши ходили в рубашках цвета хаки с накладными карманами или ковбойках. Огромной популярностью пользовались брюки галифе, которые носили с обмотками и башмаками, на талии — широкий ремень. После Великой Отечественной войны излюбленными головными уборами стали пилотки, бескозырки, фуражки: мальчишки хотели походить на отцов и дедов, которые выстояли в бою.

Вот так наша молодёжь понимала красоту костюма в связи с временем, средой. Это неофициальная мода, живая, реальная действительность.

Во второй половине 50-х годов молодёжь всех стран впервые заявила о своем праве одеваться по собственному вкусу. Создавая течения и стили, молодые люди черпают вдохновение во всех странах и эпохах и даже... в собственном воображении.

В те годы во всем мире начинает утверждаться популярность джинсов. Первоначально они были спецодеждой, но прочно вошли в моду как у юношей, так и у девушек. Через свой внешний облик молодые люди стремились к самовыражению, в том числе и в костюме: носили свитера, пуловеры, блузы, куртки, береты, шляпы...

В 50-е годы появилось слово «стиляга». Так называли человека, перенимавшего западную моду и потому одетого супермодно — «стильно». Со стилягами у нас велась борьба. Печатались карикатуры, высмеивающие юношей в узких брюках (вошедших в моду взамен брюк клёш, с которыми никак не могли расстаться взрослые), туфлях на толстенной подошве, с модным коком на голове...

Случайный набор вещей никогда ничего не формирует. Ансамбль одежды должен быть целостным, гармоничным, выразительным — через костюм проявляется эстетический вкус человека. Не надо только забывать, что он не только в том, как человек одет и каковы его манеры, но и в том, как он работает или учится, насколько полезен и интересен окружающим.

Молодые охотно принимают новое. Сегодня их эстетический вкус зависит не только от уровня духовной культуры, но и от деятельности дизайнеров, создающих окружающую среду.

А ведь это очень важно — вовремя сориентировать юношу или девушку, помочь разобраться в сложном мире моды, чтобы костюм не стал фéтишем, а помогал выявить красоту и духовное богатство человека.

 

Литература

  1. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. – М., 1991.
  2. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  3. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  4. Шармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен