За две недели до окончания 3 четверти традиционно пишем контрольные диктанты с грамматическими заданиями в 5-8 классах.
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
5 класс
ВЕСНА ИДЁТ!
Ещё не сошёл с полей снег, но уже почернели дороги, и небо стало прозрачным и голубым. Ветер не обжигает лицо, а пахнет свежей землёй.4
«Весна3 идёт!» — говорим мы и сразу примечаем у обочины большую чёрную птицу с белым клювом. Грач3 — птица важная, солидная.
Вернулись скитальцы из дальних стран, подняли праздничный крик.4 Значит, весна не за горами. Скоро прибудут и скворцы, засвистят в лесу зяблики, с тяжёлым плеском опустится на озере стая гусей.
А весна всё набирает силу, и каждый новый её день встречает новых певцов. На разных птичьих языках они поют одну песню: «Здравствуй, весна! Здравствуй, солнце!»
(97 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор слова: грач (1 вариант); весна (2 вариант).
- Составьте схему сложного предложения:
Ещё не сошёл с полей снег, но уже почернели дороги, и небо стало прозрачным и голубым. (1 вариант);
Скоро прибудут и скворцы, засвистят в лесу зяблики, с тяжёлым плеском опустится на озере стая гусей. (2 вариант).
- Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Ветер не обжигает лицо, а пахнет свежей землёй.4 (1вариант);
Вернулись скитальцы из дальних стран, подняли праздничный крик.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
6 класс
ПОЛОВОДЬЕ
Деревья, словно чего-то ожидая, стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом лимонницы и крапивницы. В фиолетовом редколесье бабочек видно за сотню шагов.
Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет желание не утонуть.
Безветренным утром выносят первые ульи с закрытыми летками. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись над ульем и запомнив место, насекомые отправляются за пыльцой и водой4. (По А. Калецкому.)
(104 слова.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: заливая (1 вариант); не покружившись (2 вариант).
- Выполните морфемный разбор слов: запомнив, садящиеся, смертельной (1 вариант); ожидая, незатопленных, безветренным (2 вариант).
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Широко, вольно текут вешние воды, заливая3 поймы рек и луга4. (1 вариант);
Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые отправляются за пыльцой и водой4.
(2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
6 класс
РУЧЕЙКИ И РЕЧКИ
У каждого есть своя река, манящая тихими заводями омутов, дарящая первую удачную поклевку. Ты продираешься сквозь ивняковые заросли, недоумевая3 исчезновению богатырской шири речки.4
Родник. Что-то притягательное звучит в этом слове, переполняя нас светлым очарованием детства.4 Грустно видеть, как не прибраны наши роднички. Многим людям дарят они отдых и радость. И косарю, зачерпнувшему в горсть чистой прохлады, и туристу, поставившему свою палатку, и следопыту, уставшему3 от долгого пути.
Но попробуй напиться из родника, замутненного грязью и мусором! Тут уж только разведешь руками, ожидая осадка воды.
От неприметных голубых оконцев зависит полноводье наших ручьев, рек и речушек. Вот как важны крохотные родники!
(100 слов)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: недоумевая (1 вариант); не уставшему (2 вариант).
- Выполните морфемный разбор слов: зачерпнувшему, неприметных, переполняя (1 вариант); поставившему, удачную, недоумевая (2 вариант).
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Ты продираешься сквозь ивняковые заросли, недоумевая3 исчезновению богатырской шири речки.4 (1 вариант);
Что-то притягательное звучит в этом слове, переполняя нас светлым очарованием детства.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
7 класс
ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль3 канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая длинным хвостиком4.
Под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Птицы носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.
В лесу тоже3 поют синицы и зяблики. Голоса звучат отчётливо и воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют по очереди, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.
(115 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: вдоль (1 вариант); тоже (2 вариант).
- Выпишите из текста и сгруппируйте служебные слова (предлоги, союзы, частицы): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
- Произведите полный синтаксический разбор:
По дорогам вдоль3 канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая длинным хвостиком4. (1 вариант);
Птицы носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
7 класс
РАБОТА ГЕОЛОГОВ
Каждый год, едва только3 пригреет весеннее солнце, сотни геологических партий начинают готовиться к отъезду. «Полевые работы» — так геологи называют исследования, которые проводятся в заранее намеченных районах. И главная задача этих работ — поиск.
Идут геологи через леса, болота, горы, ущелья, внимательно приглядываясь к камням.4 Ведь не знает поисковик, где именно скрываются руды или кристаллы редких минералов. С утра до позднего вечера колотит он по камням молотком, отгоняя вьющихся над ним комаров и таёжных мошек.4 Может быть, сделаешь всего два шага в сторону или даже один — и вот она, руда!
Скопления больших количеств нефти, газа или руды замечают чувствительные приборы. Над месторождениями, даже если3 они запрятаны глубоко под землей, стрелки приборов указывают необычные отклонения, называемые аномалиями.
(116 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: едва только (1 вариант); даже если (2 вариант).
