Top.Mail.Ru
Разборы в грамматическом задании
Ученику

Грамматическое задание практически всегда сопровождает контрольные диктанты. Оно состоит из тех видов разбора, которые отработаны на уроках при изучении языковых единиц (звуков, морфем, разных частей речи, словосочетаний и предложений).

Предлагаю вспомнить названные разборы. Приведу некоторые образцы разборов.

Для звуко-буквенного (фонетического) разбора нужно уметь записывать транскрипцию, делить слова на слоги, давать характеристику звуков и указывать их количество.

Звуки обозначаем в записи в квадратных скобках, названия букв - в кавычках.

Характеризуя согласный звук, отметим его особенности по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, назовём пары.

У гласных звуков укажем ударность-безударность.

 

Для разбора по составу (морфемного) разбора нужно уметь выделить корень слова, найти приставки и суффиксы, выделить основу и окончание, даже если оно нулевое. У глаголов-инфинитивов, деепричастий, наречий, форм сравнительной степени прилагательных окончаний нет.

 

Производя морфологический разбор части речи, например, существительного, следует использовать сложный план: во-первых, определить грамматическое значение слова, во-вторых, указать его начальную форму и постоянные и непостоянные признаки, в-третьих, выяснить синтаксическую роль в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняя синтаксический разбор, необходимо учесть осложнения в простом предложении. Это могут быть однородные члены, обособленные члены, сравнительные обороты, вводные слова и обращения. И, конечно, нужно составить схему предложения.

В примерах слева дан образец разбора двусоставного предложения, а слева - односоставного.

В этих же примерах есть два причастия. Даны примеры разбора страдательного (слева) и действительного (справа) причастий.

Характеристика сложного предложения включает в себя сведения о структуре и количестве частей, виде связи. Обязательно характеризуем каждую часть, представленную простым предложением. Без схемы синтаксический разбор считается неполным. 

Здесь ниже представлены сложноподчинённые предложения, у которых придаточная часть занимает разную позицию, находясь в начале, середине, конце по отношению к главной части.

Составление схем показано в самом предложении, где сразу видны границы частей.

Найдите среди представленных предложений такие, у которых части связаны сочинительной и подчинительной связью; подчинительной и бессоюзной связью. В каком из них пропущена запятая?

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен