Красивы бронзовые скульптуры коней на Аничковом мосту. А их ваятель — немец с русскою душой — в совершенстве владел художественным литьём.
Он родился в российской столице в начале июня 1805 года и покорил Санкт-Петербург позже, став известным скульптором. Его ждала военная карьера, ибо страстью были кони. И всё на это указывало: Пётр любил лепить из разных материалов силуэты коней, рисовать, вырезать ножиком фигурки, наблюдать за повадками, пластикой этих животных, но не помышлял об искусстве.
Детство будущего ваятеля прошло в Омске, далеко от европейской культуры. Там он окончил казачье училище, затем поступил в артиллерийское училище в Петербурге, был произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде. А в двадцать три года покинул службу, стал вольнослушателем в Академии художеств, два года учился самостоятельно: «Академия не подготовляла художника с юности; его не окружали днём и ночью Зевсы и Абадонны; его предмет не из древности, его предмет простой и самый обыкновенный... Предметом его любви и изучения были не Аполлоны, не Венеры и Антинои, а простая лошадь».
Ни отец, барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, который был генералом Отечественной войны 1812 года, ни мать — прибалтийская дворянка — не представляли, что их сын прославится на всю Россию как мастер-литейщик, скульптор-анималист.
Именно кони принесли Петру Клодту известность не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Он работал при Литейном дворе Академии художеств. В 1833 году на выставке в Академии представил две гипсовые модели коней. На первой юноша шёл навстречу вздыбившемуся коню, на другой юноша шагал рядом с уже усмирённым животным. Клодт хотел украсить этими фигурами пристань на Неве. Замысел не осуществился, хотя модели получили одобрение. Скульптор отлил в бронзе эти две композиции и в ноябре 1841 года установил их на Аничковом мосту рядом с Адмиралтейством (на западных устоях моста), а их гипсовые копии выставил на восточных устоях моста.
Фаддей Антонович Горецкий. Портрета скульптора Петра Карловича Клодта, 1850 г.
Молодой скульптор приобрёл покровительство самого императора Николая I и получил заказ на отряд конногвардейцев. Профессора Академии художеств тоже оценили талант и скромность самоучки. Ректор Академии Иван Мартос даже благословил на брак с Клодтом свою воспитанницу, с которой скульптор прожил двадцать шесть лет, став отцом шестерых детей.
Петром Карловичем были отлиты ангелы и барельефы для северного портика Исаакиевского собора «Несение креста» и «Положение во гроб», для Царских врат главного иконостаса — скульптура «Христос во славе», выполнены конные памятники Николаю I на Исаакиевской площади, Петру I в Кронштадте, Владимиру Великому в Киеве, монументы Н. Карамзину в Симбирске, Г. Державину в Казани.
Петра Клодта избрали «назначенным академиком» и профессором скульптуры. Впоследствии он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств.
Четыре бронзовые группы «Укротители коней» — один из примечательных символов города. Их копировали для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Отлитые в бронзе, они украсили Зимний дворец, Нарвские Триумфальные ворота, построенные в память о героях Отечественной войны 1812 года, петергофский дворец Бельведер, Орловский парк в Стрельне.
Бронзовые скульптуры, предназначенные для восточной стороны Аничкова моста, не успели занять постаментов и были отосланы в Берлин в качестве подарка императора Николая I своему родственнику, прусскому королю. Ещё одна пара бронзовых коней, установленная в 1843 году, была через три года снята с постаментов и отправлена в Неаполь, где украшает сад перед королевским дворцом. За это время Клодт решил развить свой замысел, создав для другой стороны моста совершенно новые скульптурные группы. Они были отлиты в бронзе и заняли свои места лишь в 1850 году.
Почти 20 лет работал П. Клодт над этим ансамблем, держа в памяти парные скульптурные группы Диоскуров, найденных в Италии во время раскопок и установленных на Капитолийской площади Рима. Укротителя коней называют водничим. Этот юноша покоряет дикое животное в развитии. Сначала обнаженный атлет еле сдерживает коня, затем осаживает его, вставшего на дыбы, потом, словно в схватке, сам оказывается лежащим на земле. И наконец, припав на колено, хватает коня и одерживает над животным победу.
Скульптор великолепно передал движения человека и коня, чьи силуэты издалека видны с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Пётр Карлович сам отливал фигуры цельными, не деля их на части. Этому он научился у крупнейшего мастера художественного литья В.Е. Екимова, после смерти которого возглавил Литейный двор.
С самого дня установления фигуры не покидали своих постаментов. Но осенью 1941 года, чтобы спасти уникальные изваяния от разрушения при бомбежках и обстрелах осаждённого Ленинграда, было решено укрыть их в земле. В соседнем Аничковском саду в замёрзшем грунте удалось вырыть только один котлован для первой группы, остальные три были зарыты в землю весной 1942 года. В победном 1945 году кони Клодта вернулись на мост. Однако до нашего времени на гранитных постаментах сохранились следы выбоин, в 70-е годы начала разрушаться бронза, появились трещины и пятна. Лишь в 2000 году конные группы поочередно сняли, чтобы отреставрировать. Без статуй мост опустел. И вновь были установлены весной 2021 года.
Бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших скульптора-литейщика, встречают и провожают всех, кто едет или идёт по Аничкову мосту.
Литература
- Ефремова Н. Придёт весна — вернутся кони // Наука и жизнь. 2002. — № 2.
- Калугина Н. Кони барона Клодта // Юный художник. — 2024. — № 3.