
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по родному русскому языку адресованы обучающимся 5-8 классов.
Для каждого класса предлагаем 7 заданий, основанных на текстах курских писателей Е.И. Носова, К.Д. Воробьева, М.Н. Еськова.
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Деревенские ласточки
(фрагмент рассказа)
Вчера без толку целый день просидел над поплавками.
Злой встречный ветер с самого утра ерошил потемневшую воду реки, будто силился задержать ее течение. Река вздымалась на стрежне, тяжелыми свинцовыми волнами шумно билась о крутой глинистый берег, и вода под обрывами была мутна от размытой глины.
Прячась от ветра, я сидел под кручей, а надо мной, на грани луга, торчала какая-то сухая былинка и все раскачивалась и жалобно посвистывала. Пробирало сквозь все мои свитера. Я доел консервы, достал из-за голенища большой рыбацкий нож и несколькими ударами пробил в боках и донышке жестяной банки отверстия. На дно банки положил пустую спичечную коробку, сверху же – сухого коровяка, поджег – и моя маленькая печурка задымила, закурила едким кизячьим дымком. Поддерживая в ней огонек, я грел быстро зябнущие на ветру руки.
Скажете: и охота же сидеть в такую непогодь? Уж если бы клевало, куда ни шло.
Что поделаешь? Таковы все мы, рыболовы. Не сдаемся до последнего.
А клевать – верно, не клевало. Только под вечер поплавок на одной из удочек как-то нехотя окунулся, я подсек и вынул пескаришку. Он раз-другой трепыхнулся на крюке, обмяк и недвижно повис. Снимая, я взял его брусковатое тельце в руку, и почудилось, будто в моей ладони зажата маленькая льдинка: так нахолодала эта рыбешка.
Ну, конечно же, я тотчас выпустил пескарика. Он заслужил этого, не обидел рыболова, заставил, хоть один раз за весь день, вздрогнуть рыбацкое сердце, потопив поплавок.
И, уходя с реки с порожней сумкой, я не клял себя за «пустой» день, не зарекался, что, мол, хватит, всё, больше не пойду. В следующее воскресенье соберусь снова. И буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. Потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.
Неяркое осеннее солнце, сокращая свой путь, уже спускалось за синеющие холмы, над которыми летом в это время оно сияло высоко и в полную силу. Я шагал широким, ровным лугом, который был еще по-летнему свеже-зеленым, хотя по утрам он уже серебрился от инея. Шагал навстречу косым солнечным лучам, холодным и резким, густо-багряным, от прикосновения которых тотчас пламенели и зеркальце луговых озерков, и белостенные хаты на косогоре, и дальний лес за деревушкой, и даже яркая зелень луга, вбирая в себя этот багрянец, приобретала необыкновенный и удивительный оттенок.
Ветер постепенно унялся, как обычно бывает под вечер.
Подходя к одной низинке, еще в весеннее половодье занесенной песком, на котором так ничего и не проросло за все лето, я невольно остановился. Над низинкой кружились деревенские ласточки.
Ласточки в середине октября! Холодный, пронизывающий ветер – и ласточки. Искрящаяся по утрам на лугу изморозь – и эти веселые щебетуньи, спутницы тихих, безмятежных летних зорь! В городе они исчезли еще в погожие сентябрьские дни. Стрижи улетели и того раньше, когда осень еще ничем о себе не напоминала и в садах висели умытые росой душистые антоновки. А эти?
Их было много, не семейка, а целая стая. Видно, они не здешние, пролетом. Они кружились над песчаной балочкой в каком-то неудержимом хороводе: то низко скользили над самой землей, то круто взмывали вверх, расправляя свой вильчатый хвостик, то вдруг присаживались на песок и, не складывая длинных узких крыльев, а все время трепеща ими, перебегали по земле, затем снова взлетали, кружились и вспархивали кверху. В низких лучах солнца то и дело поблескивали их вороненые крылья и розовели белые грудки. Свой хоровод они вели в полном безмолвии. Не было слышно того радостного мелодичного щебетанья, без которого трудно представить себе деревенскую ласточку.
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени.
Но что означал этот танец крылатых? И почему они облюбовали для своего странного хоровода именно этот песчаный пятачок? Надо было выяснить. И я пошел к низинке. Вот что-то неуклюже полетело и ударилось о мою грудь. Я взмахнул рукой, разжал пальцы и увидел на ладони длинноногого рыжего комара, сантиметра три-четыре в размахе крыльев. Старый знакомый! Самая поздняя осенняя насадка из насекомых, на которую я обычно лавливал уклеек. Так вот, оказывается, что привлекло сюда ласточек! Комаров здесь оказалось множество. Это был их обычный осенний вылет.
А ласточки? Они не совсем охотно покинули свою «столовую». Сначала долго кружились вокруг меня, пока я топтался по песку, а потом вдруг собрались в плотную стаю и улетели. Я знал, что больше они сюда не вернутся. Надо торопиться к югу. Ведь и так запаздывали.
До свидания! До будущей весны!
Я шел домой, обрадованный этой встречей. И не беда, что за спиной висела пустая сумка.
(Евгений Иванович Носов)
Задание 1. Прочитайте внимательно текст Е.И. Носова и найдите в нем слова с оценочным значением, относящиеся к рыбе. Напишите, с какой целью автор их использует, что хочет сказать читателю.
Задание 2. Замените диалектные слова литературными синонимами:
Непогодь –
Силился –
Ерошил –
Разводье –
Обоснуйте использование этих слов в рассказе.
Задание 3. Подберите синоним к слову «порожняя (сумка)». Подумайте и запишите, каково значение фразеологизма «переливать из пустого в порожнее».
Задание 4. Для описания внешнего вида ласточек автор использует такие словосочетания: «брусковатое тельце», «вильчатый хвостик», «вороненые крылья». Подумайте и напишите, что они обозначают.
Задание 5. В пословицах о птицах отражаются наблюдения русского человека за природой, используются образы птиц для описания человеческих качеств. Объясните кратко, что они обозначают:
И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
Все птицы крыльями машут, да не все летают.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Задание 6. Вспомните литературные произведения, фильмы, мультфильмы, где героями являются птицы. Запишите их названия, укажите авторов (до 2 наименований).
Задание 7. Ласточки и рыбки находятся в центре внимания автора. Подготовьте и напишите развернутое высказывание (5–7 предложений) на тему «В чем заключается связь русского народа с миром животных и птиц?»
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Старая яблоня с осколком
Наконец-то, мы решили: на праздники поедем к матери, в мой первый дом. Дорога, в общем, не длинная: восемьдесят верст поездом, семь верст пешком – всего каких-нибудь четыре часа пути.
В студенческие годы, бывало, каждую субботу ездил домой. В балетке – ходовом по тому времени маленьком чемоданчике с закругленными окованными углами – непременно лежали авоськи, холщовые сумки, кувшин – словом, всякая емкая тара, которая дома загружалась под самую завязку. Воскресным поездом возвращался в город, увозя из деревни картошку, кислую капусту, соленые огурцы, и редко, по праздникам, в мою поклажу попадали яйца или кусок сала – нехитрые, бесценные подарки от соседей, родственников и маминых подруг.
– Бяри, бяри, – уговаривала меня соседка тетка Наталья. – Можа, нас, старух, када и успомнишь, хучь в письме поклон пришлешь.
И была мне, студенту-крестьянину, эта дорожка кормилицей. Часто думал: вот только доучусь, пойду работать – повезу матери благодарственные булки и конфеты. Конечно, не в сетках! Куплю новый большой чемодан. И с первой же получки обязательно подарю маме форсистую плюшевую кофту, или «плюшку», как называли ее наши хуторские бабы.
Прошли те годы. Появились жена, двое детей. За ними да за работой дни расходятся мелкой монетой. Вроде бы день-рубль и велик, а по копеечкам разбежится – не заметишь, известное дело. Потому и наведываюсь к маме редко: в отпуск на недельку, когда так совпадает, что мы с женой оба свободны от службы, или вот как сейчас, на праздник.
В дороге неумолимо тянет к вагонному окну. Смотришь на чужие места, на хаты, на людей, застигнутых как есть, – все быстро и безжалостно исчезает. Вот уже мимо уплывает сухой ветряной взгорок, облюбованный чабрецом и серебристым полынком, недолго стелется луг, прыщавый от черных кротовых выработок; потом все вдруг ужимается гуляющим на ветру перелеском, и снова раскидывается, теряется и дрожит в мареве убегающая необъятная даль. Хочется остановить это движение, посидеть на взгорке, пройтись по неказистому, но такому загадочному леску, умчаться по лугу к горизонту, глянуть за край земли, где мерещится все еще нетронутым мое детство.
Тем временем мои дочки захватили вагонный столик, немедля затребовали карандаши, книжки-раскраски с бесцветными тиграми и львами, зебрами и жар-птицами и кинулись малевать, забыв обо все на свете. Даже в окно не смотрят.
Вот ведь как легко они обживают землю! Весь мир – собственность, все откровенно, возможно, доступно. Стало даже обидно. Как же так? Я собирался показать им свою дорогу. Это моя кровная земля, моя жизнь! И мои же дети, именно мои, относятся ко всему моему, как чужие пришельцы, не признавая, что я здесь жил. Для них – будто ничего на земле и не было, они лишь осчастливили ее своим приходом, захватив родителей на первый случай в качестве провожатых. А как хочется отдать им свое детство, без чего, как мне думается, они меня не поймут, потому что я весь тем, в том моем начале, откуда иду. И нынешние радости мои – лишь отблески, осколки той безгранично чистой радости. Да и горе нынешнее, взрослое, которое можно обуздать и найти из него выход, несравненно с тем моим безутешным истинным горем. Я хочу, чтобы в детство дочерей вошло и мое детство. Иначе может случиться, что мою жизнь они не признают за жизнь, сочтут ее не единственной, не обязательной, не примут ее за часть своей жизни. С этим я уже встречался. В студенческом общежитии как-то зашел разговор про причуды обуви. Стали припоминать, какая она была, как менялась. Воскресили в памяти всякие золотые и сафьяновые туфельки, флибустьерские башмаки с фасонистыми пряжками и белыми чулками под коленку, ботфорты и многое другое, что довелось увидеть в кино и разглядеть на старинных картинах. Из давнего прошлого разговор сам собой перекинулся в наше время. Заговорили о себе, кто и что носил в недалеком детстве, в чем бегал в школу. Подошла и моя очередь. Я признался, что до пятого класса ходил в лаптях.
– Не трепись. Такое еще до революции было, – отрезали ребята.
– Да вы что?! – вскипел я.
– Мы-то ничего. Это ты… Силен трепаться!.. Ты, случайно, на мамонтов не охотился, а? С камнем один на один…
Беспомощно пытался доказать, что так было на самом деле. Они улыбались, но слушать меня не хотели. Я-то по простоте душевной думал, что коли так жил, то и доказывать этого не надо, это же само собою разумеется, это ж всегда со мной. Куда же я денусь от лаптей?
Вот сейчас смотрю на обувку детей и радуюсь больше их самих. Что для них какие-то туфельки? Небольшой эпизод, всего-то и радости, пока эти туфельки еще не были на ногах. А теперь уже и забыли про них: пособьют носки, да и вырасти успеют скорее, чем износят. Выбросят – и забудут начисто.
Лапти мои горемычные! Вы будете сопровождать меня всю жизнь. Мне и стыдно, и не хочется лишний раз вспоминать о вас при людях. Но куда денешься? О каждом тогдашнем куске хлеба помнишь благодарной собачьей памятью. Помню и вас.
(Михаил Николаевич Еськов)
Задание 1. Прочитайте фрагмент рассказа М.Еськова «Старая яблоня с осколком» и напишите, о чем размышляет главный герой рассказа. (3-4 предложения)
Задание 2. Объясните, как вы понимаете значения выделенных в тексте слов.
