Top.Mail.Ru
Проверочные диктанты для 5-9 классов
Диктанты

Осень под ногами

Первый школьный месяц позади, но впереди ещё четыре недели учёбы, пора готовиться к проверочным диктантам.

Каждой параллели из 5-9 классов предлагаем на выбор по два диктанта с грамматическим заданием. Иногда у них одинаковые названия, а содержание отличается. Это для тех классов, кто пишет работу первыми, а потом другому классу рассказывают, о чём писали диктант. Да, немного вводим в заблуждение, потому что привыкли сверяться с источником в Интернете.

Для 5 класса составляем текст, где были представлены, кроме безударных проверяемых гласных,  собственные имена и отчества, географические названия, изменяемые приставки на -З/С, непроизносимые и парные согласные, разделительный Ь, безударные окончания прилагательных и глаголов. Если пятиклассники знают о правилах постановки тире при главных членах предложения, запятых между однородными членами, то об этом нужно накануне написания работы напомнить.

Для 6 класса предлагаем тексты с написанием Н-НН в изученных частях речи, гласных после Ц, с повторяющимся союзом И между однородными членами. В задании даны слова для морфемного и фонетического разборов.

В 7 классе вместо фонетического разбора даём морфологический разбор прилагательного, в 8 классе - причастия и деепричастия. Восьмиклассникам нужно в задании выписать из предложения словосочетания разного типа связи и разобрать их.

В 7 классе в текстах встречаются обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, написания наречий. В 8 классе тексты содержат односоставные предложения, вводные слова, обобщающие слова при однородных членах, чужую речь. В текстах для 9 класса есть сложные предложения разного вида.

 

Контрольный диктант для 5 класса по итогам 1 четверти

ЗАЯЧИЙ СЛЕД

С Павлом Ми­хайловичем мы пошли в лес. Это была за­мечательная прогулка.

Ночью шёл мокрый снег. Кусты и трава покрылись пышными белыми хлопьями. Они выглядели как на праздничном балу. А за нами на чистом снегу оставалась широкая тропка.

Мой товарищ много интересного по­видал за свою долгую службу лесничим. Он рассказывал, что встречал тут в осиннике зайца. Зайчишка умеет отличить охотника с ружьём от обычного прохожего.

Мы подошли и рассмотрели заячий след. Это была целая це­почка. Когда заяц скачет, он выносит вперед свои длинные задние ноги, а короткими передними ногами переступает по очереди.

 (По С. Морозову.)

(91 слово.)

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор слов: выглядели, тропку, длинные (1 вариант); переступает, осиннике, широкая (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Кусты и трава покрылись пышными белыми хлопьями.4 (1 вариант);

Мы подошли и рассмотрели заячий след.4 (2 вариант).

3. Фонетический разбор слова: снег (1 вариант); ружьём (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 5 класса по итогам 1 четверти

КАРАВАЙКА

Птица каравайка — это наш ибис. Днём она прячется в гуще тростников, охотится ночью. Живёт птичка в устьях рек. Гнездо строит на деревьях. Корм добывает длинным изогнутым клювом. Она копает в жидком иле и достаёт рач­ков, водных насекомых, лягушек, мелкую рыбёшку.

У нас каравайка живёт на Кавказе, на Волге и Урале. Эту редкую птицу внесли в Красную книгу.

Каравайка любит тепло. В октябре она улетает в Индию или в Африку. Но птицы стали задерживаться на зиму на родине. На рисовых полях они находят себе съестное. Когда есть что клевать, зачем улетать?

(90 слов.)

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор слов: рачков, водных, находят (1 вариант); рыбёшку, рисовых, улетает (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

У нас каравайка живёт на Кавказе, на Волге и Урале.4 (1 вариант);

В октябре она улетает в Индию или в Африку.4 (2 вариант).

3. Фонетический разбор слова: ночью (1 вариант); устьях (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 6 класса по итогам 1 четверти

ПЕЧАЛЬНОЕ СВИДАНИЕ

Передо мной речка Покша в пору предзимья, глу­бинной осени. Вышел на свиданье к ней с удочкой. Вдруг позарится на приманку щука или окунище! Но поздно. Уже мороз показы­вал свою работу.

Пришлось забраться в оль­ховник и там прислонить удочку к сучку. Кто возьмёт? Захвачу на обратном пути. Зато теперь я свободный, чтобы всё видеть, слышать, насладить­ся красотой родной речки и прибрежных лесов.

Реку ещё робко схватил ледок. Его гра­ница отступает от центра речки. Чистый, гладкий ледок сверкает на солнышке. На нём не найти лихого росчерка конька, алмазных трещин от броска камня. Сквозь лёд просвечивают­ся малиновые, жёлтые листья. Здесь они и зазимуют.

(По В. Бочарникову.)

(100 слов.)

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор слов: малиновые, схватил, солнышке (1 вариант); глу­бинной, отступает, окунище (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Вдруг позарится на приманку щука или окунище!4 (1 вариант);

Сквозь лёд просвечивают­ся малиновые, жёлтые листья.4 (2 вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова: поздно (1 вариант); здесь (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 6 класса по итогам 1 четверти

В ЦИРКЕ

Многие ребята были на весёлых представлениях и видели номера с животными. Какой же цирк без четвероногих и пер­натых артистов! Звери и птицы проделывают на арене всевозможные трюки. Взрос­лые и дети удивляются, смеются, бурно аплодируют.

А как живут животные в цирке? Слон ест кашу, которую подцепляет длинным хоботом и отправляет в рот. Сивучи питаются мясным фаршем, витаминным салатом из капусты и морковки. Обезьяны — просто гурманы. Чтобы у них не пропал аппетит, еда должна быть разнообразной. Старым лошадям варят овсянку.

Особый рацион у малышей. Дрес­сировщикам часто приходится выхажи­вать животных «с пелёнок». Из бутылки с соской тянут вкусное молоко и козлёнок, и тигрёнок.

(100 слов.)

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор слов: витаминным, проделывают, овсянку (1 вариант); длинным, удивляются, козлёнок (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Звери и птицы проделывают на арене всевозможные трюки.4 (1 вариант);

Из бутылки с соской тянут вкусное молоко и козлёнок, и тигрёнок.4 (2 вариант).

3. Фонетический разбор слова: звери (1 вариант); смеются (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 7 класса по итогам 1 четверти

ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ

Что мы знаем о ездовых собаках? Многие вспом­нят рассказы Джека Лондона. Без со­бачьих3 упряжек не обхо­дилась ни одна полярная экспедиция.

А многим ли известно, что родина ездовых собак Се­вер и Дальний Восток России? Это наша порода, всегда обитавшая на данной территории.

Для народов, живущих в крайне суровых природ­ных условиях, собаки бы­ли незаменимым транс­портом. Без них само су­ществование человека ста­вилось под угрозу. Соба­кам приходилось не толь­ко тянуть нарты, но в труд­ные моменты выручать че­ловека своей тёплой3 шку­рой, мясом. Но основное назначение — перевозка людей и грузов.

Благодаря собачьим уп­ряжкам осваивались но­вые земли. В 1742 году штурман Российского флота Семен Иванович Челюскин прошёл на уп­ряжках четыре тысячи верст, достигнув самой се­верной точки Азии, позже названной его именем.

(По С. Гальчук.)

(114 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу: незаменимым, ездовых, вспом­нят (1 вариант); живущих, собачьим, обхо­дилась (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Для народов, живущих в крайне суровых природ­ных условиях, собаки бы­ли незаменимым транс­портом.4 (1 вариант);

В 1742 году штурман Российского флота Семен Иванович Челюскин прошёл на уп­ряжках четыре тысячи верст, достигнув самой се­верной точки Азии, позже названной его именем.4  (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: тёплой3 шку­рой (1 вариант); со­бачьих3 упряжек (2 вариант).

Контрольный диктант для 7 класса по итогам 1 четверти

ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ

Ездовых собак издавна использовали северные народы: эскимосы Чукотки, Гренландии и Аляски, чукчи, алеуты, юкагиры, эвенки. Требования, предъявляемые к ездовым собакам людьми и экстре­мальным климатом, очень жёсткие. Они способство­вали естественному отбо­ру и сформировали силь­ное и красивое животное.

На Севере были собаки пастуше­ские, охотничьи, но ездовая отличается от них вне­шним видом, характером, темпераментом.