- Выпишите из текста и сгруппируйте служебные слова (предлоги, союзы, частицы): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
- Произведите полный синтаксический разбор:
Идут геологи через леса, болота, горы, ущелья, внимательно приглядываясь к камням.4 (1 вариант);
С утра до позднего вечера колотит он по камням молотком, отгоняя вьющихся над ним комаров и таёжных мошек.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
7 класс
ПОСОШОК
Не могу бродить в лесу без палки. То нужно сточной водице канавку прорыть, чтоб сбежала побыстрее, то по стволу дерева постучать — не вспорхнет ли какая птица. Да и как посошок недурна палочка для любого возраста. К палке меня отец приучил. Около3 сорока лет проработавший на строительстве стальных путей, он повидал едва не всю страну.4
Изъездил отец от Владивостока до Ленинграда и осел в родной Ярославщине.4 Потянуло-таки к спокойной, неторопливой матушке Волге. По служебным делам я приезжаю домой. Только заявишься в дом, еще и чемодан не раскроешь, а отец уже про лесную прогулку намекает. Несмотря на то что3 некогда, а успеть надо много, старый лесолюб не оставляет в покое. И вот уже в воскресенье шагаем по лесной дороге.
(117 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: около (1 вариант); несмотря на то что (2 вариант).
- Выпишите из текста и сгруппируйте служебные слова (предлоги, союзы, частицы): из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
- Произведите синтаксический разбор:
Около сорока лет проработавший на строительстве стальных путей, он повидал едва не всю страну.4 (1 вариант);
Изъездил отец от Владивостока до Ленинграда и осел в родной Ярославщине.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
7 класс
ПРОГУЛКА
Под деревьями снег да хлябь. Янтарная торфяная вода в каждой ложбинке бурлит не умолкая, только пену пушистую на поворотах взбивает.4
Отец идет не торопясь и на ходу деревья называет. Так вот и шли мы, солнышком весенним припеченные, лесными красотами обласканные, воздухом духовитым напоенные.4 Отец приметил неподалеку целый ворох измочаленных еловых шишек. Рыжая шелуха густо присыпала землю вокруг3 покосившегося деревца.
Деревце, около3 которого мы обнаружили шелуху, росло хилым, дуплистым. И в эти-то дупельца дятел вставлял спелые шишки, да так крепко и ловко, что наружу торчал только один бочок.
Домой мы возвращались просветленные, казалось бы, ничем выдающимся не отмеченной лесной прогулкой. И все-таки отмеченной! Я вдруг обнаружил, что дела-то мои, на которые я ссылался, откладывая прогулку, не такие уж и важные.
(110 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: вокруг (1 вариант); около (2 вариант).
- Выпишите из текста и сгруппируйте служебные слова (предлоги, союзы, частицы): из 1 и 2 абзаца (1 вариант); из 3 и 4 абзаца (2 вариант).
- Произведите синтаксический разбор:
Янтарная торфяная вода в каждой ложбинке бурлит не умолкая, только пену пушистую на поворотах взбивает.4 (1 вариант);
Так вот и шли мы, солнышком весенним припеченные, лесными красотами обласканные, воздухом духовитым напоенные.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
7 класс
ЗЕЛЕНЫЙ ЗАСЛОН ПУСТЫНИ
Ашхабад лежит у подножия гор, огораживающих столицу Туркмении с юга.4 А к северу от города начинается огромная пустынная равнина, простирающаяся на тысячи километров.4 Безжизненны эти места без воды, но и даже если3 приходят сюда животворящие каналы — не вдруг и не сразу становятся обжитыми новые поселки и города в пустыне.
Вначале неуютно и одинаково выглядят долины под неумолимым солнцем. Только когда3 заслонит их тенью листва поднявшихся деревьев, тогда хлопкороб и чабан, геолог и нефтяник могут по-настоящему отдохнуть от дневного зноя в прохладе.
Зеленый город, поселок, кишлак — обетованная, завоеванная человеком земля. Около двадцати видов декоративных деревьев и кустарников растут на территории биостанции. Более неприхотливые и быстрорастущие из деревьев должны стать зеленым заслоном во всех населенных пунктах.
(114 слов.)
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: даже если (1 вариант); только когда (2 вариант).
- Выпишите из текста и сгруппируйте служебные слова (предлоги, союзы, частицы): из 1 абзаца (1 вариант); из 2 и 3 абзаца (2 вариант).
- Произведите синтаксический разбор:
Ашхабад лежит у подножия гор, огораживающих столицу Туркмении с юга.4 (1 вариант);
А к северу от города начинается огромная пустынная равнина, простирающаяся на тысячи километров.4 (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть
8 класс
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Влажный воздух, наполненный запахом талой земли и прелой прошлогодней листвы, напоминал о приходе весны.4 Я сидел около лесной сторожки и наслаждался замечательной весенней ночью и тишиной, необычной для меня ― жителя большого и шумного города.
Я немало был удивлен, услышав легкий шорох, раздавшийся почти у самых моих ног.4 Он был еле-еле уловим и временами совсем пропадал. Я невольно стал прислушиваться. Какой-то маленький ночной зверек вылез из своей норки и бродил около меня, оставаясь невидимым под покровом ночи. Эти звуки, то удаляясь и пропадая совсем, то снова появляясь недалеко от меня, не давали мне покоя.
Мне захотелось увидеть этого лесного жителя. И я, вынув карманный фонарь, навел его на то место, где шорохи были слышны наиболее четко. Круглое пятно яркого света осветило землю, но там никого не оказалось. Не раз я зажигал свет, но проворного зверька не было.
(137 слов.)
Грамматическое задание
- Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.
- Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Влажный воздух, наполненный запахом талой земли и прелой прошлогодней листвы, напоминал о приходе весны.4
2 вариант – Я немало был удивлен, услышав легкий шорох, раздавшийся почти у самых моих ног.4
3. Выпишите из текста разные виды сказуемых.