Бяри –
Можа –
Пришельцы –
Лапти –
Сафьяновые –
Задание 3. Основную часть рассказа составляют воспоминания главного героя о детстве. Приведите 4 примера из текста, использовав цитирование или сжатый пересказ.
Задание 4. Познакомьтесь со значением слова детство (см. словарную статью) и дайте толкование пословице «Детство – время золотое, ест, и пьёт, и спит в покое».
Толковый словарь Ожегова
ДЕТСТВО, а, ср. Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте. Счастливое д. Друг детства. Провести д. в деревне. Впасть в д. (от старости потерять рассудок). Д. человечества (перен.).
Задание 5. Прочитайте пословицы. Выберите ту (те), которую (ые) можно отнести к данному рассказу. Запишите свой ответ в виде выбранной (или выбранных) букв.
А. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься.
Б. Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.
В. Доброе дело питает и душу, и тело.
Г. Человека труд кормит и одевает.
Д. Сиротой вырос – горя море вынес.
Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей говорится о детстве. Запишите их названия, укажите авторов (3 произведения). Обоснуйте свой выбор.
Задание 7. Напишите сочинение-миниатюру (5–7 предложений), поразмышляв над вопросом «Почему герой считает, что его дети относятся ко всему «как чужие пришельцы»?»
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 класс
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Подснежник
До выяснения обстановки в близлежащих деревнях мы остановились в лесу на поляне у крутой снежной горы.
– Тут прошлогоднее сено, – объяснил Потатыч, – надо строить курени.
Мы разделились на две группы: одна готовила в лесу каркасы шалашей, а вторая утепляла их сеном.
Буран не утихал. Вековые сосны гудели могуче и гневно, а кусты орешника, ольхи и крушины метались у их подножия и шумели тревожно и жалобно. Первым пал дуб – он был стар и стоял одиноко на заснеженной поляне, широко раскинув черные сухие ветви. Когда вершина его грохнулась оземь, из дуплистого кряжа буря вырвала протяжный вой незнакомого зверя. Вся страх и трепет, промчалась тогда серна, и тёплым пушистым комком прокатился заяц.
– Черт косой! – выругался лесничий и зло плюнул. – Не мог помедленнее лететь! Будто за ним гнались…
– Это ты про зайца, Потапыч?
– А то про кого же? Винтовку даже не пришлось снять… Шмыг – и нет его.
– А я думал, ты в дружбе с зайцами!
– Это почему же? – настороженно заинтересовался старик.
– Да когда драпал ты вчера от немцев, а я сзади был…
– Не болтай чего не надо, дубина осиновая! Я все время отходил… – Потапыч замялся, подыскивая слово, – в прикрытии. Вон спроси у командира: он рядом со мной … распоряжался!
Под вечер, выслав несколько групп в разведку, я вызвал Потапыча из лагеря. Шли мы долго и молча по лесу, утопая в снегу, и я все не мог начать разговор.
– Вам надо принять командование ротой, – сказал я наконец, а Потапыч спокойно осведомился:
– Надолго?
– Навсегда.
– Ага! А ты что ж, начальством отзываешься? На повышение?
Я торопливо перебирал в памяти те моменты вчерашнего происшествия, когда мое поведение заслуживало нареканий.
Я знал, что такой метод самооценки граничит с фальсификацией фактов, но в тот день мне исполнилось двадцать три года, и я почувствовал себя далеко не безупречным командиром, каким втайне считал.
– Завтра в восемь утра построим людей, и я передам вам командование.
– В нашей роте нет трусов! – сердито перебил Потапыч. – И зря вы, товарищ лейтенант, – перешел он на официальный тон, затеяли разговор этот! Нешто вы струсили? То ж была паника, а ею любой человек может на минуту заразиться… Как чумой! Да только вот что: если нутро у человека хорошее, свое, русское, то после такой панической холеры он красавцем в бою становится! Злым и героическим!
– От стыда что ли? – не вытерпел я.
– Нет, от обиды. Да и от стыда тоже. А что ж тут плохого, раз человеку на пользу вышло?
Потапыч говорил медлительно, спокойно, взглядывая на меня светлыми глазами, и я читал в них затаенную лукавинку и ласковость.
– Нешто их, удач-то, не было у нас до вчерашнего? Или к новым пути заказаны? Ну, не-ет!..
В лесу темнело. Молча мы шли по сугробам до тех пор, пока Потапыч не остановился первым. Став по команде «смирно», он поднес к голове руку и проговорил:
– Товарищ командир! Надо возвращаться в роту!
(Константин Дмитриевич Воробьев)
Задание 1. Прочитайте внимательно отрывок из рассказа К.Д. Воробьева «Подснежник». Найдите в нем признаки языка художественной литературы. Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Найдите в тексте слова, которые характеризуют душевное состояние героя, выпишите их.
Задание 3. Объясните, как вы понимаете смысл фразеологизма «перебирал в памяти».
Задание 4. Найдите слова из текста, которые имеют данное значение, и выпишите их.
А) То же, что и шалаш.
Б) Кустарник с чёрными несъедобными плодами.
В) Просторечное слово, которое имеет значение «неужели», «разве».
Задание 5. Установите соответствие между названиями словарей и словарными статьями: к каждой позиции из первой колонки подберите соответствующую позицию из второй колонки. Ответ запишите в виде пар букв и цифр.
| А) Русский орфографический словарь | 1) КАРКАС, -а, м. Остов какого-л сооружения // Проволочная основа для некоторых матерчатых изделий. | 
| Б) Этимологический словарь русского языка А. Ситникова | 2) ЗАМЯЛСЯ, глаг.: запнулся промедлил замешкался | 
| В) Словарь синонимов В.Н. Тришина | 3) БУРЬЯН, -а | 
| Г) Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой | 4)ДРАПАТЬ (убегать). Общесл. Образовано с помощью суф. – ати от той же основы, что и латыш. вruopstala – «ломтик, кусочек», греч. drepo – «отламываю, отрезаю» | 
Задание 6. Вспомните, какие произведения военной тематики вам известны. Укажите не менее трех произведений и их авторов. Расскажите об одном из героев (5–7предложений).
Задание 7. Подготовьте развернутое высказывание (не менее 12 предложений), объяснив, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Нешто вы струсили? То ж была паника, а ею любой человек на минуту может заразиться… Да только вот что: если нутро у того человека хорошее, свое, русское, то после такой панической холеры он красавцем в бою становится! Злым и героическим!»
ОЛИМПИАДА ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Красное вино победы
(Отрывок)
<…> Дверь распахнулась от толчка сапогом, в палату грузно протиснулся начхоз Звонарчук. <…>
На вытянутых руках он нёс медный самоварный поднос с несколькими тёмно-красными стаканами.
– З победою вас, товаришчи! – поздравил он усталым, по-детски тонким голоском. <…>
Эти рубиново-красные, наполненные до краёв стаканы воспринимались в нашей бесцветно-белой палате как нечто небывало-торжественное, обещали какое-то таинство.
Минуту-другую каждый молча созерцал свой стакан. <…>
– Давайте, робяты, за дальнейшую нашу жисть выпьем… Как она дальше пойдёт… Что было – то было, будь оно неладно! Живым жить, живое загадывать.
Мы выпили. <…>
– Всё, славяне! Завтра буду проситься на выписку, – решительным тоном сказал Саша Самоходка…<…>
– Не выпишут – убегу. <…> Эх, и хорошо у нас, братцы! Деревня высоко-высоко, а внизу Волга… Всю видать, на пятнадцать вёрст туда и сюда. Пароходы идут, гудки, бакены по вечерам… Михай, поехали?
– Нэ-э, я домой.
– Что у тебя там? Успеешь.
– Как что? – Михай вскинул рыжие брови. – Как что? Не был – не говори!
– Нет, брат. – Самоходка мечтательно уставился в потолок. – Где Волга не течёт, там не жизнь.
– Зачем зря говоришь? Зачем? А виноград у вас есть? А вино наше пил? Нэ пил.
– Квас, знаю.