Какая же она, ездовая собака? Долго тянуть тя­жело гружённые нарты мо­жет лишь сильный и выно­сливый пёс. А вот есть до­сыта выпадало нечасто: корма в северных3 услови­ях почти всегда не хвата­ло. Отсюда и строение ез­довой. Это мощное животное с отлично развитой мускулатурой.

В России закупали ез­довых собак для своих пу­тешествий Нан­сен, Амундсен, покорившие на собачьих3 упряжках Север­ный и Южный полюсы Земли.

 (По С. Гальчук.)

 (111 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу: пастуше­ские, отличается, предъявляемые (1 вариант); выно­сливый, закупали, покорившие (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Требования, предъявляемые к ездовым собакам людьми и экстре­мальным климатом, очень жёсткие.4 (1 вариант);

В России закупали ез­довых собак для своих пу­тешествий Нан­сен, Амундсен, покорившие на собачьих упряжках Север­ный и Южный полюсы Земли.4 (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: в северных3 услови­ях (1 вариант); на собачьих3 упряжках (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 8 класса по итогам 1 четверти

 УХА

Я хорошо знал все заветные уголки знакомого мельничного пруда, его тихие заводи, заросшие цветущей розоватой водяной кашкой. Над ней гудели пчелы, летали и повисали в воздухе прозрачные стрекозы. Видел таинственное, изрытое прудовыми ракушками дно со скользящими тенями проплывавших рыб. Чудесный подводный мир раскрывался перед моими глазами. По зеркальной глади, отражавшей белые высокие облака, быстро бегали водомерки, на темно-зеленых листьях водорослей собирались жуки-плавунцы.

В жаркие летние дни мы ловили в открытых заводях рыбу. Было приятно брести в теплой воде и вытаскивать облепленный водорослями бредень. Мы отбирали крупную рыбу, а мелочь бросали в воду, на костре варили уху. Усевшись в тени зеленой береговой листвы, мы хлебали ее деревянными круглыми ложками. Удивительно вкусна, душиста пахнущая дымом костра простая рыбачья уха из свежей рыбы, пойманной своими руками.

(По И. Соколову-Микитову.)

 (123 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор: темно-зелеными, раскрывался, хорошо (1 вариант); подводный, вытаскивать, удивительно (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Усевшись3 в тени зеленой береговой листвы, мы хлебали ее деревянными круглыми ложками.4 (1 вариант);

Я хорошо знал все заветные уголки знакомого мельничного пруда, его тихие заводи, заросшие3 цветущей розоватой водяной кашкой.4  (2 вариант).

3. Выписать словосочетания разного типа связи из своего предложения и  выполнить их разбор.

4. Выполнить морфологический разбор слов: усевшись (1 вариант); заросшие (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 8 класса по итогам 1 четверти

РЫЦАРЬ ВАСЯ

Приятели называли его тюфяком за медлительность и неловкость. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край любого стола или сбивал стул. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным3 в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая3 слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Однако у рыцарей обычно были звучные иностранные имена. Его же звали просто Вася. И это имя не подходило для рыцаря.

(По Ю. Яковлеву.)        

 (122 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор: собирался, некрасивой, опущенным (1 вариант); подходило, иностранные, закованным (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край любого стола или сбивал стул.4 (1 вариант);

В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая3 слабых и обиженных.4  (2 вариант).

3. Выписать словосочетания разного типа связи из своего предложения и  выполнить их разбор.

4. Выполнить морфологический разбор слов: закованным (1 вариант); защищая (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 8 класса по итогам 1 четверти

СВЕТЛЫЙ ДОЖДЬ

Ещё вчера берёзовая роща была золотой. Но сегодня деревьев не узнать. Ночная изморозь всё преобразила. На расстоянии берё­зовая роща кажется посеребрённой. Вдоль вершин деревьев плывёт, кудрявится сизоватая дымка. Такое увидишь только на переходе от осени к зиме или от зимы к весне.

Сказочно красиво и в самой роще. От ветра легко шелестит листва. Но к этим звукам добавляются другие: маня­щие и странные. Кажется, будто рядом кто-то крадётся, чуть дотрагиваясь до листвы. Эти тихие, загадочные шорохи окружают со всех сторон. Ничего не могу понять.

