Top.Mail.Ru
Бронзовые кони Клодта
Художники

Красивы бронзовые скульптуры коней на Аничковом мосту. А их ваятель — немец с русскою душой — в совершенстве владел художественным литьём.

Он родился в российской столице в начале июня 1805 года и покорил Санкт-Петербург позже, став известным скульптором. Его ждала военная карьера, ибо страстью были кони. И всё на это указывало: Пётр любил лепить из разных материалов силуэты коней, рисовать, вырезать ножиком фигурки, наблюдать за повадками, пластикой этих животных, но не помышлял об искусстве.

Детство будущего ваятеля прошло в Омске, далеко от европейской культуры. Там он окончил казачье училище, затем поступил в артиллерийское училище в Петербурге, был произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде. А в двадцать три года покинул службу, стал вольнослушателем в Академии художеств, два года учился самостоятельно: «Академия не подготовляла художника с юности; его не окружали днём и ночью Зевсы и Абадонны; его предмет не из древности, его предмет простой и самый обыкновенный... Предметом его любви и изучения были не Аполлоны, не Венеры и Антинои, а простая лошадь».

Ни отец, барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, который был генералом Отечественной войны 1812 года, ни мать — прибалтийская дворянка — не представляли, что их сын прославится на всю Россию как мастер-литейщик, скульптор-анималист.

Именно кони принесли Петру Клодту известность не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Он работал при Литейном дворе Академии художеств. В 1833 году на выставке в Академии представил две гипсовые модели коней. На первой юноша шёл навстречу вздыбившемуся коню, на другой юноша шагал рядом с уже усмирённым животным. Клодт хотел украсить этими фигурами пристань на Неве. Замысел не осуществился, хотя модели получили одобрение. Скульптор отлил в бронзе эти две композиции и в ноябре 1841 года установил их на Аничковом мосту рядом с Адмиралтейством (на западных устоях моста), а их гипсовые копии выставил на восточных устоях моста.

Фаддей Антонович Горецкий. Портрета скульптора Петра Карловича Клодта, 1850 г.

Молодой скульптор приобрёл покровительство самого императора Николая I и получил заказ на отряд конногвардейцев. Профессора Академии художеств тоже оценили талант и скромность самоучки. Ректор Академии Иван Мартос даже благословил на брак с Клодтом свою воспитанницу, с которой скульптор прожил двадцать шесть лет, став отцом шестерых детей.

Петром Карловичем были отлиты ангелы и барельефы для северного портика Исаакиевского собора «Несение креста» и «Положение во гроб», для Царских врат главного иконостаса — скульптура «Христос во славе», выполнены конные памятники Николаю I на Исаакиевской площади, Петру I в Кронштадте, Владимиру Великому в Киеве, монументы Н. Карамзину в Симбирске, Г. Державину в Казани.

Петра Клодта избрали «назначенным академиком» и профессором скульптуры. Впоследствии он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств.

Четыре бронзовые группы «Укротители коней» — один из примечательных символов города. Их копировали для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Отлитые в бронзе, они украсили Зимний дворец, Нарвские Триумфальные ворота, построенные в память о героях Отечественной войны 1812 года, петергофский дворец Бельведер, Орловский парк в Стрельне.

Бронзовые скульптуры, предназначенные для восточной стороны Аничкова моста, не успели занять постаментов и были отосланы в Берлин в качестве подарка императора Николая I своему родственнику, прусскому королю. Ещё одна пара бронзовых коней, установленная в 1843 году, была через три года снята с постаментов и отправлена в Неаполь, где украшает сад перед королевским дворцом. За это время Клодт решил развить свой замысел, создав для другой стороны моста совершенно новые скульптурные группы. Они были отлиты в бронзе и заняли свои места лишь в 1850 году.

Почти 20 лет работал П. Клодт над этим ансамблем, держа в памяти парные скульптурные группы Диоскуров, найденных в Италии во время раскопок и установленных на Капитолийской площади Рима. Укротителя коней называют водничим. Этот юноша покоряет дикое животное в развитии. Сначала обнаженный атлет еле сдерживает коня, затем осаживает его, вставшего на дыбы, потом, словно в схватке, сам оказывается лежащим на земле. И наконец, припав на колено, хватает коня и одерживает над животным победу.

Скульптор великолепно передал движения человека и коня, чьи силуэты издалека видны с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Пётр Карлович сам отливал фигуры цельными, не деля их на части. Этому он научился у крупнейшего мастера художественного литья В.Е. Екимова, после смерти которого возглавил Литейный двор.

С самого дня установления фигуры не покидали своих постаментов. Но осенью 1941 года, чтобы спасти уникальные изваяния от разрушения при бомбежках и обстрелах осаждённого Ленинграда, было решено укрыть их в земле. В соседнем Аничковском саду в замёрзшем грунте удалось вырыть только один котлован для первой группы, остальные три были зарыты в землю весной 1942 года. В победном 1945 году кони Клодта вернулись на мост. Однако до нашего времени на гранитных постаментах сохранились следы выбоин, в 70-е годы начала разрушаться бронза, появились трещины и пятна. Лишь в 2000 году конные группы поочередно сняли, чтобы отреставрировать. Без статуй мост опустел. И вновь были установлены весной 2021 года.

Бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших скульптора-литейщика, встречают и провожают всех, кто едет или идёт по Аничкову мосту.

 

Литература

  1. Ефремова Н. Придёт весна — вернутся кони // Наука и жизнь. 2002. — № 2.
  2. Калугина Н. Кони барона Клодта // Юный художник. — 2024. — № 3.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен