Итоговое собеседование по русскому языку вводится в российские школы как допуск к ОГЭ. Есть вопросы, которые особенно актуальны при подготовке к экзамену.
Перечислим самые частые вопросы, возникающие по поводу итогового собеседования.
Что такое речевая ситуация итогового собеседования?
Речевая ситуация итогового собеседования – это официальная обстановка, беседа ученика со взрослым человеком, учителем. Такая речевая ситуация требует от учащегося соблюдения важных правил официального общения, верного выбора фактического материала для монолога, применения умений быстро реагировать на заданный вопрос собеседника.
Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования?
Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: проводит инструктаж, напоминает о времени, даёт задания, контролирует длительность подготовки ученика к ответу, следит за регламентом ответа, инициирует диалог.
Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)?
Безусловно. Но обратим внимание на такую деталь: задания уже распечатаны и принесены в аудиторию, где идёт экзамен. Делать для каждого ученика комплект задания – это больше создавать путаницы, чем поддерживать реальную атмосферу тишины и размеренности, исключая торопливое перебирание бумаг и их шелеста. Лучше всего предложить ученику чистый лист формата А4. Это будет оптимально и не затруднительно.
Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе?
Этот вопрос частично повторяет предыдущий вопрос. Уточним ещё раз: имеет право.
Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога?
Ни в коем случае нельзя навязывать ученику своё мнение. Нужно предложить сделать выбор ученику самостоятельно.
Имеет ли право учащийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос?
Собеседник благожелательно настроен, он должен быть тактичным и любезным, спокойным и внимательным, чтобы снимать страх ученика сделать ошибку в процедуре собеседования.
Будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?
Баллы не будут снижены. Баллы начисляются по определённым критериям, и отступать от них эксперт не может.
Каково речевое поведение экзаменатора-собеседника в том случае, если во время диалога учащийся молчит или даёт ответ на вопрос типа «Не знаю...», «Мне нечего сказать...»?
Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.
Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от монолога учащегося?
Имеет. Он внимательно следит за ответом ученика и, слушая, может определить, что девятиклассник уже ответил на какой-либо вопрос, который был заготовлен на карточке собеседника.
Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочёты в речи экзаменуемого?
Характеристика речи и её оценка не входит в функции собеседника. Поэтому он не должен делать поправки такого вида.
В каком случае по критерию «Темп чтения» выставляется 0 баллов?
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. То есть это чтение слишком медленное для возрастной нормы ученика. Или же оно слишком быстрое, когда ученик перестаёт соблюдать необходимые паузы и от волнения торопится закончить чтение.
Можно ли выставить 1 балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм», если ученик допустил при чтении одну ошибку в слове, сопровождающемся знаком ударения?
Нет.
В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки?
При проверке склонения имени числительного.
Следует ли контролировать речевые нормы при чтении текста?
Не следует.
Сколько баллов следует выставить по критерию «Сохранение микротем текста» (П1), если ученик упустил только одну микротему?
Нужно выставить 0 баллов.
При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов?
Уже при чтении текста.
Какой вид пересказа должен быть на итоговом собеседовании?
Подробный, но не слово в слово.
Сколько баллов получит ученик по критериям оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания (П1-П4), если при ответе был дан подробный пересказ, сохранены все микротемы, фактические ошибки отсутствовали, но высказывание приведено не было?
Он получит 2 балла.
Во время монолога ученик использовал молодёжный сленг и разговорные слова. По какому критерию должен быть снижен балл при оценивании?
Учёт речевой ситуации.
В своём монологе ученик привёл 10 фраз по теме высказывания, но дал их в форме ответов на вопросы, предложенных в задании, не создал цельный текст. По какому критерию должен быть снижен балл?
Речевое оформление монологического высказывания (МР).
В диалоге с собеседником ученик дал три односложных ответа на вопросы. Какой балл должен быть выставлен по критерию «Коммуникативная задача» (Д1)?
Только 0 баллов.
Для ответов на вопросы я использовала личный опыт и методические рекомендации ФИПИ по итоговому собеседованию.