И тут на плечо падает капля, проясняя загадку природы. Во время дневной оттепели узорная изморозь тает, капли ударяются о ветки, листья. Ритмичная мелодия осенней музыки будит воображение. Долго не стихает в роще светлый и ласко­вый берёзовый дождь.

 (По Н. Алёшкину.)

 (120 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор: посеребрённой, дотрагиваясь, ударяются (1 вариант); сизоватая, проясняя, добавляются (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Кажется, будто рядом кто-то крадётся, чуть дотрагиваясь до листвы.4 (1 вариант);

И тут на плечо падает капля, проясняя загадку природы.4  (2 вариант).

3. Выписать словосочетания разного типа связи из своего предложения и  выполнить их разбор.

4. Выполнить морфологический разбор слов: дотрагиваясь (1 вариант); проясняя (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 9 класса по итогам 1 четверти

ПОРА ПРЕДЗИМЬЯ

В природе это время назы­вают по-разному: унылая по­ра, глухая пора, тёмная по­ра. И всё это о глубокой осени. Идёт пора предзимья. Нет яр­ких, броских красок, таких впечатляющих, от которых хочется петь. Все отго­рело, отпылало, отцвело.

Переменам нет числа! Они во всём и везде: в поле, на лугу, в лесу, на речке, в де­ревне. Даже в настроении. Иной так и выскажется: "Была красота и пропала". А она, красота, есть, только скрытая, скромная, тихая, за­стенчивая. На это и настраи­вайся. И тогда тебе откроется красота и поэзия русской при­роды даже в эту пору предзимья, когда меняются крас­ки, звуки, привычные кар­тины.

Теперь всё подчинено одному закону: выстоять, вы­жить в трудных испытаниях... Как просто и как сложно! Когда поймёшь это, то и в осени найдёшь для себя простые радости.

(По Ю. Чернову.)

 (124 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор: по-разному, выскажется, глубокой (1 вариант); сложно, настраи­вайся, за­стенчивая (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Они во всём и везде: в поле, на лугу, в лесу, на речке, в де­ревне.4 (1 вариант);

А она, красота, есть, только скрытая, скромная, тихая, за­стенчивая.4  (2 вариант).

3. Выписать словосочетания разного типа связи из своего предложения и  выполнить их разбор.

4. Выполнить морфологический разбор слов: впечатляющих (1 вариант); подчинено (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 9 класса по итогам 1 четверти

ПОРА ПРЕДЗИМЬЯ

По глян­цевому ледку реки проехался с одного берега на другой жёлтый с загнутыми краями берёзовый листок. Летят и садятся на кусты сирени бело-синие одинокие снежин­ки. По речной лу­жайке рыскает лиса, к утиной стае подкрадываясь. Не удалось никого поймать.

Лимонно светится лист­ва на кусте ивняка. Ветерок не устаёт, всё гладит ласково-шелковистые метё­лочки камыша. Телёнок, весь красный и потому далеко ви­димый3, приметный, вырвался за ограду и замер. Он оторопело глядит на белое поле, не признаёт его, мычит, плачет, тоскуя по летним дням. За­думчиво раскачивается ветка­ми антоновка. Яблок на ней пяток, зато ни едино­го листика. Небо плотно за­дёрнуто3, стережёт солнце. Если оно и появится, то толь­ко мельком.

Тревоги, которые происхо­дят в природе, одни люди за­мечают, другие нет. Эти тревоги пере­носятся, не оставляя рубцов на сердце.

 (По Ю. Чернову.)

 (122 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор: бело-синие, подкрадываясь, раскачивается (1 вариант); ласково-шелковистые, оставляя, пере­носятся (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

По речной лу­жайке рыскает лиса, к утиной стае подкрадываясь.4 (1 вариант);

Он оторопело глядит на белое поле, не признаёт его, мычит, плачет, тоскуя по летним дням.4  (2 вариант).

3. Выписать словосочетания разного типа связи из своего предложения и  выполнить их разбор.

4. Выполнить морфологический разбор слов: ви­димый (1 вариант); за­дёрнуто (2 вариант).

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен