Грамматическое задание практически всегда сопровождает контрольные диктанты. Оно состоит из тех видов разбора, которые отработаны на уроках при изучении языковых единиц (звуков, морфем, разных частей речи, словосочетаний и предложений).
Предлагаю вспомнить названные разборы. Приведу некоторые образцы разборов.
Для звуко-буквенного (фонетического) разбора нужно уметь записывать транскрипцию, делить слова на слоги, давать характеристику звуков и указывать их количество.
Звуки обозначаем в записи в квадратных скобках, названия букв - в кавычках.
Характеризуя согласный звук, отметим его особенности по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, назовём пары.
У гласных звуков укажем ударность-безударность.
Для разбора по составу (морфемного) разбора нужно уметь выделить корень слова, найти приставки и суффиксы, выделить основу и окончание, даже если оно нулевое. У глаголов-инфинитивов, деепричастий, наречий, форм сравнительной степени прилагательных окончаний нет.
Производя морфологический разбор части речи, например, существительного, следует использовать сложный план: во-первых, определить грамматическое значение слова, во-вторых, указать его начальную форму и постоянные и непостоянные признаки, в-третьих, выяснить синтаксическую роль в предложении.
Выполняя синтаксический разбор, необходимо учесть осложнения в простом предложении. Это могут быть однородные члены, обособленные члены, сравнительные обороты, вводные слова и обращения. И, конечно, нужно составить схему предложения.
В примерах слева дан образец разбора двусоставного предложения, а слева - односоставного.
В этих же примерах есть два причастия. Даны примеры разбора страдательного (слева) и действительного (справа) причастий.
Характеристика сложного предложения включает в себя сведения о структуре и количестве частей, виде связи. Обязательно характеризуем каждую часть, представленную простым предложением. Без схемы синтаксический разбор считается неполным.
Здесь ниже представлены сложноподчинённые предложения, у которых придаточная часть занимает разную позицию, находясь в начале, середине, конце по отношению к главной части.
Составление схем показано в самом предложении, где сразу видны границы частей.
Найдите среди представленных предложений такие, у которых части связаны сочинительной и подчинительной связью; подчинительной и бессоюзной связью. В каком из них пропущена запятая?