– Что понимаешь? – горячился Михай. – Давай спорить! Квас, да? Налью тебе кружку, вот такую большую, – он сдвинул культи, показывая, какую кружку нальёт Самоходке. – Пей, пожалуйста! Выпьешь – под бочку упадёшь. Как мёртвый будешь. Э-э, что говоришь – нету жизни. Поедем – увидишь. Что Волга? Что Волга? Мы воду нэ пьём, мы вино пьём. Молдова, понял?
– А у нас на Мезени пиво теперь варят.
– Сегодня везде празднуют, – сказал Саенко.
– Празднуют, да не так. У нас, на Мезени-то, бабы старинное надевают. Хороводы водят, песни поют. А потом сядут в лодки да по Мезени… А пиво я люблю чтоб с брусникою. – Бородухов выразительно покрякал, провёл ладонью по рту, будто обтёр пивную пену.
Вино разбередило, ребята зашумели, заспорили, где жить лучше. Вмешались Саенко с Бугаёвым, стали рассказывать о Сибири.
Оба были родом из-за Урала, только Саенко происходил из степных алтайских хохлов, а Бугаёв – коренной енисейский чалдон.
«Сколько разных мест на земле», – думал я, слушая разговоры.
Лежали раненые и в других палатах, и у них тоже были где-то свои единственные родные города и деревни. Были они и у тех, кто уже никогда не вернётся домой… Каждый воевал, думая о своём обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника.
(Евгений Иванович Носов)
Задание 1. В рассказе Е.И. Носова раскрывается тема роли малой родины в жизни человека. Вспомните пословицы и поговорки о любви к Родине. Запишите не менее трёх пословиц или поговорок.
Задание 2. Найдите в тексте слова, которые могли бы продолжить предложенные ряды синонимов, и выпишите их:
1) задумывать, предполагать, планировать…
2) конечность, обрубок, култышка…
3) местный, старый, давнишний…
Задание 3. Найдите слова из текста, которые имеют данное значение, и выпишите их.
А) Фразеологизм, употребляемый в разговорной речи для выражения сильного неудовольствия, неодобрения.
Б) Старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Незначительная часть пространства.
Задание 4. Прочитайте внимательно отрывок из рассказа Е.И. Носова «Красное вино победы». Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | 
| А) «Бородухов выразительно покрякал, провёл ладонью по рту, будто обтёр пивную пену». Б) «Эти рубиново-красные, наполненные до краёв стаканы воспринимались в нашей бесцветно-белой палате как нечто небывало-торжественное…» В) «решительным тоном». Г) Каждый воевал, думая о своём обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника. Д) «Лежали раненые и в других палатах». | 1) антитеза 2) эпитет 3) сравнение 4) инверсия 5) синекдоха | 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Задание 5. Установите соответствие между названиями словарей и словарными статьями: к каждой позиции из первой колонки подберите соответствующую позицию из второй колонки.
| А) Морфемно-орфографический словарь русского языка | 1)ТА́ИНСТВО, – ср.а, ср. В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати. Таинства православной и католической церкви (крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание, священство). Таинства лютеранской церкви (крещение и причащение). Таинства англиканской церкви (крещение, причащение, церковный брак). | прил. таинственный, -ая, -ое. | 
| Б) Словарь синонимов русского языка | 2) та́инство, -а [не таи́нство] | 
| В) Толковый словарь русского языка | 3) та́и/н/ств/о | 
| Г) Большой орфоэпический словарь русского языка | 4) ТА́ИНСТВО, – брак, бракосочетание, елеосвящение, исповедь, конфирмация, крещение, миропомазание, мистерия, обряд, покаяние, причастие, причащение, священство, соборование, тайна | 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
Задание 6. Вспомните, в каких произведениях русских писателей встречаются герои-защитники нашей Родины. Укажите произведения и их авторов (3 примера). Дайте характеристику понравившемуся герою (8–10 предложений).
Задание 7. Подготовьте развёрнутое высказывание, ответив на вопрос «Почему персонажи повествования Е.И. Носова «Красное вино победы» рассказывают о своей малой родине?» Включите в свою творческую работу (не менее 12 предложений) слова и фразы из текста, подтверждающие ваши мысли.
