Для самостоятельной работы предлагается текст с тремя заданиями в формате ОГЭ. И ещё одно задание рекомендовано для редакторской правки.
(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.
(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.
(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.
(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.
(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.
— (31)Плыви, — сказал Славка.
(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.П. Крапивину)
Задания к тексту в формате ОГЭ
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова - Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Почему Славка был счастлив?
15.3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?
Задание для редакторской правки
Познакомьтесь с сочинением ученика, выполнившим задание 15.3. Какие ошибки можно исправить? Выполните редакторскую правку.
В тексте В. Крапивина повествуется об истории, произошедшей на берегу моря. Маленький парусник попал в беду, но Славка, проходивший мимо, смог его спасти и отправил в свободное плавание. Мальчик был счастлив. Почему? Попытаемся выяснить.
Славка дал маме обещание, что купаться сегодня не будет. Это усложняло задачу. Но юноша смог найти другой выход и попытался добраться до яхточки по скользким камням. Автор пишет, что ему "было весело и жутковато". Парень мечтал о таком кораблике всю жизнь, у него появилась мысль забрать его себе, но он понял, что лодочке будет лучше в море (предл. 28-30).
Герой был доволен своим смелым поступком, он даже сдержал свое слово. Его переполняло чувство гордости, радости и счастья.
(111 слов)
Типичные ошибки, допускаемые на ОГЭ (презентация, файл pptx, размер 1,44 МБ).